Авторская дидактическая игра "Цветные паучки"
Авторская дидактическая игра "Цветные паучки"
Автор: Сараева Елена Владимировна
МБДОУ "Детский сад № 140", г. Рязань
Аннотация: Развитие логического мышления детей - важная составляющая успешного обучения и воспитания в школе.
Ключевые слова: дидактическая игра, логика, дошкольники.
Дидактические игры могут быть широко использованы воспитателем и родителями в работе над развитием логического мышления детей дошкольного возраста.
О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, которая установила, что игра для развития ребенка-дошкольника имеет решающее значение. Итак, как же полезно поиграть с детьми, да ещё и захватить развитие логического мышления? Всё очень просто, приведу вам очень интересные авторские дидактические игры, которые помогут вам и вашим детям не только интересно провести время
Цель использования пособия:
- Осуществить грамотный переход от наглядно-образного мышления к наглядно-действенному мышлению у дошкольника;
- Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, части и целом, пространстве и времени;
- Закреплять у детей знания о геометрических фигурах, основных цветах;
- Формирование умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
- Развитие таких качеств как: любознательность, смекалка, наблюдательность, память, внимание, мышление и речь ребенка.
«Цветные паучки»
Цель: совершенствование навыка количественного счета предметов, умение находить взаимосвязь между предметами
Описание хода игры:
Вариант 1. Давай поиграем с веселыми паучками, смотри какие они забавные и совсем не страшные. Смотри, я кладу одного паучка, какого он цвета?
- Красный.
Правильно, у него есть лапки тоже красные. Смотри, у него есть друг, синий паучок и у него тоже есть лапки, как ты думаешь, если лапки паучков соединятся, то какой цвет получится?
- Фиолетовый.
Давай проверим (смешиваем красную и синюю краску получаем фиолетовый цвет, кладем его на лапки паучков).
Смотри, к ним пришёл желтый паучок поиграть, он тоже хочет играть, давай посмотрим, что будет, если красный паучок возьмет желтого за лапку?
- Получается оранжевый.
- А если синий возьмёт желтого за лапку?
- Зелёный.
Вариант 2. "Рыбки в аквариуме"
Цель: знать аквариумных рыб, уметь отличать их от речных видов, систематизировать по основным признакам.
Описание хода игры:
Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой, ты узнал его?
- Это Емеля!
Верно, Емеля очень любит ловить рыбу. И он хочет, чтобы рыбки жили у него дома. Как ты думаешь, возможно ли это?
- Да, если у него есть аквариум.
А что такое аквариум?
Аквариум — это прозрачная стеклянная ёмкость для воды, в которой можно разводить декоративных рыбок или других водоплавающих животных. Посмотри, Емеля, у нас есть аквариум, его держит наш помощник паучок, а есть речка, картинку с изображением речки держит другой паучок.
Помоги Емеле, Водяной был не в духе и всех рыбок отправил в огромное болото. Твоя задача аквариумных рыбок отправить в аквариум, а речных – в речку.
Давай возьмём вот эту рыбку (окунь), как ты думаешь, где она живёт?
В речке - почему?
- У неё окрас, который помогает ей спрятаться на дне от опасности.
Хорошо, правильно, значит она живёт где?
- В реке (кладём на лапку паука с изображением реки окуня)
Я умная рыбка - смотри на плавник
Я плаваю в речке, я к речке привык
Но ты меня смотри не обижай,
Я укусить могу, ты так и знай!
Смотри, какая красивая рыбка! Эту рыбку назвали золотая рыбка Вуалехвост, как ты думаешь, почему?
- Потому что у неё очень красивый хвост! И она похожа на рыбку из сказки - верно, где же она живёт?
- В аквариуме (отправляем рыбку к паучку с аквариумом)
Я рыбка не простая,
Я рыбка золотая!
Мой хвост волшебный очень
Желания исполню между прочим!
Игра продолжается до тех пор, пока все рыбы не вернутся в свои места обитания:
Карась
Я красивый, серебристый
Очень я живуч
Если высохнет водичка в иле пережду.
Сомик
Я усатый, пятнистый, полосатый
Но не кот!
Очень огромный
Есть у меня рот!
Рыба комета
На небе звёздном ночью ты видишь
Тысячи звезд
И я как комета только в воде
Мой хвост
Телескоп
На звезды смотрит звездочёт
Сквозь телескоп огромный
И я смотрю на всех вперёд,
Я очень недовольный.
Спасибо вам, теперь я знаю, каких рыбок нужно дома заводить, но я что-то так устал.
Емеля, ты знаешь, кроме аквариумных рыбок и речных есть очень много морских обитателей. Хочешь о них узнать побольше?
- Конечно!
Пальчиковая гимнастика "В подводном мире"
Мы, смешные осьминожки.
Ну-ка посмотри:
Мы бежали б по дорожке
Раз, два, три (на раскрытой ладони сначала одной рукой изобразить осьминога, плывущего вверх, потом поменять местами руки и повторить).
А мы черепашки,
Мы ползем
Весело, задорно!
В водоём. (На ладошке двумя пальцами медленно перебирать, имитируя "черепашкину ходьбу")
В синем море под водой,
Пляшет крабик заводной,
Вот он, видите какой:
Тот же рак, но рак морской.
(Двумя руками делаем клешни и "щелкаем")
Рыба
В аквариуме рыбки
Туда-сюда плывут,
В аквариуме рыбки
Играют и поют
А котику так хочется
Рыбок всех поймать
И вкусненько их скушать,
А потом поспать (Показываем руками как плавают рыбки туда - сюда, делаем "кошкину лапку" и "достаем" рыбок из аквариума)
Растут они, понятно где:
Не на земле, в большой воде.
На дне аквариума тоже выросли.
Они зовутся просто — водоросли.
(Делаем волнообразные движения ладонями параллельно друг другу)
Вариант 3. Сказкотерапия «Как дед Лаврентий путешествовать решил».
Цель: решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия.
Сегодня мы отправимся в путешествие!
Давным-давно, на Руси, жили дед Лаврентий и бабка Агафья. Заскучал дед, каждый день дрова руби, печку топи … лапти плети.
-Агафья! - закричал Лаврентий - Собирайся! Слышал я, что, где- то в бескрайнем русском поле есть таинственная дверь, через которую можно попасть туда … незнамо куда!
- Что ты, что ты, старый, куда идти! Стара я, ноги болят! Но коли ты хочешь, соберу твой узелок.
- Токма хлеба не забудь! - Лаврентий взял узелок, подпоясался и отправился в путь. Три дня и три ночи брел старик и пришел к заветной двери. Она была похожа сказочный ларец, украшенный диковинками, привезенными со всего света. Старик дивился и обрадовался. Но вдруг подумал:"Как же я открою это чудо-чудное?". Не успел додумать эту мысль, как вдруг раздался звон маленьких колокольчиков, дверь распахнулась, и он попал в замечательное место, где жили веселые паучки и удивительные животные.
- Здравствуй, дедушка Лаврентий!
- Здравствуйте, а вы что, разговаривать умеете?
- Мы паучки всё умеем! Но у нас случилась беда?
- Родимые, что же приключилось!?
- Мы плели кружева для тридесятого королевства, но к нам в мастерскую забежала хитрая лиса и все наши цветные клубочки перепутала! Помоги нам разложить их в корзины. Но будь внимателен: раскладывать нужно так, чтобы в одной корзине был один цвет.
- О, касатики, это я мигом, моя бабка Агафья тоже вяжет много, я ей помогал, это я умею!
И Лаврентий принялся раскладывать клубочки, но они снова пугались и рассыпались.
- Эй, мохнатые, помогите что ли паутиной! Вы же пауки или кто … мух ловите вон как! Держите корзины, а я мигом разложу в них подходящие клубки!
И вместе с паучками они быстро и ловко справились с этой путаницей.
- Ура! Деда, какой ты молодец! Помог нам! - запрыгали от радости паучки.
- Спасибо и вам, мохнатые без вас я бы не справился! Я, кажется, понял, что такое дружба теперь!
И Лаврентий отправился дальше, взяв свой узелок с краюшкой хлеба подошел к двери и снова открыл её, а там … Но это уже совсем другая история.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
2. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2-14. – 368 с.
3. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 48 с.
4. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64 с.