Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Жизнь и творчество Стефана Мамитова

Дата публикации: 2023-04-16 18:19:45
Статью разместил(а):
Тебиева Яна Отарбиевна

Жизнь и творчество протоиерея Стефана Мамитова

Автор: Тебиева Яна Отарбиевна

ГБОУ "Прогимназия "Эрудит"

 

Разработка внеурочного занятия по изучению жизни и творчества протоиерея Стефана Мамитова предполагает знакомство с художественным миром протоиерея через обзор произведений национальной литературы. Содержание этого урока строится на проведенной исследовательской работе и работе с книгой Р.С. Кантемировой «Косе» по ознакомлению и осмыслению сюжетов рассказов, повестей С. Мамитова. Чтобы занятие не стало формально проведенным, а затронуло душу ребенка, мы с группой детей посетили церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где работал сам Стефан Мамитов.

Цели:

·       познакомиться с историей жизни протоиерея Стефана Мамитова

·       развитие самостоятельности мысли, умение анализировать;

·       воспитание любви к Родине, нравственности, духовности.

Задачи:

·       познакомить детей с биографией и творчеством Стефана Мамитова;

·       развивать художественное восприятие и воображение;

·       формировать коммуникативные навыки, обогащать и расширять словарный запас детей.

Планируемый результат: повышение интереса к жизни и творчеству Стефана Мамитова.

Тип занятия: комбинированный.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах;

Методы обучения: частично – поисковый, проблемного изучения.

Основные понятия: протоиерей, подвижники, анархия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы урока. Вступительное слово педагога:

На доске портреты узнаваемых личностей: К.Хетагуров, А. Пушкин, У. Шекспир (на выбор учителя) и портрет Стефана Мамитова)

Здравствуйте, ребята! На доске вы видите портреты людей. Вы их узнаете? Назовите мне кого вы смогли узнать … (ответы детей)

(Один портрет остался неизвестным для детей)

Подготовка к восприятию новой темы.

Сегодняшнее занятие мы посвятим изучению жизни и творчества этого человека, (указывая на портрет) протоиерея Стефана Мамитова. Он жил в конце ХIX - начала XXв. В свое время он многое сделал для просвещения осетинского народа. Стефан Мамитов был видным представителем осетинской духовной интеллигенции, миссионером, просветителем, этнографом, опытным переводчиком церковной литературы.

2. Работа с текстом.

А теперь познакомимся с биографией этого замечательного человека. (Индивидуальные листы на каждый стол)  

1. Предтекстовый этап.

Протоиерей – старший по чину священник.

Миссионер – лицо, посылаемое для религиозной пропаганды среди населения.

Подвижники – это тот, кто движется к Христу.

Анархия – отсутствие организованной власти, приводящее к беспорядку.

2. Текстовый этап 

Мамитов Стефан (Аха) Борисович (Борко) (1848-1918) родился в селе Зарамаг Алагирского ущелья 1 августа 1848г. В 1857г. Стефан поступил в Алагирскую приходскую школу, в которой обучался за казенный счет. В сентябре 1861г. по представлению управляющего Осетинскими приходами архимандрита Иосифа (Чепиговского) Стефан Мамитов в числе 16 лучших учеников был переведен в высшее отделение Владикавказского духовного училища. После успешного окончания училища он был переведен в Тифлисскую духовную семинарию, которую окончил в 1869г. В том же году Стефан Мамитов был назначен учителем Кутаисского духовного училища.

1 октября 1877г. Стефан Мамитов был рукоположен в священники в Закский осетинский приход, а 11 августа 1877 г. Стефан Мамитов был принят в Кавказскую епархию на должность настоятеля церкви святителя Николая, станицы Черноярской Пятигорского округа Терской области.

Он вырастил и дал образование своим сыновьям и дочери. Сыновья его: 1. Александр, 2-й Степан, дочь Варвара.

Мамитов Стефан был одним из первых учителей 19 века, а также священником, писателем, драматургом, переводчиком, автором книг. Он писал на осетинском и русском языках.

В 1879г. в газете «Терские ведомости» вышла его первая статья «Несколько слов об осетинах»

Находясь на должности военного священника, Стефан Мамитов в 1890г. в трех номерах газеты «Северный Кавказ» опубликовал на русском языке рассказ «Косе, или Кровная месть в анархическое время Осетии».

В 1909г. о. Стефан издал в двух номерах газеты «Хабар» («Известие») перевод на осетинский язык поэмы в прозе Максима Горького «Песня о Соколе». Перевод, сделанный С. Мамитовым, был первым произведением М. Горького, переведенным на осетинский язык.

В 1903г. С. Мамитов стал полковым священником 260-го Ардаганского резервного пехотного полка. Полк входил в 65-ю духовную дивизию. Несколько лет Мамитов находился на ответственной должности благочинного сначала 65-й пехотной дивизии, затем 51-й пехотной дивизии. Заслуги о. Стефана Мамитова в 1914г. были отмечены тремя боевыми наградами, в том числе золотым наперсным крестом на георгиевской ленте.

Протоиерей Стефан Мамитов известен как опытный переводчик церковной литературы. В 1910г. он издал в Батуми на собственные средства книгу «Начальные беседы мироведения» на осетинском языке, а в 1911г. книгу «Священная история Ветхого и Нового завета с кратким катехизисом» на осетинском языке.

С. Мамитов является также автором пьес. Впервые спектакль по его пьесе «Налкута» был поставлен 14 апреля 1913г. в Тифлисе любительской труппой осетинского драматического кружка, существовавшего при Осетинском издательском обществе.

Патриот, который связывает свою жизнь с судьбой народа, который живет радостью и горем народа, как Коста, для него его личное горе и личные проблемы никогда не бывают главнее. Таким предстает перед нами из глубин веков светлое лицо Стефана Мамитова.

Умер 20 декабря 1918г.

Послетекстовый этап.

Техническое задание:

Блиц – портрет: ФИО протоиерея.

Факты биографии:

Кто бы мог подумать: (интересные факты, случаи) 

Самое – самое важное:

От первого лица: (афоризмы, высказывания)  

Блиц-портрет Стефана Мамитова.

Факты биографии: Мамитов Стефан (Аха) Борисович (Борко) (1848-1918) родился в селе Зарамаг Алагирского ущелья 1 августа 1848г.

 В 1857г. Стефан поступил в Алагирскую приходскую школу, в которой обучался за казенный счет.

В 1869 году Стефан Мамитов был назначен учителем Кутаисского духовного училища.

1 октября 1877г. Стефан Мамитов был рукоположен в священники в Закский осетинский приход, а 11 августа 1877 г. Стефан Мамитов был принят в Кавказскую епархию на должность настоятеля церкви святителя Николая, станицы Черноярской Пятигорского округа Терской области.

Кто бы мог подумать: Мамитов Стефан был одним из первых учителей 19 века - священник, писатель, драматург, переводчик, автор книг. Он писал на осетинском и русском языках.

Самое – самое важное: Несколько лет Мамитов находился на ответственной должности благочинного сначала 65-й  пехотной дивизии, затем 51-й пехотной дивизии. Заслуги о. Стефана Мамитова в 1914г. были отмечены тремя боевыми наградами, в том числе золотым наперсным крестом на георгиевской ленте.

От первого лица: «… позвольте мне остаться на своем месте года на два, пока окончу печатание осетинского нотного обихода, которого без меня никто не сможет окончить …»

4. Закрепление изученного материала. 

Выполнение теста с проверкой.

В каком году родился Стефан Мамитов?

1)    1859

2)    1848

3)    1940

Где родился Мамитов Стефан?

1)    В Зарамаге

2)    В Ардоне

3)    В Алагире

Какое учебное заведение окончил Мамитов?

1)    Горская духовная семинария

2)    Владикавказское духовное училище

3)    Петербургская академия искусств

Какое произведение Максима Горького Стефан впервые перевел на осетинский язык?

1)    Старуха Изергиль

2)    Песня о Соколе

3)    Песня о Буревестнике

6. Итоги.

- Итак, с творчеством какого замечательного протоиерея мы познакомились?

- Что в биографии Мамитова удивило или поразило вас больше всего?

7. Рефлексия.

Какую цель мы ставили на занятии?

Достигли ли своей цели?

С каким настроением уйдете с занятии?

8. Домашнее задание: прочитать и проанализировать рассказ (по выбору обучающегося) Стефана Мамитова. Сделать иллюстрацию.

 

. . . . .