Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Изучение биографии ученого-филолога В.И. Абаева с использованием приема "кластер"

Дата публикации: 2023-04-16 20:19:21
Статью разместил(а):
Тебиева Яна Отарбиевна

Изучение биографии ученого-филолога В.И. Абаева с использованием приема "кластер"

Автор: Тебиева Яна Отарбиевна

 

Тема урока: «В.И. Абаев - советский и российский ученый-филолог».

Цели и задачи урока: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством В.И. Абаева; вызвать интерес к его творчеству; совершенствовать умение выделять особо значимые факты биографии ученого, его жизненные принципы, необходимые для составления кластера.

Используемая технология: использование приема «кластер» в технологии критического мышления при изучении биографии выдающегося ученого.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Оборудование: презентация, литературные визитки, портрет, книжная выставка, схемы для составления кластера.

Ход урока

 Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.

Кластер (от английского - гроздь, группа, скопление) - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс.

Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ  полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Слово учителя:

Все мы знаем биографию К.Л Хетагурова. Он для нас «Леонардо да Винчи осетинского народа».

А сегодня нам предстоит первая встреча с В.И Абаевым. 15 декабря исполняется 120 лет со дня его рождения.

Обменяйтесь друг с другом литературными визитками, в которых вы определили главное в личности и творчестве Василия Ивановича Абаева … (домашняя заготовка)

Наиболее яркие высказывания о характере и творчестве ученого.

Выдающийся ученый, иранист-осетиновед, академик АН России, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института языкознания АН СССР, действительный член Азиатского Королевского общества (академии) Англии (1966), член-корреспондент Финно-Угорского общества в Хельсинки (1973), дважды лауреат премии им. К. Хетагурова, заслуженный деятель науки Грузии и Северной Осетии. Лауреат Государственной премии СССР.

С именем Васо Абаева связана целая эпоха в российской лингвистике. Абаев прожил 101 год. Ровесник века.

Автор многих работ по общему языкознанию, иранистике и осетиноведению: «Нартовский  эпос», «Осетинский язык и фольклор», «Историко-этимологический словарь осетинского языка».

2. Работа над темой урока.

Что же вы узнали о Василии Ивановиче Абаеве, готовясь к сегодняшнему занятию?

Работа творческих групп:

Жизнь и судьба  В.И. Абаева, интересные факты биографии.

Слово учителя: Что же кроется в этой черточке, которая стоит между датой рождения и годом смерти? Жизнь.

Какой она была у  В.И. Абаева? Давайте разделим его для лучшего запоминания на несколько этапов. Работа с кластером (по группам)

Составление кластера.

- Этапы жизни.

- События в жизни ученого.

- Творческое наследие.

3. Рефлексия. Подведение итогов.

Учащиеся озвучивают наиболее запомнившиеся им факты из биографии В.И Абаева, делают выводы, отмечают работу творческих групп.

 

. . . . .