Изучение биографии ученого-филолога В.И. Абаева с использованием приема "кластер"
Изучение биографии ученого-филолога В.И. Абаева с использованием приема "кластер"
Автор: Тебиева Яна Отарбиевна
Тема урока: «В.И. Абаев - советский и российский ученый-филолог».
Цели и задачи урока: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством В.И. Абаева; вызвать интерес к его творчеству; совершенствовать умение выделять особо значимые факты биографии ученого, его жизненные принципы, необходимые для составления кластера.
Используемая технология: использование приема «кластер» в технологии критического мышления при изучении биографии выдающегося ученого.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Оборудование: презентация, литературные визитки, портрет, книжная выставка, схемы для составления кластера.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.
Кластер (от английского - гроздь, группа, скопление) - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс.
Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Слово учителя:
Все мы знаем биографию К.Л Хетагурова. Он для нас «Леонардо да Винчи осетинского народа».
А сегодня нам предстоит первая встреча с В.И Абаевым. 15 декабря исполняется 120 лет со дня его рождения.
Обменяйтесь друг с другом литературными визитками, в которых вы определили главное в личности и творчестве Василия Ивановича Абаева … (домашняя заготовка)
Наиболее яркие высказывания о характере и творчестве ученого.
Выдающийся ученый, иранист-осетиновед, академик АН России, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института языкознания АН СССР, действительный член Азиатского Королевского общества (академии) Англии (1966), член-корреспондент Финно-Угорского общества в Хельсинки (1973), дважды лауреат премии им. К. Хетагурова, заслуженный деятель науки Грузии и Северной Осетии. Лауреат Государственной премии СССР.
С именем Васо Абаева связана целая эпоха в российской лингвистике. Абаев прожил 101 год. Ровесник века.
Автор многих работ по общему языкознанию, иранистике и осетиноведению: «Нартовский эпос», «Осетинский язык и фольклор», «Историко-этимологический словарь осетинского языка».
2. Работа над темой урока.
Что же вы узнали о Василии Ивановиче Абаеве, готовясь к сегодняшнему занятию?
Работа творческих групп:
Жизнь и судьба В.И. Абаева, интересные факты биографии.
Слово учителя: Что же кроется в этой черточке, которая стоит между датой рождения и годом смерти? Жизнь.
Какой она была у В.И. Абаева? Давайте разделим его для лучшего запоминания на несколько этапов. Работа с кластером (по группам)
Составление кластера.
- Этапы жизни.
- События в жизни ученого.
- Творческое наследие.
3. Рефлексия. Подведение итогов.
Учащиеся озвучивают наиболее запомнившиеся им факты из биографии В.И Абаева, делают выводы, отмечают работу творческих групп.