Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока ОРКСЭ "Жить во благо себе и другим"

Дата публикации: 2023-04-30 18:21:19
Статью разместил(а):
Кулагина Наталья Артуровна

Конспект урока ОРКСЭ "Жить во благо себе и другим"

Автор: Кулагина Наталья Артуровна

МБОУ г. Иркутска СОШ № 23

 

Данный конспект урока является частью программно-методического  материала работы «Добролюбие», основанной на материалах раздела «Простые нравственные истины» для использования в образовательном процессе на уроках ОРКСЭ (ОСЭ) в начальной школе.

В основу урока положены ключевые понятия духовно-нравственного воспитания «доброта», «любовь», «сострадание», «миролюбие».

Контрольно-измерительный материал в конце урока выявляет полноту и глубину усвоения знаний, а также уровень формированности познавательных умений учащихся.  

Представленный урок направлен на воспитание у детей нравственных качеств через приобщение к истокам отечественной духовной культуры; развитие в детях стремления делать добро людям. При прочтении текстов (сказок, притчей, пословиц и поговорок) школьники создают иллюстрации, что позволяет им лучше запомнить материал и принять заинтересованное участие в беседе.

Данный урок способствует развитию и становлению положительных моральных и нравственных качеств, ведет к более глубокому пониманию вечных ценностей. Обучающиеся смогут применять полученные знания в повседневной жизни и уважительно относиться к окружающим.

Цель: создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: благо. добро, зло.

Регулятивные УУД:

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД:

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, презентация, карточки, голубки, фонограмма «Твори добро на всей земле».

"Пока живешь, творить добро спеши, Лишь путь добра – спасение души". Народная мудрость.

Ход урока

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь – это просто!

Лучик солнца – это вам!!!

Вот и у нас в классе появилось СОЛНЦЕ! (на доске появляется солнце). А какое у вас возникает настроение, когда вы видите солнце? (радость, хочется улыбнуться). Верно, ведь солнце символ добра, света, радости.

Давайте, возьмемся за руки, почувствуем тепло ваших ладошек и улыбнемся друг другу.

Ребята, на последних уроках мы с вами очень много говорили на сколько важно быть добрым человеком, написали сказки, рассказы о добре.

Подберите синонимы к слову добро. А будет ли синоним слово «благо»?

А как вы понимаете слово «благо»? (добро, здоровье, счастье, радость)

Давайте посмотрим толкование этого слова в словаре.

Благо – это то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Слова синонимы благополучие, благоденствие, счастье, процветание, достаток, обеспечение, польза, добро.

- Чтобы сформулировать тему нашего урока, я предлагаю прочитать притчу, подумать в чём её мораль.

Одна нищая женщина из Индии пекла пару лепешек каждое утро. Одну оставляла для семьи, а вторую отдавала случайному прохожему. Она оставляла выпечку на подоконнике, и каждый желающий мог просто подойти и отведать лепешку. Оставляя лепешку, женщина начинала молиться о своем сыне, который покинул отчий дом в поисках новой судьбы. Это продолжалось в течение нескольких месяцев. В скором времени она заметила, что каждое утро приходит человек с горбом и забирает лепешку с подоконника. Он часто проговаривал про себя: «Все зло, которое вы совершаете, остается с вами навсегда, а добро возвращается в троекратном размере», - и уходил. Никаких малейших добрых слов женщина не слышала. Приготовив новую лепёшку, она отнесла ее на подоконник. Как обычно пришел горбун и, сказав свои слова, продолжил путь. Женщина засомневалась, а делает ли она правильно, отдавая лепёшку даром. Ведь почти никто за это не благодарил. Вскоре в дом женщины постучались, на пороге стоял ее сын. Парень был очень худой и грязный. Он поведал матери, что почти дошел до дома, но был так обессилен, что упал от изнеможения. Мимо проходящий горбун сжалился над ним и отдал ему лепешку, и это помогло парню дойти до дома. Услышав это, сердце матери дрогнуло.

Почему сердце матери дрогнуло (мать поняла, что своей лепешкой она спасла жизнь своему сыну, что добро вернулось)

В чём мораль притчи?

Можно сказать, что женщина старалась в данном случае только для людей, отдавая лепешку? Она старалась для себя и для других.

Как связаны между собой слово благо и притча?

Что вы хотите узнать по этой теме? (Что означает слово благо, как можно жить во благо себе и в то же время другим?) 

Поставьте цель сегодняшнего урока (узнать, что значит жить во благо себе и другим).

2. Посмотрите на видеоряд и скажите, сочетается ли он с нашей темой?

Что объединяет всех этих людей (это люди профессий, которые тесно взаимодействуют с человеком, то есть они трудятся во благо другим, и себе, зарабатывая на жизнь.

Какие профессии вы узнали? (дети перечисляют)

Какими же качествами характера должны обладать люди, выбирающие такие профессии? (рассуждения детей)

Есть такое понятие "Альтруизм» Знакомо оно вам? Это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами".

Есть ли в нашем обществе альтруисты?

Кто это? (волонтеры, сестры милосердия).

Знаете ли вы, что они помогают людям безвозмездно, не требуя благодарности или денежного вознаграждения.

3. Знакомство с понятием доброжелательная и недоброжелательная критика.

Как вы думаете, ребята, всё что мы делаем идёт всегда во благо другим людям? Даже, если вы подсказываете своим одноклассникам, тоже будет во благо?

Каждый из вас слышал в свой адрес похвальные слова или, наоборот, критические замечания, высказывания.

Вам нравится, когда вас хвалят? (да, конечно)

А как вы отреагируете, если вам по- доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь. Прислушаетесь к совету?  (Скорее всего)

Можно сказать, что такой доброжелательный совет придётся во благо человека? (Да, человек становится лучше)

А какие высказывания могут ранить, обидеть человека? (Несправедливые, оскорбительные слова, сказанные за глаза, когда человек не может защитить себя от несправедливости)

Такие недоброжелательные слова называют осуждением. Можно их назвать благом для человека? (нет, они унижают и обижают человека)

4. Работа в группах.

Давайте разберём на конкретных ситуациях – где доброжелательная критика и совет, а где обидное осуждение?

Каждая группа знакомится с ситуацией и делает вывод, обосновывая его. 

Карточка 1 группы.

Вера читает наизусть стихотворение. После прочтения учительница говорит девочке: «Первое четверостишие прочитала монотонно, не выразительно. Во втором четверостишии был нарушен порядок слов, а вот последнее четверостишии прозвучало с нужной интонацией, с соблюдением пауз и логических ударений» (Это критика, т.к. после критических замечаний, девочка прочитает это стихотворение выразительно, без ошибок).

Карточка 2 группы.

У ребят было задание - нарисовать иллюстрацию к произведению. Каждый представлял свою работу, а Лариса и Настя шепотом друг другу комментировали работы одноклассников:

Фу, смотри какое у него кривое дерево!

Это точно, да ещё и птицы размером с собаку! Ха-ха-ха! (это осуждение, т.к. недоброжелательно и скрытно высмеивают недостатки в чужих работах, может быть даже несправедливо)

Карточка 3 группы.

Мама попросила Гришу пропылесосить в комнате. Мальчик сделал это наспех, считая неинтересным занятием. Мама, увидев результат его работы, сказала: «При такой уборке твоя комната скоро превратится в горы мусора!» Грише стало стыдно.

(Критикуя сына, мама хотела, чтобы ему стало стыдно, и он в следующий раз тщательнее убирался. Так мальчик станет аккуратным)

Карточка 4 группы.

Бабушка заболела и попросила Лизу принести ей малиновое варенье. Девочка заигралась с подружками и забыла про бабушкину просьбу. Пришлось бабушке самой идти за вареньем к Лизиной маме. Вернувшись домой, Лиза встретилась с бабушкой. Бабушка, горестно вздыхая, ей сказала: «Когда ты болела, мы с твоей мамой заботились о тебе, а ты даже не вспомнила о моей просьбе.» Лиза покраснела от услышанных слов. (Это критика во благо, ведь Лиза оказалась забывчивой, нечуткой, может даже равнодушной девочкой, а слова бабушки пробудили в ней сочувствие и раскаяние за нанесённую обиду)

Карточка 5 группы.

 В классе было принято на свой день приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила  небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света, откусив кусочек, поморщились и сказали «Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!» (Хотя ребята сказали прямо в лицо Жене, но сделали это нетактично, грубо. Это осуждение. Оно пользу не принесёт, а лишь глубоко ранит, обидит Женю, ведь он не может изменить ситуацию)

5. Работа с пословицами.

Молодцы ребята! Чтобы не забывать о такте при критике, народ придумал меткие и мудрые пословицы.

Соедините начало и конец пословиц. И объясните одну из них.

Слово не воробей

так и откликнется

Как аукнется

один отрежь

Семь раз отмерь

вылетит - не поймаешь

Доброе слово

а добро может сделать только настоящий человек.

Назло способен каждый

а плохо - разрушает.

Доброе слово дом строит,

и в мороз согреет.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Доброе слово и в мороз согреет. (Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном. А доброе согреет душу.)

Семь раз отмерь, один отрежь. (Прежде чем сделать, высказаться подумай хорошенько, взвесь свои слова)

Как аукнется, так и откликнется. (Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе.)

Ребята, но если уж так получилось, что вы кого-то обидели, ранили острым словом, то какими словами можно загладить свою вину? (Прости, извини, прошу прощения, я виноват и т.д.)

С давних времён и по сей день на Руси существовала традиция в последний день Масленицы просить прощение друг у друга - так называемое прощёное воскресенье в этом году 14 марта В вашей семье есть такая традиция? (да)

Практически значимое задание.

Слышали ли вы выражение «голубь мира»? (Ответы детей)

Это выражение получило известность после 2-ой Мировой войны в 1949 году и является символом мира, мирных намерений. Художник Пабло Пикассо нарисовал голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.

А что напоминает вам этот голубок? (Переворачиваю другой стороной) (Ладонь)

Верно, чтобы помириться, иногда достаточно пожать друг другу руки. Сейчас я вам предлагаю достать из конвертов заготовленных заранее голубков и подарить тому человеку, кого когда-то обидели грубым словом или недобрым поступком. (Дети начинают вручать голубков, звучит фонограмма песни «Твори добро на всей земле» в исполнении группы «Непоседы»)

Кто затрудняется, не может вспомнить, я подскажу: чаще всего мы обижаем того с кем делим одну парту, с кем дружим, порою сами не замечаем того, как невзначай, не задумываясь, мимоходом больно раним словом или делом.

Кто не отдал своего голубка, посчитав, что не причинил никому зла? (могут быть и такие дети)

Я вам открою тайну- больнее всего страдает от вашего грубого слова … Мама! Вы постарайтесь сегодня, придя домой, обнять её и попросить прощения. Договорились? (да)

Скажите, стали ли вы чуточку радостнее и счастливее от того, что принесли извинения обиженному вами человеку? (да)

А как вы думаете, у того, кому вы вручили голубка, стало теплее на душе? (да)

6. Правила, согласно которым мы будем жить во благо себе и другим.

Давайте составим с вами правила, согласно которым мы будем жить во благо себе и другим. 

1) Помогать людям. 
2) Защищать слабого. 
3) Делиться последним с другом. 
4) Не завидовать. 
5) Прощать ошибки другим.

Учитель. По легенде, когда рождается человек, Бог зажигает на небе новую звезду и посылает ребенку Ангела-хранителя. Во сне Ангел целует ребенка трижды:

- В лоб - чтобы она рос умным;

- В лицо - чтобы был красивым;

- В грудь - чтобы здоровье, любовь и добро вселились в его тело, сердце, душу.

Пусть никогда не гаснет ваша звездочка доброты.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так: На рассвете вставать –

И, помышляя о чуде,

Рукою, обнаженною, солнце достать

И подарить его людям.

Подведение итогов

ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

С. Островой.

Получается вы сами ответили на вопрос, поставленный в начале занятия. Научиться быть добрым не трудно, просто надо делать добро не один раз в год и никогда вам вдруг захочется, а ежедневно проявлять заботу, доброту и сочувствие! От всей души вам этого желаю!

Рефлексия.

Вы любите писать СМС? Сейчас я вам предлагаю написать друг другу СМС, в которых вы можете выразить свое отношение к товарищу, или написать кому-то что интересное вы узнали на уроке, или о своём настроении.

(Дети пишут и передают друг другу).

Домашнее задание 

По выбору:

1. Нарисуй, как ты представляешь себе благо.

2. Подбери примеры народной мудрости, соответствующие теме урока.

3. Создать проект благотворительной помощи.

Спасибо за урок! 

 

Тест для учащихся 4 классов

Вопрос 1. Как вы понимаете слово «благо»?

Благо – это ...

Вопрос 2. Продолжи пословицы.

Поступайте с другими так, ...

Слово не воробей, ...

Семь раз отмерь, ...

Как аукнется, ...

Где родился, ...

Вопрос 3. Открытость характера и готовность поделиться и духовным, и материальным – это ...

Вопрос 4. Подберите противоположные по смыслу слова.

Злость - ...

Гнев - ...

Ненависть - ...

Жестокость – ...

Вопрос 5. В чём заключается бережное отношение к другому человеку? Подчеркните. 

· Жить во благо не только себе, но и другим людям.

· Как бы неприятна была критика, она не должна ранить душу, унижать достоинство человека, ронять его в собственных глазах и глазах окружающих его людей.

· Осуждение, раздражение, удивление по поводу непонимания человеком таких простых истин.

· Отстаивание своей правоты не должно переходить в оскорбление другого человека.

· Важно искреннее проявление готовности услышать аргументы другого человека и понять его поведение.

· Нужно быть полностью уверенным в своей правоте, взвесить все «за» и «против» и только потом высказать свою критику в адрес другого человека.

· Старайтесь быть добрее по отношению к окружающим вас людям.

· Очень важно соотносить свои желания и потребности с тем, чтобы их осуществление не причинило никому вреда и неудобства.

Вопрос 6. Это одно из самых главных правил жизни ...

Вопрос 7. Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности? 

Вопрос 8. Выбери действие, которое нельзя отнести к добродетельным. 

а) благотворительность
б) щедрость
в) терпение
г) жадность
д) мужество
е) дружелюбие 

Вопрос 9. Образуйте существительное из двух слов ТВОРИТЬ и БЛАГО.

Подберите синонимы к этому слову, запишите - ...

Вопрос 10. Выбери и подчеркни словосочетания, связанные с золотым правилом нравственности.

Играть на пианино, поддерживать товарища, бегать по дороге, делиться с другом, ходить на рыбалку, отзываться на чувства окружающих.

Ответы.

1. Благо – это благополучие, счастье, добро 

2. Поступайте с другими так, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами. 

Слово не воробей, вылетит -не поймаешь.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Как аукнется, так и откликнется. 

Где родился, там и пригодился. 

3. Доброжелательность

4. Злость - доброта 

    Гнев – радость

    Ненависть - сочувствие 

    Жестокость – милосердие 

5.

6. Милосердие

7. В этом правиле заключается добро человеческих отношений. 

8. Жадность

9.  Благотворитель - меценат, волонтёр 

10.  Поддерживать товарища, делиться с другом, отзываться на чувства   окружающих. 

На выполнение контрольных работ даётся 10-15 минут. Работа составлена в тестовой форме.  За каждый правильный ответ начисляется балл.

Если ученик набрал: 

10 баллов – очень высокий уровень 

9 -7 баллов – высокий уровень 

6 - 4 балла   - средний уровень  

меньше 4 баллов – низкий уровень.

 

Список литературы:

1. Варнава (Санин), мн. Маленькие притчи для детей и взрослых. В 7 томах. М.: «Духовное преображение», 2013, 1822с.

2. Ганаго Б.А. Детям о душе. М.: «Вера. Надежда. Любовь», 2010, 64с.

3. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3- 6

4. Матвеева Л.И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Ленинград, 1989 -265с.

5. Мекрюков Андрей, священник; Момот Е.О.Основы христианской нравственности. Учебное пособие для воскресных школ. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – 200с.

6. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова Я. И. Калуга, 1969-126с.

 

. . . . .