Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока литературы в 10 классе "А.Н. Островский - основоположник русского театра"

Дата публикации: 2023-05-03 20:34:53
Статью разместил(а):
Ибатуллина Эльвера Мударисовна

Конспект урока литературы в 10 классе "А.Н. Островский - основоположник русского театра"

Автор: Ибатуллина Эльвера Мударисовна

МБОУ "СОШ № 2", с.Стерлибашево, республика Башкортостан

 

Аннотация: Данный урок является вводным в системе изучения творчества А.Н. Островского. В конспекте данного урока показана важность и актуальность обращения к драматическим произведениям на уроках литературы, необходимость изучения этого сложного, имеющего двойственную природу рода литературы во многом обусловлены все более нарастающим интересом нынешнего театра к постановке классических произведений в новых, современных интерпретациях. Очень важно, чтобы сегодняшний зритель был готов не только увидеть за толкованием режиссера незримое присутствие самого драматурга, но и смог получить реальное удовольствие от соприкосновения с новой, неожиданной разработкой знакомого сюжета. Таким образом учитель становится проводником в современном мире театра и учит школьников объективно постигать авторский замысел. 

Ключевые слова: урок литературы, А.Н. Островский, русский театр. 

 

Тип урока - урок общеметодологической направленности.

Система уроков литературы в 10 классе по творчеству А.Н.Островского служит одним из начальных этапов серьёзного литературного образования на III ступени обучения в школе. Сложность для обучающихся 10 класса в том, что драма - сложнейший вид чтения для школьников. Трудность в том, что текст драмы непривычен для ученического восприятия, поскольку отличается от эпического и лирического текста: авторская речь (обычный носитель информации) эпизодична. 

Важность и актуальность обращения к драматическим произведениям на уроках литературы, необходимость изучения этого сложного, имеющего двойственную природу рода литературы во многом обусловлены все более нарастающим интересом нынешнего театра к постановке классических произведений в новых, современных интерпретациях. Очень важно, чтобы сегодняшний зритель был готов не только увидеть за толкованием режиссера незримое присутствие самого драматурга, но и смог получить реальное удовольствие от соприкосновения с новой, неожиданной разработкой знакомого сюжета. Таким образом учитель становится проводником в современном мире театра и учит школьников объективно постигать авторский замысел. 

На уроке решались следующие цели:

- Образовательная: сформировать у учащихся представление о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского, раскрыть его роль в развитии русского национального театра.

- Развивающая: развивать навыки устного выступления, сценического выступления, обобщения и выделения главного в материале урока в групповой работе; совершенствование навыков аналитического мышления.

- Воспитательная: использовать силу воздействия слова учителя, одноклассников и театральной постановки на  формирование  духовно-развитой личности  обучающихся, воспитание патриотизма, чувства подлинного гуманизма, воспитывать чувства исторической памяти; формирование лучших нравственных качеств.

Важнейшая задача – включить в работу одновременно мысли и чувства ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока. Учу слушать и говорить, мыслить и чувствовать. 

Выбранная структура урока: организационный момент, включающий эмоциональный  настрой, самостоятельной работы  с применением электронного обучения, мотивирование  на результат, «добывание» знаний путём практических действий, обобщение (рефлексия) было целесообразным  для решения поставленных целей и задач. Центральный этап урока работа в группах с таблицей   развития творчества Островского.  

Критерии отбора учебного материала: целостное отображение исторической эпохи драматурга было домашним заданием. Многостороннее развития личности учащегося использовалось при индивидуальных выступлениях и работе в группах.  

Было выбрано такое сочетание методов обучения: наглядно-дедуктивные, репродуктивные и частично-поисковые, словесные и самостоятельной работы. Использование проблемного обучения, дифференцированного подхода при усвоении опыта творческой и исследовательской деятельности, Метапредметной связи литературы с историей, живописью и музыкой и  инновационными технологиями рассматривается  в качестве инструмента, способного реально повысить эффективность литературного образования, обеспечивая гармонию технологий. С помощью интерактивной системы тестирования и опроса Votum можно разнообразить уроки, при этом процесс проверки знаний учащихся становится увлекательным, интересным и быстрым. 

Высокая работоспособность обеспечивается сменой видов деятельности. 

В конце урока оценивается деятельность учащихся, и при подведении итогов  был использован этап урока рефлексия самими учащимися. 

Урок проходил в кабинете информатики с ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И ГОЛОСОВАНИЯ VOTUM  В ПРОЦЕССЕ проверки содержания и понимания пьесы «Гроза», с использованием проектора и интерактивной доски, показа презентации жизни и творчества Островского и в конце урока посмотрели отрывок спектакля «Гроза» в постановке 10-классников предыдущего выпуска.

Ход урока

Здравствуйте! Вчера в день театра в качестве зрителя с вашими родителями присутствовала на представлении «театральная ночь». Исполняли ли вы танец «Маски», играли ли в отрывках спектаклей или скетча, пели ли песни, читали ли стихи всё для меня было волнительно и приятно. Поздравляю вас юные театралы и горжусь вами, что оставляете заметный след в культурной жизни Стерлибашевского района.

А сегодня мы с вами начинаем очередной урок литературы. Прикоснемся к творчеству одного из писателей второй половины 19 века и вы вместе со мной войдете в храм драматургии.

Итак, тема сегодняшнего урока ... Александр Николаевич Островский – основоположник русского театра. Этапы биографии и творчества.

А какова цель нашего урока? Знакомство с жизнью и творчеством Александра Николаевича Островского, раскрытие его роль в развитии русского театра.

Давайте вспомним, чьи драматические произведения мы с вами ранее читали и изучали, желательно назвать их в хронологическом порядке.

Фонвизин, Грибоедов, Гоголь.

«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас, мы русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматургический театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского» (из письма Ивана Александровича Гончарова Островскому)

Наша задача - ознакомится с личностью драматурга, его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.

Чтобы все включились в работу давайте проведем тестирование (в формате вотум) на знание текста пьесы

«Гроза». Взяли пульт. Напоминаю, чтобы ваш ответ зафиксировался, хорошо нажимаем на цифру и клавишу Sent. 10 вопросов по 20 сек.

Оценка высвечивается на интерактивной доске. Кто получил низкую оценку, может прочитать пьесу и на следующем уроке исправить оценку.

Презентацию о жизни и творчестве А.Н.Островского представит ученик 1.

Портрет А.Н. Островского. Давайте всмотримся в портрет Александра Николаевича. В его облике нет ни капельки возвышенного, романтического. Спокойно сидит в домашней шубейке на беличьем меху в запечатленной тонкой кистью художника и только глаза его голубые, умные и острые, выпытывающие ненасытные доверчивые, не дающие лгать.

Совершим виртуальное путешествие по Дому-музею Островского, которое подготовил ученик 2. Почему Александра Николаевича называли Колумбом Замоскворечья? Это где? И кто там жил во времена Островского?

Рассмотрим картину Кустодиева Бориса Михайловича «Купчиха за чаем». Образ купчихи – дородной русской красавицы, а где-то рядом кипит 2-х ведерный самовар, набеленный скатертью стол, в крупных цветах чашки, калачи и прочие соблазны Замоскворечья. На заднем плане сцены из жизни купеческой Москвы: белокаменные церкви, торговые ряды, роща и монастырские постройки.

Ученик 3 провел исследовательскую работу по творчеству Островского. И поделил его творчество на 5 этапов. Вчера вам раздали схему и вы дома должны были прочитать биографию. Теперь поработайте в группах и дополните материал. Работа в группах: Один из группы подводит итог.

1 этап. Начало литературного пути, вторая половина 1840-х.

Почему Островский попал под надзор полиции? Зрители не были готовы к такой пьесе, были популярны напыщенные мелодрамы бессодержательные водевили. Добролюбов писал в том же 1849 году. «Это не комедия интриг.. и не комедия характеров, а нечто новое «пьеса жизни».

2 этап. Театру нужен драматург, начало 1850-х.

3 этап. Вторая половина 1850-х, служение малому театру.

4 этап. 1860-е приходит признание (почти 40 пьес). Инсценировка отрывка пьесы «Женитьба Бальзаминова» (заранее подготовили отрывок четыре ученика.

5 этап. Последние годы жизни и творчества 1870-1886 год. Ученик 8 подвел итог и дал прослушать музыку П.И. Чайковского к пьесе «Снегурочка».

Почти 50 пьес (46 поставлены при жизни). В 5-6 театрах каждый день шли спектакли. Его жизнь служение русскому драматическому искусству. Создатель русского национального театра.

Оценивание.

Домашняя работа. История создания и 1 действие пьесы «Гроза» и подумайте над проблематикой пьесы.

Подведем итог нашему уроку: Вывод (рефлексия) учащихся.

Благодарю за хорошую, плодотворную работу на уроке. В конце урока предлагаю вам посмотреть отрывок из пьесы «Гроза», которую ставили ваши ровесники – десятиклассники – мой предыдущий выпуск по литературе. Если не хватит времени, можно начать следующий урок с показа отрывка пьесы «Гроза».

 

. . . . .