Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Пришла зима"

Дата публикации: 2023-05-07 16:15:55
Статью разместил(а):
Пайгозина Елена Анатольевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Пришла зима!"

Автор: Пайгозина Елена Анатольевна

МКДОУ "Детский сад "Петушок", г. Яранск Кировской области

 

Аннотация: В статье представлено познавательное занятие для воспитанников средней группы, направленное на обобщение знаний детей о зиме, ее признаках, свойствах снега и жизни диких животных в зимний период.

Ключевые слова: познавательное занятие, средняя группа, признаки зимы, исследование снега, жизнь диких животных зимой.

 

Цель: создание условий для закрепления знаний о времени года зима.

Задачи: 

- Образовательные: Обобщить знания детей о зиме, ее признаках, свойствах снега и жизни диких животных в зимний период, активизировать и обогащать словарный запас: снежный сугроб, мягкий.

- Развивающие: Развивать познавательный интерес, наблюдательность, связную речь, память, внимание, мышления.

- Воспитательные: Воспитывать умение совместно выполнять общие действия, поддерживать дружеский эмоциональный настрой, выслушивать ответы друг друга.

Материалы: сундучок, картинки животных, следов зверей, леса, игрушка медведя, макет берлоги, картинки для игры «Признаки зимы», декорации сугробов, таз со снегом, ветки для берлоги, искусственные елки, сосны.

Ход НОД

Дети стоят на ковре.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять - я хочу вас всех обнять и каждому доброго утра пожелать.

Проводится игра «Поздороваемся друг с другом».

Здравствуй, пальчик,

Здравствуй, ручка!

Здравствуй, носик,

Здравствуй, ушко!

Мы друзья и мы подружки,

Очень любим мы друг дружку!

Дети выполняют действия согласно тексту стихотворения.

Воспитатель: Ребята, я сегодня в группе видела необычный предмет. Он прямоугольной формы, с крышечкой, коричневого цвета, а вы не видели его? Может, поищем вместе?

Дети ищут предмет в группе.

Воспитатель: Нашли, молодцы! Что это? (сундучок)

Как вы думаете, что там? (ответы детей)

Хотите посмотреть? (ответы детей)

Очень хочется всем нам, посмотреть, ну что же там? Несите (в сундучке находится игрушка медведя).

Ребята, здесь какая-то загадочная картина.

Ребята, кто же это сидит в сундучке? (медведь)

Почему он грустный, что случилось? (ответы детей)

Ребята, а что медведь делает зимой? (ответы детей)

Как вы думаете, почему он у нас не спит? (ответы детей)

Потому что ему хочется узнать, что такое зима.

Поможем ему узнать?

А как? Надо рассказать медведю, что такое зима.

Мне очень хочется, чтобы мы помогли медведю узнать о зиме, ее признаках и как лесные звери готовятся к зиме.

Хотите помочь мишке? 

Игрушку-мишку сажаем на стол.

Воспитатель: А мы с вами знаем, какое время года сейчас?

Как догадались? (ответы детей)

Посмотрите, какая картина у меня есть.

На доске висит картина с изображением зимы.

Воспитатель: Но чтобы все увидеть нам на картине, надо подготовить наши глазки.

Проводится зарядка для глаз:

Посмотрите вправо, влево, голову не поворачиваем,

Зажмуримся, откроем глазки,

Погладим веки ладошками,

Посмотрим в бинокли.

Воспитатель: Все всё видят?

Отлично, глазки готовы все увидеть и найти, что надо на картине.

Работа по картине.

Какое время года изображено? (ответы детей) 

Выберите картинки, которые относятся к времени года зима и прикрепите рядом (дети обосновывают ответ) 

Почему некоторые картинки вы оставили? (не относятся к зиме)

Молодцы! Ребята, думаю, Мишка внимательно слушает вас.

Скажите, ребята, а в лесу сейчас зима или нет? (ответы детей)

Хотите отправиться в лес? (ответы детей)

Дети отправляются в путешествие в лес.

В групповой комнате на ковре расположен макет леса (искусственные елки, сосны), где ковер застелен белым покрывалом, сделаны сугробы из подушек. В сугробе спрятан таз со снегом.

Воспитатель: Как вы думаете, какую одежду надо надеть в лес? 

Что наденем, чтобы нам не простудиться? (ответы детей)

Имитация одевания.

Воспитатель: Готовы в лес идти? Мишку берем с собой в лес? (ответы детей)

Теперь мы можем идти в лес, много снега по дороге намело - целые сугробы.

Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу,
Очень долго мы шагали,
И до леса дошагали.

Дети пришли на лесную поляну. Игрушку-мишку посадили на поляну.

Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво! Какой зимний лес!

А почему думаете, что это зимний лес? (ответы детей) 

Посмотрите, елочка в снежной шубке стоит, сколько снега, какие сугробы снежные в лесу намело.

Работа со словарным словом.

Скажем «Снежные сугробы». Дети произносят хором, индивидуально.

Воспитатель: А снега в лесу как много.

Хотите снег потрогать? (ответы детей)

Дети подходят к сугробу. В сугробе спрятан таз со снегом, закрытый покрывалом. Воспитатель открывает таз со снегом, дети берут снег в руки и отвечают на вопросы.

Воспитатель: Давайте потрогаем снег.

Какой он? (ответы детей) 

Какой снег на ощупь? (мягкий)

Работа со словарным словом.

Воспитатель: Давайте скажем «Мягкий» 

Какой снег по цвету? (ответы детей) 

А теперь возьмите по маленькому комочку снега в ладошку и подержите немного

Что случилось со снегом? (ответы детей) 

Почему он растаял? (ответы детей)

А можно снег есть?

Воспитатель незаметно от детей постепенно сдвигает простыню, под которой нарисованы следы зверей, чтобы увидели дети.

Воспитатель: А это что? (ответы детей)

Кто их мог оставить? (ответы детей)

Дети находят и определяют следы лисы, зайца, белки.

Воспитатель: Так кто же в лесу живет? (ответы детей)

А вы знаете, чьи это следы? (ответы детей)

Как вы догадались? (ответы детей) 

Может, расставим зверей к своим следам?

Дети расставляют картинки зверей.

Воспитатель: Как вы думаете, а звери к зиме готовятся? (ответы детей)

Как они готовятся?

После определения следов дети кратко рассказывают о том, как готовятся к зиме лиса, заяц, белка.

Воспитатель: Как белка готовится к зиме? (рассказы детей)

А лиса как готовится к зиме? (рассказы детей)

А кто про зайца что знает? (рассказы детей)

Как вы думаете, почему медведь должен ложиться в спячку? (ответы детей)

Как зверей называют, которые живут в лесу? (ответы детей) 

Молодцы, сколько всего вы мне рассказали. Думаю, мишка вас очень внимательно слушал и понял, какая она - зима.

Теперь он доволен, что вы рассказали ему про зиму.

Как вы думаете, ляжет медведь спать? (ответы детей)

Он засыпает, смотрите. Куда мы положим его спать? (под сугроб)

Дети находят сугроб, похожий на берлогу, покрытый еловыми ветками, кладут медведя спать в сугроб под ветки.

Что скажем мишке?

Пусть спит до весны!

Тсссс, тихо.

А нам пора возвращаться из леса. Пойдем, перешагивая через сугробы.

Дети из леса возвращаются в группу.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу,

Очень долго мы шагали.

Воспитатель: Вот мы и оказались в детском саду.

А вам понравилось наше путешествие по зимнему лесу? (ответы детей)

А зима вам нравится? (ответы детей)

А чем она нравится? (ответы детей)

Кому мы расскажем про зиму? (ответы детей)

А кому еще можно рассказать? (ответы детей)

 

. . . . .