Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическое пособие "Веселый Осьминог"

Дата публикации: 2023-05-08 17:56:03
Статью разместил(а):
Павленко Лариса Вячеславовна

Методическое пособие "Веселый Осьминог"

Автор: Павленко Лариса Вячеславовна

МБДОУ "Детский сад № 9 станицы Старовеличковской"

 

Методическое пособие «Веселый Осьминог» предназначено для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.  Занятия и игры с «Веселым Осьминогом способствуют разностороннему развитию дошкольников, так как это пособие можно использовать в разных видах деятельности во всех областях: в социально-коммуникативном развитии; познавательном развитии; речевом развитие; художественно-эстетическом развитии; физическом развитии.

Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное игровое оборудование. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре и т. д.  Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, в проведение развлечений и досугов; способствует укреплению здоровья и гармоническому развитию детей; воспитанию нравственно-волевых качеств у дошкольников.

Цель данного пособия: помочь стимулированию и совершенствованию развития двигательных навыков и физических качеств у детей; укрепление здоровья детей, поддержание у них бодрого, жизнерадостного настроения; профилактика плоскостопия; развитие музыкальности, познавательной активности и творческих способностей у детей.  

Задачи:

·        Повышение интереса детей к различным видам двигательной деятельности.

·        Укрепление опорно-двигательного аппарата.

·        Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, прыгучести, выносливости и координации

·        Развитие правильного дыхания. 

·        Развитие игровых навыков у детей, умение играть в коллективе

·        Развитие общей и мелкой моторики, речевой активности и умственных способностей.

·        Формирование элементарных математических представлений, сенсорных возможностей.

·        Стимулирование познавательной активности детей.

·        Развитие музыкально-художественной деятельности.

·        Создание положительных эмоций.

Область применения пособия:

·        НОД, 

·        утренняя гимнастика,  

·        подвижные игры,  

·        физкультминутки, пальчиковые игры 

·        спортивные праздники, досуги и развлечения. 

Основные методы работы: 

·        наглядный,  

·        словесный,  

·        игровой, 

·        практический,  

·        метод упражнений. 

Пособие «Веселый осьминог» может использоваться в игровой, образовательной деятельности (в различных областях, в зависимости от поставленных задач), а также в самостоятельной деятельности детей. Пособие изготовлено из безопасных материалов: флисс, атлас, мех, наполнитель, поролоновый и гибкий шланг, цветные ленточки, пластмассовые колечки. Пособие не представляет угрозы для жизни и здоровья детей. Его можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Пособие имеет широкий спектр применения: в режимных моментах, при приеме детей, во время проведения утренней  гимнастики, при пробуждении после дневного сна; на тематических занятиях; в ходе выполнения общеразвивающих упражнений на физкультурных занятиях; в индивидуальной работе; в подвижных играх; при проведении досуговых мероприятий.

Занятия с «Веселым Осьминогом» вызывают интерес у детей, дают педагогу возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования его в различных видах деятельности: прыжках, беге, метании, лазании, равновесии, для дыхательной гимнастики. Все это способствует развитию у дошкольников физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует развитию воображения, фантазии, познавательной активности, дети учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях.

Данное методическое пособие сопровождается системой игр и упражнений, которые используются в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей.

В процессе применения методического пособия дети могут закреплять знания о морских животных, у них развиваются сенсорные способности, мелкая моторика пальцев рук; дети учатся соблюдать правила игры, становятся более активными, эмоциональными на занятиях; активизируется речь, внимание, память, повышается самооценка детей; дети учатся бережно обращаться с пособием, работать сообща.

 Данный материал будет полезен для педагогов ДОУ, для родителей и рекомендован для дошкольников младшего, среднего и старшего возраста. 

Использование пособия «Осьминог» при проведении подвижных игр (образовательная область «Физическое развитие)

Подвижная игра: «Пройди по щупальцам»

Программные задачи: развивать координации движений, массаж стоп, профилактика плоскостопия.

Ход игры: Ходьба по щупальцам осьминога ногами, чередуя мягкий модуль и твердый. 

Упражнение «Проползи под щупальцами»

Программные задачи: развивать двигательную активность, умение согласовывать движения рук и ног, ловкость.

Ход игры: Предложить детям проползти под щупальцами осьминога на четвереньках.

Упражнение «Ножки - осьминожки»

Программные задачи: массаж стоп ног и рук, развитие тактильности, способствовать снятию эмоционального напряжения у детей.

Ход игры: Предложить ребенку сесть возле щупальцев, обхватить ногами покатать, затем переложить в руку и покрутить щупальцу в руках.

Упражнение «Сделаем осьминогу массаж»

Программные задачи: массаж рук, способствовать снятию эмоционального напряжения у детей.

Ход игры: Предложить ребенку сесть возле щупальцев, взять в руки щупальцу и сделать осьминогу массаж. «В руки щупальцу возьмем, массажировать начнем».

Подвижная игра «Перепрыгни, не задень»

Программные задачи: развивать двигательную активность, прыгучесть, ловкость.

Ход игры: Предложить детям прыгать на двух ногах через щупальца осьминога, друг за другом, не наталкиваясь: «Поиграем с осьминогом». 

Подвижная игра «Попади в ворота» 

Программные задачи: закреплять умения детей прокатывать мяч в ворота, развивать глазомер и ловкость. Развитие внимания и глазомера. 

Ход игры: На расстоянии 2 м от детей располагается осьминог, в вытянутых в разные стороны щупальцах стоят ворота. По сигналу дети по очереди берут резиновый мяч из корзины и прокатывает в ворота. Соревнуются девочки и мальчики. В игре оцениваются количество попаданий мячом в ворота.

Эстафета «Самый меткий»

Программные задачи: упражнять детей в умении попадать в цель, развивать внимание и глазомер, ловкость, быстроту. 

Ход игры: Дети строятся в две колонны за линиями старта, в обруче лежат мешочки с песком, посередине на расстоянии 3 м лежит осьминог, в вытянутых в разные стороны щупальцах находятся две корзины. По сигналу дети берут мешочки с песком, идут по мостику, с мешочком на голове; перешагивают через куб и бросают мешочек в корзину. Затем игроки бегом возвращаются назад, передавая эстафету своей команде. 

Использование пособия «Осьминог» при проведении дидактических игр

(Образовательная область «Познавательное развитие»)

Дидактическая игра «Посчитай и покажи» 

Программные задачи: формировать элементарные математические представления; развивать память, мышление.

Ход игры: Предложить детям определить количество прищепок, прикрепленных к щупальцам, найти и показать нужную цифру. 

Игра «Найди свой цвет» 

Программные задачи: развивать внимание, ловкость, сенсорные возможности.

Ход игры: Бег вокруг осьминога с цветными кругами (платочками, с ленточками) в руках. По сигналу «стоп» стать у соответствующего цвета. После каждого эпизода игры дети меняются атрибутами 

Дидактическая игра «Причеши осьминога» 

Программные задачи: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики, игры на снятие эмоционального напряжения у детей.

Ход игры: Предложить детям сделать прическу для осьминога. Для этого необходимо выполнить разные варианты плетения из волос (ленточек) на голове у осьминога.

Игра «Завяжи бантик» 

Программные задачи: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики, игры на снятие эмоционального напряжения у детей

Ход игры: Предложить детям завязать бантик на голове осьминога. Можно устроить соревнование, кто выполнит задание быстро и красиво.

Игра «Солнышко и тучка» 

Программные задачи: развивать внимание, мышление.

Ход игры: На «щупальцах» игрушки-осьминога пришиты колечки.

Взрослый предлагает детям показать какое у них настроение перед занятием и после него. Дети выкладывают  на  колечки «солнышко» или «тучку» (в зависимости  от настроения).

Игра «Кто быстрее»

Программные задачи: развивать ловкость, быстроту, мелкую моторику пальцев.

Ход игры: Играют четыре ребенка, по сигналу дети делают из щупалец осьминога колечко «домик», связывая ленточки,  и запрыгивают в это колечко «домик», кто быстрее выполнит задание, тот и побеждает.

Игра «Накинь колечки»

Программные задачи: развивать ловкость, меткость, координацию движений.

развитие сенсорных способностей.

Ход игры: Играют две команды, у каждой команды корзинка с кольцами по количеству детей. На голову осьминога надевают небольшой кольцебросс, дети становятся сбоку напротив друг друга, на расстоянии 1,5 м от осьминога. По команде дети набрасывают колечки на кольцебросс. Побеждает команда с большим количеством попаданий. 

Использование пособия «Осьминог» при проведении музыкальных игр

(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)

Музыкальная игра «Кто самый ловкий»

Программные задачи: развивать внимание, ловкость, координацию движений развитие сенсорных способностей

Ход игры: Играет подгруппа детей. У каждого ребенка ленточка красного, зеленого, желтого или  синего цвета. Под музыку дети разбегаются

по всему залу выполняют танцевальные движения с ленточкой. По окончании музыки дети занимают место у щупалец осьминога такого же цвета. После каждого эпизода игры дети меняются ленточками.

Музыкальная игра «Сон фантазия»

Программные задачи: Развивается воображение, фантазия. Умение воспринимать характер музыки.

Ход игры: Дети лежат на полу между «щупальцев» осьминога свободно с открытыми или закрытыми глазами, играет музыка; под  эту музыку дети сочиняют сон. После того, как музыка закончиться дети рассказывают, то они видели во сне. 

Музыкальная игра «Шляпа для осьминога»

Программные задачи: развивать внимание, ловкость, быстроту действий, слуховое восприятие, прыгучесть.

Ход игры:

Дети стоят вокруг осьминога, под музыку передают друг другу шляпу по кругу, по окончанию музыки ребенок у кого осталась шляпа выходить в круг, надевает шляпу на осьминога и прыгает на двух ногах через щупальцы  осьминога, игра продолжается 3-5 раз. 

Использование пособия «Осьминог» при проведении дыхательной гимнастики

Дыхательное упражнение «Штиль или шторм» 

Программные задачи: развивать правильное дыхание, внимание, слух. 

Ход игры: Дети стоят у щупалец осьминога, по сигналу «Штиль» приседают и берут щупальцу осьминога в руки, «шторм» встают и дуют на ленточки.

Дыхательное упражнение «Загони шарик в ворота»

Программные задачи: развивать правильное дыхание, внимание, меткость.

Ход игры: Из щупалец осьминога по бокам делаем ворота (слева и справа), на расстоянии 1 метр от ворот стоят корзинки с пластмассовыми шариками (по 5 штук в каждой) Играют двое детей. По команде дети встают на четвереньки и дуют на шарик и пытаются загнать шарик в ворота. Выигрывает тот, кто быстрее загонит все шарики в ворота 

 

. . . . .