Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Дата публикации: 2023-05-29 12:18:58
Статью разместил(а):
Литвинова Марина Львовна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе 

Автор: Литвинова Марина Львовна

МБОУ "Володарская СОШ"

 

Тема: «Маша у нас в гостях». «Звук и буква Ш».

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по обучению грамоте; познакомить со звуком и буквой Ш 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком и буквой Ш; 

- закрепить правильное произношение звука Ш; 

- закрепляем умение детей определять место звука в слове; 

- закрепить навык звуко-буквенного анализа слова; 

- закрепить навык ставить ударение в словах; 

Коррекционно-развивающие: 

- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление; 

- развивать речевое дыхание; 

- развивать мелкую моторику; 

- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу, самостоятельность. 

Коррекционно-воспитательные: 

- закреплять умение работать в парах; 

- воспитывать устойчивый интерес с образовательной деятельности, самостоятельность в принятии решений; 

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. 

Виды деятельности и культурные практики: игровая, коммуникативная, двигательная, культура правильной речи, культура общения. 

Оборудование: проектор, колонки, два воздушных шара, звуковые схемы, тарелки с манной крупой, трубочки, карандаш и, волшебный мешочек, мягкие буквы, конструктор, цветные ладошки из бумаги. 

Дети выбегают под музыку и встают хаотично.

Коммуникативная игра-приветствие (под музыку) 

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом: 

Один хлопок - здороваются за руку, 

Два хлопка – здороваются плечиками, 

Три хлопка – здороваются спинками 

В конце музыки подбегают к своим местам и говорят взрослым: «Доброе утро!». Садятся на свои места. 

Дети, скоро вы пойдете в школу и станете первоклассниками. А вы знаете, что не только вы собираетесь идти в школу. Стать ученицей собирается и героиня ваших любимых мультфильмов. Кто же это?  Внимание на экран. 

На экране отрывок из мультфильма «Маша и медведь». Вбегает девочка в костюме Маши, в руках у неё воздушный шарик. 

Маша: Доброе всем утро! 

Логопед: Доброе утро, Маша! 

Маша: Я так к вам спешила! Я знаю, что вы, дети, собираетесь в этом году в школу. Я тоже очень хочу в школу, но Мишка сказал, что я так мало знаю. Он мне обещал только целую школу сделать и парту. Но этого же очень мало, правда? 

Логопед: Конечно, Маша, надо много знать и уметь, чтобы пойти в школу. 

Маша: А ещё Мишка передал вам вот этот воздушный шар. Он сказал, что в этом шарике что-то интересное для вас. Узнаем наконец-то, что там внутри? Мне прямо не терпится! 

Логопед: А вы, дети, хотите узнать, что там? 

(Лопаем шарик и достаём письмо). 

Логопед: Да здесь письмо! Оно от Мишки. Прочитаем его: 

Дорогие мои будущие первоклассники! Я обращаюсь к вам с просьбой, расскажите и покажите пожалуйста Маше, чем вы занимаетесь на занятиях и чему уже научились. Я надеюсь, что Маше понравится у вас и ей тоже захочется пойти на подготовку к школе. Ваш Мишка.

Вот такое письмо! Я предлагаю вам, дети, сегодня показать Маше какие интересные задания мы выполняем, готовы ли мы к школе и конечно, как мы умеем отдыхать! Маша, мы предлагаем тебе остаться на нашем занятии сегодня. Ты согласна? 

Начинаем наше занятие! (Звенит звонок). В школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много детей, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. Скажите мне, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи). 

Правильно. А из чего же состоит наша речь (Из предложений). 

Попробуйте придумать своё предложение о школе и выложите перед собой схему этого предложения с помощью палочек. (Дети выкладывают схему предложения с помощью счётных палочек). 

С какой буквы начинается предложение? Какой знак ставится в конце предложения? (Точка, вопросительный или восклицательный знаки). 

Произнесите свои предложения с разной интонацией.  

Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из звуков). 

На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные). 

Расскажите Маше про гласные звуки. (Один ребёнок читает стихотворение). 

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные. 

Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся).  

Давайте отгадаем гласные звуки по беззвучной артикуляции (вызвать одного ребёнка)- А,О,У,И,Ы,Э (Слайд 2) 

Расскажем про согласные звуки. (Один ребёнок читает стихотворение). 

Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они согласные.

При произнесении согласных. Что нам может мешать? (Зубы, губы). 

Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие). 

Сейчас мы поиграем в игру “Цветные ладошки”. Я называю вам твёрдый звук, или мягкий, или гласный звук, а вы должны положить свою ладошку правильно.  

Молодцы! Теперь, Маша, ты будешь уметь считать слова в предложении и различать звуки. 

Игра «Сдуй и прочитай слово» 

Посмотрите у вас на столах стоят тарелочки с крупой. Возьмите трубочку и аккуратно начинайте сдувать крупу. Вы увидите на каждой тарелке слоги, из них вы составите слово и прочитаете его. (Слова: КОШ-КА, МЫШ-КА, ШУ-БА,ШУТ-КА, У-ШИ, ШАП-КА, ШИ-НА, ШИ-ПЫ). Фломастером поставим ударение в словах. 

Выполните звуковую схему своего слова, пользуясь звуковыми карточками. (Задание выполняется в парах). 

Послушайте внимательно слова и скажите, какой звук чаще всего встречается? (Кошка, мышка, Чебурашка, шишка). 

Чаще встречается звук Ш. Произнесём его все вместе (ШШШ …). Подставим ладошку под подбородок и скажем какая струя воздуха выходит холодная или тёплая? Куда поднимается язык при произнесение этого звука. Положили ладошку на горлышко. Звонкий или глухой? (Глухой, связки молчат). Дадим характеристику этому звуку по схеме. (Схема характеристики звука на экране). Согласный, глухой, всегда твёрдый. 

На письме звук Ш мы обозначаем буквой Ш.  

Упражнение на развитие мелкой моторики 

Выложите букву Ш, используя конструктор. Работаем в парах. (Пользуемся мягкими шариками, плоским цветным конструктором. Работа сопровождается фоновой музыкой). 

Изобразите букву на ковре. Для этого нам понадобится 5 человек. (Выполняют задание на ковре). 

Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.  

Маша: 

А сейчас я предлагаю вам со мной отдохнуть. Повторяйте движения, которые вы увидите на экране. 

Музыкальная  физминутка. Упражнение «Логошахматы».

Перед вами лист бумаги, на нём расположены предметы, как на шахматной доске. Я называю ход, вы ищите предмет, называете его, определяете место звука в слове и обводите. 

Молодцы, справились с этим заданием. 

Упражнение «Волшебный мешочек» 

Я предлагаю вам узнать букву на ощупь. (По очереди дети достают и называют букву).  

Какое слово у нас получилось? (Школа). 

Скоро вы все пойдёте 1 сентября в школу, вы будущие первоклассники. Маша, тебе понравилось у нас на занятии. Какое задание было для тебя самым трудным, а лёгким? Дети, а вам какие задания показались трудными? А с какими упражнениями вы справились легко?  

Маша: Спасибо, дети, вам большое. Теперь я точно пойду на подготовку к школе. Побегу Мишке расскажу, как у вас интересно и чему я научилась. Ой, я совсем забыла, Мишка передал вам еще один шарик. (Приносит ещё один воздушный шар). Какой он тяжёлый, там что-то внутри. Давайте посмотрим. (Лопаем шарик с шоколадками-медальками). 

Логопед: Дети, это Мишка передал вам угощение за ваше старание. Попрощаемся с гостями. 

 

. . . . .