Конспект урока русского языка "Предложение и словосочетание"
Конспект урока русского языка "Предложение и словосочетание"
Автор: Ковтун Светлана Игоревна
ЧОУ "СОШ "Искорка", Белгород
Класс: 4.
Тип урока: рефлексия.
Цель: создание условий для закрепления знаний обучающихся о предложениях.
Задачи:
Дидактические:
- закрепить знания обучающихся о предложении и словосочетании в ходе повторения;
- систематизировать знания обучающихся о распространенных и нераспространенных, простых и сложных предложениях в ходе выполнения упражнений;
- совершенствовать умение у обучающихся определять главные и второстепенные члены предложения в ходе урока.
Развивающие:
- развивать психические процессы у обучающихся через практические упражнения;
- развивать у младших школьников самоконтроль и оценочную самостоятельность в процессе рефлексии собственной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, уважение, взаимопомощь у обучающихся в ходе урока;
- воспитывать у младших школьников культуру общения при фронтальной, групповой и парной работе;
- развивать у обучающихся познавательный интерес к русскому языку;
- формировать познавательную мотивацию к учебной деятельности у обучающихся через игровые приемы обучения.
УУД:
Познавательные: умение выстраивать цепочки рассуждений и формулировать выводы на основе логических умозаключений; умение ориентироваться в тексте и работать с информацией; умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
Регулятивные: умение осуществлять планирование своей деятельности; действия самоконтроля и самопроверки; умение осуществлять рефлексию своей деятельности;
Коммуникативные: умение слушать одноклассников, вступать в диалог, отвечать на вопросы учителя и одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении при выполнении заданий в парах и группах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- систематизируют знания о предложении и словосочетании;
- умеют находить главные и второстепенные члены предложения.
Метапредметные:
- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- осуществляют самоконтроль, самопроверку и взаимопроверку;
- умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного;
- умеют осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать;
- умеют выстраивать цепочки рассуждений и формулировать выводы на основе логических умозаключений;
- допускают существование различных точек зрения, учитывают разные мнения;
- формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях, задают вопросы, владеют монологической и диалогической формой речи.
Личностные:
- проявляют положительное отношение к учёбе;
- судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;
-проявляют доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность.
Оборудование: учебник, презентация, доска совместного доступа, интерактивные платформы.
Ход урока:
Этап |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Методические примечания |
|
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем получать знания, давайте вспомним правила работы на уроке. 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … 2. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … 3. Если хочешь отвечать - надо … Молодцы, ребята! Если мы будем придерживаться этих правил, мы откроем для себя что-то новое и интересное в мире русского языка. |
Приветствуют учителя. Внимательным. Всё понятно. Руку поднимать. |
Фронтальная работа. Словесный метод Наглядный метод. Эмоциональный настрой учащихся. |
|
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. |
Откройте тетради, запишите дату, классная работа. В словах классная и работа подчеркните только гласные буквы. Какой праздник приближается? Совершенно, верно, 9 Мая или День Победы. В этот день советская армия одержала победу над войсками фашисткой Германией в ходе ВОВ. Запишите в строчку слово «победа». Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали повторять свои знания о предложении и словосочетании. Посмотрите на экран. 1. Радует капелями, радует солнцем, звонкими капелями, ярким солнцем. 2. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем. Что у нас представлено под цифрой 1? Почему вы решили, что это именно словосочетания? Давайте с вами вспомним, что же такое словосочетание. Прочитайте сначала про себя. …, прочитай нас вслух. Словосочетание – слова связанные по смыслу подчинительной связью, где есть главное слово и зависимое. Рассмотрим цифру 2. Чем данная запись отличается от цифры 1? Здесь представлено предложение. А что же такое предложение? Давайте с вами вспомним. Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль. |
Практический метод Словесный метод Прием загадывания загадок |
||
3. Выявление места и причин затруднений. |
Давайте вспомним свои знания о предложении и словосочетании, сыграв в викторину «Кто хочет стать миллионером?». (презентация) Вижу, что вы отлично усвоили материал предыдущего урока. В задании викторины будут вопросы из упр. 268. Зависимый член словосочетания обязательно должен быть связан с главным по смыслу. Вопрос 1. В зависимости от наличия в предложении второстепенных предложений они делятся на распространенные и нераспространенные. Вопрос 2-3. В зависимости от количества грамматических основ в предложении все предложения делятся на простые и сложные. Вопрос 4 Простое предложение — предложение, в котором одна грамматическая основа. Сложное предложение — предложение, в котором две и более грамматических основ. Однородные члены предложения – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении. Вопрос 5 |
|
Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. |
|
4. Построение проекта формирования умений. |
Какова будет тема нашего урока? Проверим ваши предположения. Что же мы с вами сегодня будем делать? Какова цель нашего урока? |
|
РУУД Прием целеполагания Словесный метод Фронтальная форма работы |
|
5. Реализацияпостроенного проекта. |
Откройте учебники стр. 126. Найдите упражнение 269. Прочитайте текст задания про себя. 1. Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела. — сложное, потому что есть две грамматические основы; распространенное, потому что есть второстепенные члены предложения. 2. Загудели шмели, заскрипели жуки. — сложное, потому что есть две грамматические основы; нераспространенное, потому что отсутствуют второстепенные члены предложения. 3. Звонкими голосами запели дрозды. — простое, потому что есть только одна грамматическая основа; распространенное, потому что есть второстепенные члены предложения. 4. Свистела иволга. — простое, потому что есть только одна грамматическая основа; нераспространенное, потому что нет второстепенных членов предложения. 5. Урчали и квакали лягушки. — простое, потому что есть только одна грамматическая основа; нераспространенное, потому что отсутствуют второстепенные члены предложения. 6. В березняке куковала кукушка, а в сосновом бору пел зяблик. — сложное, потому что есть две грамматические основы; распространенное, потому что есть второстепенные члены предложения. Давайте отдохнем. Вставайте из-за парт. Мы руками хлоп-хлоп, Мы ногами топ-топ, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз сюда, два сюда, Повернись вокруг себя. Раз присели, два привстали, Сели-встали, сели-встали. |
|
Прием работы с учебником Словесный метод Наглядный метод РУУД ПУУД КУУД Практический метод Фронтальная работа. |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
А сейчас вам предстоит поработать в группах. (задание из упр. 270). Я раздам вам карточки. Вам необходимо рассмотреть схемы предложений, составить и записать на обратной стороне карточки предложения, которые подходят к данным схемам. Подчеркните главные члены предложения. Какие у нас получились предложения? Упр. 271. Ребята, мы с вами уже знаем, что предложения бывают разными в зависимости от цели высказывания. Как определить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения? Восклицательные предложения — предложения, в которых передаются сильные эмоции говорящего: какие-то чувства, эмоции, отношение к происходящему: страх, волнение, радость, переживание и т.д. Пример: Гена! Нет! Не ходи, ведь там могут быть змеи! |
|
Словесный метод Наглядный метод Работа с учебником РУУД ПУУД КУУД Практический метод Фронтальная работа |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
А сейчас ребята я предлагаю вам немного отдохнуть, а также проверить свои знания. Вставайте из-за парт. Посмотрите на экран. Если это предложение повествовательное, вы хлопаете в ладоши, если восклицательное, топаете ногами, а если вопросительное, то приседаете. Обратите внимание, знаки препинания не расставлены. 1. Радостно поют птицы … 2. Как красиво вокруг … 3. Коля, у тебя есть мяч … 4. Ура, расцвели розы, тюльпаны и пионы … 5. Подскажите, который час … 6. Иван любит играть в разные викторины … Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием! А есть ли среди этих предложений то, которое содержит однородные члены? |
Слушают учителя. Выполняют задание. |
Индивидуальная работа ПУУД КУУД РУУД Практический метод Словесный метод Наглядный метод |
|
8. Включение в систему знаний и повторение. |
А сейчас вам нам предстоит выполнить упр. 272. Перечислим все побудительные предложения: И с благоговеньем ты её читай. Взял ты книгу с полки — не выпускай из рук. Приготовься слушать, прежде чем открыть... Приложи усилье — и ты её прочтешь. Чтобы прочитать их как добрые советы, говори ласково, не громко. И с благоговеньем ты её читай. Взял ты книгу с полки — не выпускай из рук. Восклицательная интонация — возвышенная, повышающаяся к концу предложения, торжественная. Побудительные по цели высказывания и восклицательные по интонации предложения на конце оформляются восклицательным знаком. Выпишите ниже слово собеседник. Какой разбор нам предстоит выполнить? Делаем разбор по составу этого слова. Выделяем в слове окончание, оно НУЛЕВОЕ, так как материально не выражено в начальной форме, но появляется при изменении формы слова (при склонении слова): собеседник-0, собеседник-а, собеседник-у, собеседник-ом. Так как окончание нулевое, то основой слова будет все слово полностью СОБЕСЕДНИК. С помощью однокоренных слов выделяем самую главную морфему слова - это корень. Беседа, беседовать, собеседование, беседка и собеседник. Корень во всех этих словах БЕСЕД. Далее переходим к приставке. В слове собеседник приставка СО. И остается нам выделить суффикс НИК. |
|
Практический метод. Словесный метод. Наглядный метод. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности. |
Подведём итоги нашего урока. - Какова была тема нашего урока? Какую цель мы с вами поставили? Достигли ли мы ее? Ребята, дополните предложения. Я вспомнила … Я научилась … Мне было трудно … Мне понравилось … Перед вами карточки в виде телефонов. Напишите на нем смс о своей деятельности на уроке, дополнив предложения, представленные на слайде. Вижу, что многие из вас хорошо усвоили материал. Урок закончен, спасибо за внимание! |
Подводят итоги урока. |
Словесный метод Наглядный метод. РУУД КУУД ЛУУД Самооценка, рефлексия. |