Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока русского языка "Предложение и словосочетание"

Дата публикации: 2023-06-12 19:13:51
Статью разместил(а):
Ковтун Светлана Игоревна

Конспект урока русского языка "Предложение и словосочетание"

Автор: Ковтун Светлана Игоревна

ЧОУ "СОШ "Искорка", Белгород

 

Класс: 4.

Тип урока: рефлексия.

Цель: создание условий для закрепления знаний обучающихся о предложениях.

Задачи:

Дидактические:

- закрепить знания обучающихся о предложении и словосочетании в ходе повторения;

- систематизировать знания обучающихся о распространенных и нераспространенных, простых и сложных предложениях в ходе выполнения упражнений;

- совершенствовать умение у обучающихся определять главные и второстепенные члены предложения в ходе урока.

Развивающие:

- развивать психические процессы у обучающихся через практические упражнения;

- развивать у младших школьников самоконтроль и оценочную самостоятельность в процессе рефлексии собственной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, уважение, взаимопомощь у обучающихся в ходе урока;

- воспитывать у младших школьников культуру общения при фронтальной, групповой и парной работе;

- развивать у обучающихся познавательный интерес к русскому языку;

- формировать познавательную мотивацию к учебной деятельности у обучающихся через игровые приемы обучения.

УУД:

Познавательные: умение выстраивать цепочки рассуждений и формулировать выводы на основе логических умозаключений; умение ориентироваться в тексте и работать с информацией; умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 

Регулятивные: умение осуществлять планирование своей деятельности; действия самоконтроля и самопроверки; умение осуществлять рефлексию своей деятельности; 

Коммуникативные: умение слушать одноклассников, вступать в диалог, отвечать на вопросы учителя и одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении при выполнении заданий в парах и группах.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- систематизируют знания о предложении и словосочетании;

- умеют находить главные и второстепенные члены предложения.

Метапредметные:

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- осуществляют самоконтроль, самопроверку и взаимопроверку;

- умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного;

- умеют осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать;

- умеют выстраивать цепочки рассуждений и формулировать выводы на основе логических умозаключений;

- допускают существование различных точек зрения, учитывают разные мнения;

- формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях, задают вопросы, владеют монологической и диалогической формой речи.

Личностные:

- проявляют положительное отношение к учёбе;

- судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

-проявляют доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность.

Оборудование:  учебник, презентация, доска совместного доступа, интерактивные платформы.

Ход урока:

Этап

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Методические примечания

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем мы начнем получать знания, давайте вспомним правила работы на уроке.  

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …

2. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …

3. Если хочешь отвечать - надо …

Молодцы, ребята! Если мы будем придерживаться этих правил, мы откроем для себя что-то новое и интересное в мире русского языка.

Приветствуют учителя.

Внимательным.

Всё понятно.

Руку поднимать.

Фронтальная работа.

Словесный метод

Наглядный метод.

Эмоциональный настрой учащихся.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

В словах классная и работа подчеркните только гласные буквы.

Какой праздник приближается?

Совершенно, верно, 9 Мая или День Победы. В этот день советская армия одержала победу над войсками фашисткой Германией в ходе ВОВ.

Запишите в строчку слово «победа».

Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали повторять свои знания о предложении и словосочетании.

Посмотрите на экран.

1. Радует капелями, радует солнцем, звонкими капелями, ярким солнцем.

2. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.

Что у нас представлено под цифрой 1?

Почему вы решили, что это именно словосочетания?

Давайте с вами вспомним, что же такое словосочетание.

Прочитайте сначала про себя.

…, прочитай нас вслух.

Словосочетание – слова связанные по смыслу подчинительной связью, где есть главное слово и зависимое.

Рассмотрим цифру 2. Чем данная запись отличается от цифры 1?

Здесь представлено предложение. А что же такое предложение?

Давайте с вами вспомним.

Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

Практический метод

Словесный метод

Прием загадывания загадок

3. Выявление места и причин затруднений.

Давайте вспомним свои знания о предложении и словосочетании, сыграв в викторину «Кто хочет стать миллионером?». (презентация)

Вижу, что вы отлично усвоили материал предыдущего урока.

В задании викторины будут вопросы из упр. 268.

Зависимый член словосочетания обязательно должен быть связан с главным по смыслу. Вопрос 1.

В зависимости от наличия в предложении второстепенных предложений они делятся на распространенные и нераспространенные. Вопрос 2-3.

В зависимости от количества грамматических основ в предложении все предложения делятся на простые и сложные.

Вопрос 4

Простое предложение — предложение, в котором одна грамматическая основа.

Сложное предложение — предложение, в котором две и более грамматических основ.

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Вопрос 5

 

Словесный метод.

Наглядный метод.

Фронтальная работа.

4. Построение проекта формирования умений.

Какова будет тема нашего урока?

Проверим ваши предположения.

Что же мы с вами сегодня будем делать? Какова цель нашего урока?

 

РУУД

Прием целеполагания
ПУУД

Словесный метод

Фронтальная форма работы

5. Реализацияпостроенного проекта.

Откройте учебники стр. 126. Найдите упражнение 269. Прочитайте текст задания про себя.

1. Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела. — сложное, потому что есть две грамматические основы; распространенное, потому что есть второстепенные члены предложения.

2. Загудели шмели, заскрипели жуки. — сложное, потому что есть две грамматические основы; нераспространенное, потому что отсутствуют второстепенные члены предложения.

3. Звонкими голосами запели дрозды. — простое, потому что есть только одна грамматическая основа; распространенное, потому что есть второстепенные члены предложения.

4. Свистела иволга. — простое, потому что есть только одна грамматическая основа; нераспространенное, потому что нет второстепенных членов предложения.

5. Урчали и квакали лягушки. — простое, потому что есть только одна грамматическая основа; нераспространенное, потому что отсутствуют второстепенные члены предложения.

6. В березняке куковала кукушка, а в сосновом бору пел зяблик. — сложное, потому что есть две грамматические основы; распространенное, потому что есть второстепенные члены предложения.

Давайте отдохнем. Вставайте из-за парт.

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз сюда, два сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Сели-встали, сели-встали.

 

Прием работы с учебником

Словесный метод

Наглядный метод

РУУД

ПУУД

КУУД

Практический метод

Фронтальная работа.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас вам предстоит поработать в группах. (задание из упр. 270).

Я раздам вам карточки. Вам необходимо рассмотреть схемы предложений, составить и записать на обратной стороне карточки предложения, которые подходят к данным схемам.

Подчеркните главные члены предложения. Какие у нас получились предложения?

Упр. 271.

Ребята, мы с вами уже знаем, что предложения бывают разными в зависимости от цели высказывания. Как определить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения?

Восклицательные предложения — предложения, в которых передаются сильные эмоции говорящего: какие-то чувства, эмоции, отношение к происходящему: страх, волнение, радость, переживание и т.д.

Пример: Гена! Нет! Не ходи, ведь там могут быть змеи!

 

Словесный метод

Наглядный метод

Работа с учебником

РУУД

ПУУД

КУУД

Практический метод

Фронтальная работа

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А сейчас ребята я предлагаю вам немного отдохнуть, а также проверить свои знания. Вставайте из-за парт.

Посмотрите на экран. Если это предложение повествовательное, вы хлопаете в ладоши, если восклицательное, топаете ногами, а если вопросительное, то приседаете. Обратите внимание, знаки препинания не расставлены.

1. Радостно поют птицы …

2. Как красиво вокруг …

3. Коля, у тебя есть мяч …

4. Ура, расцвели розы, тюльпаны и пионы …

5. Подскажите, который час …

6. Иван любит играть в разные викторины …

Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием! А есть ли среди этих предложений то, которое содержит однородные члены?

Слушают учителя. Выполняют задание.

Индивидуальная работа

ПУУД

КУУД

РУУД

Практический метод

Словесный метод

Наглядный метод

8. Включение в систему знаний и повторение.

А сейчас вам нам предстоит выполнить упр. 272.

Перечислим все побудительные предложения:

И с благоговеньем ты её читай.

Взял ты книгу с полки — не выпускай из рук.

Приготовься слушать, прежде чем открыть...

Приложи усилье — и ты её прочтешь.

Чтобы прочитать их как добрые советы, говори ласково, не громко.

И с благоговеньем ты её читай.

Взял ты книгу с полки — не выпускай из рук.

Восклицательная интонация — возвышенная, повышающаяся к концу предложения, торжественная.

Побудительные по цели высказывания и восклицательные по интонации предложения на конце оформляются восклицательным знаком.

Выпишите ниже слово собеседник. Какой разбор нам предстоит выполнить?

Делаем разбор по составу этого слова. Выделяем в слове окончание, оно НУЛЕВОЕ, так как материально не выражено в начальной форме, но появляется при изменении формы слова (при склонении слова): собеседник-0, собеседник-а, собеседник-у, собеседник-ом.

Так как окончание нулевое, то основой слова будет все слово полностью СОБЕСЕДНИК.

С помощью однокоренных слов выделяем самую главную морфему слова - это корень. Беседа, беседовать, собеседование, беседка и собеседник. Корень во всех этих словах БЕСЕД.

Далее переходим к приставке. В слове собеседник приставка СО.

И остается нам выделить суффикс НИК. 

Практический метод.

Словесный метод.

Наглядный метод.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Подведём итоги нашего урока.

- Какова была тема нашего урока? Какую цель мы с вами поставили? Достигли ли мы ее?

Ребята, дополните предложения.

Я вспомнила …

Я научилась …

Мне было трудно …

Мне понравилось …

Перед вами карточки в виде телефонов. Напишите на нем смс о своей деятельности на уроке, дополнив предложения, представленные на слайде.

Вижу, что многие из вас хорошо усвоили материал.

Урок закончен, спасибо за внимание! 

Подводят итоги урока.

Словесный метод Наглядный метод.

РУУД

КУУД

ЛУУД

Самооценка, рефлексия.

. . . . .