Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Образовательный диспут "Ключ к успеху: кем ты будешь завтра?"

Дата публикации: 2023-06-13 13:07:58
Статью разместил(а):
Белашова Евгения Васильевна

Образовательный диспут "Ключ к успеху: кем ты будешь завтра?"

Автор: Белашова Евгения Васильевна

ГБОУ "Средняя школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга"

 

1. Пояснительная записка.

1.1. Тематическое направление «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение».

1.2. Актуальность и обоснование выбора темы.

Диспут «Ключ к успеху» с элементами групповой работы - внеурочное занятие с профориентационной направленностью, нацеленное  на формирование глобальных компетенций и функциональной грамотности в направлениях жестких и мягких навыков. Тема занятия была выбрана по результатам опроса учащихся о самых важных темах, которые необходимо обсудить с классным руководителем.

Этап 7-8 класса характеризуется повышенным интересом учеников к миру профессий и одновременно их полной беспомощностью в определении собственных представлений о будущей профессии и своих возможностей. Министерство Просвещения с 2023 года вводит новые курсы профориентации, и эта мера очень нужна, так как все учителя знают, насколько интересует учеников  вопрос выбора профессии. Особенность занятия в использовании  шаблона компиляции педагогических технологий, ранжированных по  целям.

Основная цель занятия – развитие глобальных компетенций и формирование представлений о меняющемся мире профессий. Занятие может быть отнесено к типу занятий, направленных на развитие глобальных компетенций и профориентации. Так как  глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание отношений и ценностей, успешно применяемых при взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем, можно считать, что практически любая педагогическая практика, направленная на расширение положительных представлений учащегося о мире и о себе служит целям формирования глобальной компетентности.

1.3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Диспут представляет собой первое занятие из цикла, поэтому многие понятия на нем даны в ознакомительном формате и раскрывают представление современного рынка труда о компетенциях как параметрах оценки работника. Методическая разработка или ее части могут стать основой для проведения ряда занятий с 7 по 9 класс. Каждая часть методической разработки содержит в свернутом виде возможность организации расширения по горизонтали и вертикали, как в сторону углубления  представленного материала, так и в сторону обогащения его сходными заданиями/примерами/аналогиями. Перед учениками раскрывается понятие конвергенции в науке.  Технологически занятие позволяет раскрыть компетентностный потенциал учеников через ряд технологий и приемов. Занятие можно считать интегрированным, так как оно использует потенциал русской литературы и  исследование/разработки современных психологов.

Достоинство разработки - в гибком сочетании разных приемов и форм работы, что делает занятие практико-ориентированным, максимально насыщенным по включенности обучающихся в работу. Разработка может развивать идеи, предложенные в цикле внеурочных занятий «Разговоры о важном» в важном для конкретного учебного заведения направлении.

1.4. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста, класса). Мероприятие может быть проведено начиная со второй половины 7 класса вплоть до первой половины 9 класса.  Апробация мероприятия проходила в 8 классе. Однако все содержательные элементы занятия могут быть как просто сдвинуты по возрасту, так и транспонированы с усложнением.

1.5. Цель занятия: формирование образовательного поля в области представлений о профессиях будущего, формирование базового уровня профессионального самоопределения – классическая профессия или профессия будущего, формирование глобальных компетенций.

1.6. Задачи занятия:

1. Углубление представления о мире профессий.

2. Формирование первичного представления о возможной профессии конкретного ученика.

3. Формирование представления о мягких и жестких навыках, а также глобальных компетенциях; формирование части этих компетенций через выполнение простых заданий начального уровня и развития представлений о мире.

4. Формирование навыка вести дискуссию.

5. Формирования навыка коллаборации (в групповой работе).

1.7. Планируемые результаты.

На каждом этапе занятия были поставлены задачи, направленные на достижение конкретных результатов, которые проще отразить в таблице в совокупности с педагогическими технологиями, использованными на занятии:

Результаты

Этап занятия/педагогическая технология

Содержание

Пример, представленный в разработке

Развитие навыков смыслового чтения. Формирование положительного отношения к профессии врача. Формирование представления о сочетании человеческих и профессиональных качеств в одном человеке

1 этап занятия. Креативное мышление.  Осознание проблемы.

Введение. Разговор о важной жизненной проблеме с опорой на художественный текст.

Рассказ  А.И. Куприна «Чудесный доктор» - повод для разговора о компетенциях врача, его жестких и мягких навыках.

Формирование представлений о конвергенции в науке, о мягких и жестких навыках с научной точки зрения.

2 этап занятия.

Проблемное обучение.

Расширение образовательного поля

Научное погружение. Формирование представлений учащихся о жизненной сфере или областью знаний, которая им еще не известна.

Понятие компетенции. Конвергенции, жестких и мягких навыков

Развитие эмоционального интеллекта. Расширение представлений о   развитии конвергентных наук в будущем.

3 этап занятия.

Кейс-технологии.

Погружение в глобальную проблему

Эмоциональное и личностное присвоение.  Ученики   формируют элементы глобальной компетентности с опорой на художественный текст в части занятия 1, и  задания, направленные на решение задач по функциональной грамотности и глобальной компетентности.

Решение задач по функциональной грамотности.

Начальное профессиональное самоопределение

4 этап занятия.

Осознание себя в мире. Понимание возможностей решения проблемы.

Формирующее оценивание +рефлексия.

1.8. Форма проведения воспитательного мероприятия: образовательный диспут с элементами групповой работы

Обоснование выбора: форма диспута с элементами групповой работы позволяет в больше степени раскрыть воспитательный потенциал мероприятия, а также формировать  метапредметные навыки и компетенции учащихся, в том числе  афиширование собственной позиции, отстаивание собственной точки зрений.  Следует отметить, что в соответствии с современными ФГОС и системно-деятельностным подходом, заложенным в его основу, в процессе самостоятельной работы у учащихся в большей степени происходит присвоение полученной информации. Афиширование  результатов работы, просмотр подготовленных да занятия интервью позволяет ученикам высказать собственное мнение, выслушать суждения одноклассников и корректировать свой выбор и  образовательный маршрут.

1.10. Воспитательные методы и приемы, использованные для достижения планируемых образовательных результатов

Методы воспитательной работы

Формы воспитательной работы

Метод

Пример использования на занятии

Форма

Пример использования на  занятии

Формирование личности

В ходе познавательной беседы, в том числе о профессии врача

Познавательная беседа

В том числе в ходе рассказа о компетенциях, требующихся для успешного самоопредения и профессиональной деятельности

Формирование опыта общественного поведения личности

В том числе в ходе решения кейсов, связанных с профессиями будущего

Эвристическая беседа

В том числе в задании с оценкой  отзывов на работу определенных специалистов

Метод контроля и самоконтроля

В том числе в финальной части занятия в моменте самоопредения учащихся в их жизненной позиции

Решение кейсов

При работе с кейсами  из пособия «Атлас профессий будущего»

 

 

Создание «точки удивления»

В том числе при разборе объявлений рекламного блока, где  требуется разобрать уровни профессиональной компетентности врача. Также на этапе рефлексии, где нужно выбрать статус своего пассажира на корабле.

1.10. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для проведения мероприятия. Занятие может быть проведено любым учителем-классным руководителем, педагогом-психологом. Проводящей занятие педагогом должен быть знаком с понятиями компетенций и компетентности, глобальных компетенций, жестких и мягких навыков. В большей степени занятие удобно проводить учителя русского языка и литературы, так как в его первой части использованы в качестве точки удивления произведения русской литературы, однако это те произведения, которые не требуют длительного времени  на изучение  и специальных литературоведческих навыков в их оценке.

2. Основная часть.

2.1. Подготовка требуемого обеспечения: ученики самостоятельно записывают видеоролик-интервью «Кем ты хочешь стать» с учениками своего класса; готовится мобильная техника для доступа в интернет, стикеры для записи профессий (для оформления корабля), стикеры-человечки трех видов для  формирующего оценивания и рефлексии. На бумаге крупного формата распечатывается  изображение корабля, играющего роль брига «Секрет» на празднике «Алые паруса» в Санкт-Петербурге.  

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.

Условные обозначения: У – текст учителя. Д – примерные ответы детей. Требуемое обеспечение: видеоролик-интервью «Кем ты хочешь стать» с учениками 8 класса; мобильная техника для доступа в интернет, стикеры для записи профессий (для оформления корабля), стикеры-человечки трех видов для  формирующего оценивания и рефлексии.

1 этап.  Использование технологии креативного мышления для осознания отправной точки саморазвития и формирования глобальных компетенций.

У: Сейчас мы отправимся в путешествие, символом которого является корабль с Алыми парусами, а вот, чтобы понять, куда мы будем плыть, напишите на флажках профессии близких вам людей и наклейте на паруса  (по 2 флажка на каждого + я).  Как вы думаете: «Какой будет маршрут нашего путешествия и в чем его трудности?»

Д: трудность в выборе, который предстоит сделать.

У: Разговор о профессиях модный и популярный, и сейчас мы посмотрим, кем хотят стать ваши одноклассники: просмотр ролика-интервью «Кем я буду» от учеников этого же класса.

У: Я вижу, что круг профессий ваших близких и ваш в общей степени понятен. О профессиях забытых, о профессиях будущего мы, конечно же, будем с вами говорить, но позднее. А начнем с профессии, от представителей которой зависим все мы. У Сашеньки, Алисы мамы – врачи, у Вероники – медсестра, а вот Абдулла, Полина, Соня мечтают освоить эту профессию. Совсем недавно на уроках литературы мы познакомились с необычайно трогательным рассказом Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».

Кто готов вспомнить сюжет рассказа?

 Д: передают содержание рассказа своими словами// читают рассказ по ролям// читают рассказ на занятии.

"— Доктор! Доктор, постойте! Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться! — Э! Вот еще пустяки выдумали! Возвращайтесь-ка домой скорей!".

"Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов ...".

"Просто чудо совершил этот святой человек."

У: Давайте перейдем к образному анализу. Образ доктора Пирогова. Из каких черт складывается его образ? Перед вами цитаты из текста, ознакомьтесь с ними и в определенный момент подтвердите ими свои ответы.

Д: Пирогов неравнодушный, лишенный тщеславия, бескорыстный.

2 этап занятия. Научно-познавательный компонент занятия – формирование представления о профессиональных и надпрофессиональных навыках как средстве решения глобальных мировых проблем.

У: А теперь давайте обсудим смысл названия. (Эвристическая беседа. Дети приходят к выводу, что название объединяет человеческие и профессиональные качества Пирогова. Термины, написанные внизу, детям незнакомы)

У: Куприн, когда писал рассказ, тогда ещё не знал этих модных терминов, связанных с ЭЙЧ-АРТОМ (HR) (ХЪЮМЭН-РЕСУРСЭС, то есть человеческие ресурсы) В современном обществе одной из популярных профессий становится ЭЙЧ-АР- МЕНЕДЖЕР, специалист по управлению ХЪЮМЭН-РЕСУРСЭС или человеческими ресурсами. Этот специалист оценит ваши человеческие качества, то есть СОФТ СКИЛС и профессиональные качества, то есть ХАРД СКИЛС (Учитель рассказывает о различиях навыках и приводит детей к мысли о важности сочетания навыков в одном человеке).

У: Мы узнали два новых понятия, но большинство обывателей про них ничего не знают. Я взяла на себя смелость из интернета скачать для вас ряд отзывов пациентов о работе врачей. Проанализируйте их: важны ли для пациента hard skills и soft skills компетенции? Ребята справа от меня будут искать в отзывах признаки  hard skills (то есть профессиональные качества доктора). А ребята слева от меня будут искать в отзывах признаки soft skills (то есть человеческие качества доктора).  

Д: дети анализируют отзывы о врачах на разных сайтах (подобранные заранее)  и  делают вывод о том, что пациенты ценят обе стороны врача – отмечают и человеческие и профессиональные качества одновременно.

У: мы говорили о самой распространенной и понятной профессии, которой обладают многие ваши родственники. Но время стремительно меняется, какими будут профессии, которые будут востребованы в вашем будущем? Впервые в России Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив создали «Атлас новых профессий», но познакомимся с ним чуть позже. Мы с вами уже упоминали сегодня одну новую профессию – эйч ар менеджер (HR). А вот какие  профессии могут появиться уже в этом десятилетии – вам предстоит решить в следующем задании. КОНВЕРГЕНЦИЯ – объединение наук. Сейчас  уже всем понятно, что новые профессии формируются на стыке сразу нескольких наук, которые принято называть конвергентными. Работать мы будем в группах. Вам предлагаются ситуации, из которых нужно понять, о каких новых профессиях идет речь. Названия этих профессий вы должны придумать сами и объяснить, какие науки, сферы знания потребуются представителям этих профессий. 

3 этап занятия. Решение кейсов. Погружение в проблему. (Кейсы в отредактированном виде взяты из пособия «Атлас профессий». М.- 2015.

1. «СКАМЕЙКИ-БАТАРЕЙКИ» Наконец-то приехали новые садовые скамейки — от дизайнера Стивена Ма. Они способны накапливать солнечную энергию, чтобы потом обеспечивать с ее помощью ночное освещение. И выглядят очень футуристично.  Эти скамейки спроектировал ...

Ответ: Парковый эколог. Экономист-эколог.

2. «ЗАВТРА В САН-ФРАНЦИСКО»

Представьте, один талантливый программист решил засудить собственных родителей за генное вмешательство: они накрутили ему IQ до 150 пунктов, хотели, чтобы ребенок вырос знаменитостью – а он, бедняжка, оказывается, всю жизнь мучился от одиночества и непонятости. Хотя и создал пять крутых программ. Стать там умным ему помогли ...

Ответ: Биоэтик.

3. «РАБОЧИЙ ЧАТ»

Ребят, плохая новость – наш «Гриндейл» не прошел первые тестовые испытания. Во-первых, у дронабарахлит GPS – он выписывает над полем странные фигуры вместо того, чтобы равномерно мониторить. Во-вторых, он неправильно определяет кислотность почвы и распыляет удобрения куда не надо. Давайте срочно что-нибудь сделаем с этим. Саш? Ань?

ANNIE: Я посмотрю. Кстати, Леш, я придумала, как повысить эффективность солнечной батареи – она будет держать заряд на 4 часа дольше.

DEAN84: Ань – классно, давай обсудим. Вася, а ты не отвлекайся от своих манго-яблок — нам перед краснодарскими фермерами послезавтра выступать, а у тебя еще отчет по последним исследованиям не сдан.

Ответ: АГРОИНФОРМАТИК / АГРОКИБЕРНЕТИК

4 «РАБОЧИЙ ЧАТ»

13:56 PINKY: Лена, у нас новый заказ. Нужно разработать пространство для нового лицея.

13:58 BRAIN: Отлично, а что именно им нужно?

14:02 PINKY: Во-первых, «гибкий» спортзал: чтобы температура воздуха и жесткость пола регулировались в зависимости от вида занятий – от йоги до баскетбола. Во-вторых — творческие классы, там нужны стены, реагирующие цветом на тепло прикосновения – чтобы можно было рисовать руками.

14:03 BRAIN: Хорошо, скинь мне их чертежи и вводные данные, а я набросаю варианты к концу недели.

14:13 PINKY: Окей. Чуть не забыл, еще они хотят кабинет релаксации – он должен считывать показатели мозговой активности, передаваемые с нейрогаджетов и подстраиваться под настроение школьника.

14:18 BRAIN: Это уже сложнее, но я спрошу у Тома – он делал что-то подобное для Йельского университета. Думаю, он не откажется нас проконсультировать.

Ответ: проектировщик умных материалов, пространственный архитектор, геодезист-проектировщик

У:  Обратимся к сайту  «Атлас новых профессий». Ссылку я сбросила в наш чат, пройдите по ней. Все попали на эту страницу? Выберите несколько интересных для вас профессий.

Д: Пара учеников выбирает область и время после 20 года, смотрят забавные профессии, которые спрогнозировали специалисты Сколково.

У: Я предлагаю вам дома не только продолжить знакомство с Атласом новых профессий, но и попробовать придумать продукт будущего, созданный в рамках конвергентных наук. Рынок труда все время меняется. Давайте посмотрим, какую профессию надо выбрать, чтобы через 10 лет иметь хорошую работу, опираясь на исследования Атласа новых профессий. Вас не смущает тот факт, что к 2030 гуду исчезнет ряд профессий? Среди них турагент, например. Для создания Атласа выделены большие средства, огромное количество специалистов, но многие прогнозы не сбудутся или будут сильно отсрочены, потому что рынок труда – вещь трудно предсказуемая. Давайте посмотрим, как складывалась судьба профессии юрист в последние 10 лет. Определите место профессии юрист на рынке труда в 2010-2012 году.

Д: (Анализируют, делаю выводы).

У: Получается, выпускник, в 2012 поступивший на юрфак (понимая, что это одна из самых востребованных профессий) к 2017 году, закончив вуз, вместо того, чтобы получать интересные предложения, столкнулся с проблемой невостребованности, потому что по исследованиям 2021 года профессия юриста попадает в АнтиТОП профессий, востребованных сейчас. Вот так! Такой он непредсказуемый рынок труда.

Итак, вы получили некое представление о рынке труда, увидели современные стороны выбора профессии. А теперь давайте посмотрим, кто из вас готов рисковать и делать ставку на туманное будущее. Если вы готовы выбрать профессии, которые появятся после 2022 года, вы станете  капитаном нашего корабля (голосуют), если вы не готовы рисковать так сильно, но готовы попробовать профессии, которые только появляются, мы возьмем вас в штурманы нашего путешествия. Ну а если вы собираетесь выбрать проверенное временем - добро пожаловать в пассажиры. Вот так распределились ваши голоса.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания (ХАРД СКИЛС) И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (СОФТ СКИЛС). Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».  

Наше занятие подошло к концу, а закончить я его хочу, заглянув в будущее, куда же приведет нас наше путешествие, где окажется корабль уже через несколько лет. Конечно, это будет обязательно в нашем прекрасном городе в акватории Невы. (Просмотр видеоролика с праздника «Алые паруса»)

4 этап занятия. Формирующее оценивание. Рефлексия.

У: Прошу поместить на наш корабль человечка: если вы готовы осваивать профессии будущего, вы – капитан, если  готовы, но есть сомнения – то команда, а если отдадите предпочтение профессиям прошлого – то пассажир.

3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Методическая разработка может быть дополнена материалами  русской литературы, расширяя круг представлений о различных профессиях  с точки зрения компетенций.

Текст: А. Грин «По закону»

Проблема:  милосердие и справедливость как стороны оценки гуманизма цивилизации

Кейсы на основе исторических событий: создание ядерной бомбы как философская проблема

Текст: Б. Васильев «Великолепная шестерка»

Проблема: историческая память, переоценка истории.

Кейсы на основе развенчания исторических стереотипов в отношении к лидерам.

. . . . .