Проект "Байкал – жемчужина Сибири"
Проект "Байкал – жемчужина Сибири"
Авторы: Коробова Елена Иннокентьевна
Бикбаева Мария Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 41», г. Иркутск
Пояснительная записка.
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
Основным методом при ознакомлении дошкольников с озером Байкал является интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, её поэтапное решение. Через различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие, дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки опытно-экспериментальной деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.
Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагога, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.
В ходе проектной деятельности дети создают заключительный продукт своей работы – книжки-малышки, альбомы о животных Байкала.
Родители оформляют совместно с детьми альбомы о Байкале.
Информационная карта проекта:
Продолжительность проекта: 4 недели.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проблемы:
В ходе образовательной деятельности с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал.
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме: охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней. Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду.
Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» один из этапов образовательной деятельности в рамках годовой задачи нашего ДОУ по формированию и развитию экологической культуры детей.
Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми.
Введение в проблему:
Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал? Можем ли стать «защитниками» природы Байкала?
Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)
Цель: расширить знания детей об озере Байкал, его флоре и фауне, сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
Объект исследований: озеро Байкал.
Методы исследования: Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, игры (настольно - печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые), продуктивная деятельность, экспериментальная деятельность.
Задачи проекта для детей:
· формировать первичные знания об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);
· расширять представления детей о животном и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;
· углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;
· познакомить с эпосом народов Прибайкалья; воспитывать любовь к родному краю.
Для педагога:
· создать условия в предметно-пространственной среде группы для реализации проекта;
· реализовать цель и задачи проекта с детьми;
· создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»;
· активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».
Для родителей:
· расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнёрства: (папка-передвижка «Озеро Байкал», консультация «Сохраним Байкал для потомков», подборка списка художественной литературы о Байкале для чтения с детьми; )
· привлечь родителей к изготовлению макетов об озере Байкал, к составлению коллекции о Байкале;
· заинтересовать родителей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала, при посещении с детьми озера.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: продуктивная деятельность.
Продукты проекта для детей:
· создание книжек – малышек о Байкале;
· продукты художественного творчества в изобразительной деятельности (альбомы с рисунками о животных и природе Байкала).
Для педагогов:
· разработать краткосрочный проект;
· презентация проекта «Байкал-жемчужина Сибири»;
· представление опыта (методические разработки)
Для родителей
· макеты о природе Байкала;
· создание коллекции продуктов Байкала;
· оформление альбомов о Байкале.
Ожидаемые результаты по проекту: для детей:
- сформированные знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
- знакомство с эпосом народов Прибайкалья;
- сформированы навыки познавательно-исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды);
- расширены у детей знания о родном крае, его истории и легендах;
- сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Для педагога:
· реализация совместной проектной деятельности с детьми и родителями по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
· активизация интереса у родителей воспитанников при использовании проектной деятельности в ДОУ;
· приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности.
Для родителей:
· расширение знаний о Байкале;
· участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды группы по проектной деятельности «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
· повышение уровня экологической культуры у родителей.
Система работы по проекту «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»
Образовательные области |
Совместная деятельность взрослого и детей |
|
Познавательное |
Путешествие по географической карте Иркутской области; Рассматривание иллюстраций «Природа Прибайкалья ”; Занятие по теме “Флора и фауна Байкала”; Беседа «На страже Байкала»; Просмотр видеофильма о Байкале; Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию; Рассказ о красной книге Иркутской области; Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования); С/ролевая игра «Поездка на Байкал»; Д/игра «Рыбы, птицы, звери»; Рассматривание энциклопедий о Байкале; Рассматривание макетов о Байкале Занятие «Народы Прибайкалья» Рассказ о коренных жителях Прибайкалья; Рассматривание журнала «Сибирячок» о природе Байкала; Создание книжек-малышек о Байкале; Рисование животных Байкала. |
|
Речевое |
Загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала; Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев; Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев; Чтение «Ангарские бусы», «Омулёвая бочка» В. Стародубов, «Медведь и бурундук» А.Тороев (из хрестоматии про Байкал) |
|
Социально-коммуникативное развитие. |
Ситуативный разговор «Почему нужно бережно относиться к природе»; Создание проблемной ситуации «Что произойдёт, если исчезнет вода в Байкале?; Составление рассказов из личного опыта «Моё путешествие по Байкалу»; Ситуативные разговоры: “Как заботиться о диких животных”; “ Как помочь нерпе”; Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала» |
|
Художественно-эстетическое развитие. |
Объёмная аппликация “Нерпа”, Лепка «Нерпа» Рисование “Озеро Байкал ”, Коллективная аппликация “Природа Байкала» Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»; Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала» |
|
Физическое |
Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская); Этюд «Волны на Байкале»; Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири» |
Заключение.
При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки познавательно-исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда – книжки-малышки, оформили альбомы из собственных рисунков о Байкале.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопросы «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?».
Литература для чтения:
1. «Мишка» В. Хайрюзов, журнал «Сибирячок» № 4, 2003г.
2. «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 хрестоматия.
3. «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский.
4. «Стеклянная рыбка» М. Сергеев из книги «Море синее Байкал»
5. «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок» № 4 2003 г.
6. «Байкал» Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.
7. «Сказки озера Байкал» В. Стародумов.
8. «Байкал прозрачное чудо планеты» А. Ткаченко.