Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проект "Байкал – жемчужина Сибири"

Дата публикации: 2023-06-13 18:54:44
Статью разместил(а):
Коробова Елена Иннокентьевна

Проект "Байкал – жемчужина Сибири"

Авторы: Коробова Елена Иннокентьевна

Бикбаева Мария Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 41», г. Иркутск

 

 Пояснительная записка. 

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.   

Основным методом при ознакомлении дошкольников с озером Байкал является интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».   

Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, её поэтапное решение. Через различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие, дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки опытно-экспериментальной деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала. 

Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагога, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.  

В ходе проектной деятельности дети создают заключительный продукт своей работы – книжки-малышки, альбомы о животных Байкала.

Родители оформляют совместно с детьми альбомы о Байкале.

Информационная карта проекта:

Продолжительность проекта: 4 недели.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проблемы: 

В ходе образовательной деятельности с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал. 

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме: охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи проекта  выполнены. 

При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней. Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. 

Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» один из этапов образовательной деятельности в рамках годовой задачи нашего ДОУ по формированию и развитию экологической культуры детей. 

Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми. 

Введение в проблему: 

Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал? Можем ли стать «защитниками» природы Байкала? 

Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей) 

Цель: расширить знания  детей об озере Байкал, его флоре и фауне, сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. 

Объект исследований: озеро Байкал.

Методы исследования: Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, игры (настольно - печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые), продуктивная деятельность, экспериментальная деятельность. 

Задачи проекта для детей: 

· формировать первичные знания об озере Байкал,  о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники); 

· расширять представления детей о животном и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал; 

· углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала; 

· познакомить с эпосом народов Прибайкалья; воспитывать любовь к родному краю. 

Для педагога:

· создать условия в предметно-пространственной среде группы для реализации проекта; 

· реализовать цель и задачи проекта с детьми;   

· создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»; 

· активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири». 

Для родителей: 

· расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнёрства: (папка-передвижка «Озеро Байкал», консультация «Сохраним Байкал для потомков», подборка списка художественной литературы о Байкале для чтения с детьми; ) 

· привлечь родителей к изготовлению макетов об озере Байкал, к составлению коллекции о Байкале; 

· заинтересовать родителей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала, при посещении с детьми озера. 

Форма проведения итогового мероприятия проекта: продуктивная деятельность.

Продукты проекта для детей: 

· создание книжек – малышек о Байкале;

· продукты художественного творчества в изобразительной деятельности (альбомы с рисунками о животных и природе Байкала).

Для педагогов: 

· разработать краткосрочный проект; 

· презентация проекта «Байкал-жемчужина Сибири»; 

· представление опыта (методические разработки) 

Для родителей 

· макеты о природе Байкала; 

· создание коллекции продуктов Байкала; 

· оформление альбомов о Байкале.

Ожидаемые результаты по проекту: для детей: 

- сформированные знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. 

- знакомство с эпосом народов Прибайкалья; 

- сформированы навыки познавательно-исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); 

- расширены у детей знания о родном крае, его истории и легендах;

- сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Для педагога: 

· реализация совместной проектной деятельности с детьми и родителями по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»; 

· активизация интереса у родителей воспитанников при использовании проектной деятельности в ДОУ; 

· приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности. 

Для родителей:

· расширение знаний о Байкале; 

· участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной  среды группы по проектной деятельности «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»; 

· повышение уровня экологической культуры у родителей.  

Система работы по проекту «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»  

Образовательные области 

Совместная деятельность взрослого и детей 

 

Познавательное 

Путешествие по географической карте  Иркутской области; 

Рассматривание иллюстраций «Природа Прибайкалья ”;   

Занятие по теме “Флора и фауна Байкала”; 

Беседа «На страже Байкала»; 

Просмотр видеофильма о Байкале; 

Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию; 

Рассказ о красной книге Иркутской области; 

Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования); 

С/ролевая игра «Поездка на Байкал»; 

Д/игра «Рыбы, птицы, звери»; 

Рассматривание энциклопедий о 

Байкале; 

Рассматривание макетов о Байкале 

Занятие «Народы Прибайкалья» 

Рассказ о коренных жителях Прибайкалья; 

Рассматривание журнала «Сибирячок» о природе Байкала; 

Создание книжек-малышек о Байкале;

Рисование животных Байкала.

 

Речевое 

Загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала; 

Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев; 

Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев; 

Чтение «Ангарские бусы», 

«Омулёвая бочка» В. Стародубов, «Медведь и бурундук»  А.Тороев   

(из хрестоматии про Байкал) 

 

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор «Почему нужно бережно относиться к природе»; 

Создание проблемной ситуации «Что произойдёт, если исчезнет вода в Байкале?; 

Составление рассказов из личного опыта 

«Моё путешествие по Байкалу»; 

Ситуативные разговоры: “Как заботиться о диких животных”; “ Как помочь нерпе”; 

Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала» 

 

Художественно-эстетическое развитие.

Объёмная аппликация “Нерпа”, 

Лепка «Нерпа» 

Рисование “Озеро Байкал ”, 

Коллективная аппликация “Природа Байкала»  

Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»; 

Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала» 

 

Физическое 

Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская); 

Этюд «Волны на Байкале»; 

Разучивание физкультминутки 

«Жемчужина Сибири»  

 

Заключение. 

При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки познавательно-исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда – книжки-малышки, оформили альбомы из собственных рисунков о Байкале. 

Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопросы «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?».

 

Литература для чтения:

1. «Мишка» В. Хайрюзов, журнал «Сибирячок» № 4, 2003г. 

2. «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 хрестоматия. 

3. «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский. 

4. «Стеклянная рыбка»  М. Сергеев из книги «Море синее Байкал» 

5. «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок»  № 4 2003 г. 

6. «Байкал» Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.

7. «Сказки озера Байкал» В. Стародумов.

8. «Байкал прозрачное чудо планеты» А. Ткаченко.

 

. . . . .