Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сценарий классного часа "Воспитание толерантности"

Дата публикации: 2023-06-15 02:25:46
Статью разместил(а):
Нейман Марина Николаевна

Сценарий классного часа "Воспитание толерантности"

Автор: Нейман Марина Николаевна

ГБОУ "Школа № 2070 г. Москва имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна"

 

Основная цель: формирование у учащихся толерантного мышления и поведения. Классный час рассчитан на учащихся 5-9 классов. Так как он приурочен к календарному дню, его целесообразно проводить накануне, в конце октября или после каникул в начале ноября.

Основные задачи классного часа: сформировать у учащихся представления о толерантности, воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Цели и задачи мероприятия 

Цель: формирование у учащихся толерантного мышления и поведения.  

Воспитательный компонент цели заключается в:

- формировании у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

- в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

- в воспитании потребности в практическом использовании полученных знаний  в различных сферах деятельности.

Участие в учебных заданиях (коллективных), диспутах способствует формированию у детей положительных личностных качеств, общечеловеческих ценностных ориентаций, таких как воля, трудолюбие, целеустремленность, коллективизм, готовность к общению, культура общения в разных видах взаимодействия в коллективе, критичное отношение к себе, уверенность в себе, инициативность.

Развивающий компонент предусматривает:

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, чувств и эмоций школьников, готовность их к коммуникации и, в целом, гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика.

- развитие критического мышления, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Образовательный компонент:

- расширение эрудиции учащихся, общего кругозора;

- формирование у учащихся представление о толерантности.

Основные задачи:

· формирование у учащихся представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

· воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

· развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

· развитие навыков толерантного общения, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;

· формирование умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;

· повышение уровня творческой активности учащихся;

· развитие у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Форма проведения мероприятия: коллективное творческое дело.

Целевая аудитория и время проведения: классный час рассчитан на учащихся 5-9 классов.

Оборудование и оформление: мультимедийное оборудование, плакаты, рисунки, сочинения детей, CD записи музыки, рабочие листы с терминами, шкатулка с высказываниями, листки А4 с ручками, шаблоны морских звезд. 

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

На экране проецируется рисунок по теме толерантности, звучит тихая, спокойная мелодия, которая будет звучать при вступительном слове классного руководителя.

Добрый день. Нашу встречу я бы хотела  начать с разговора о вечном, о любви.

Рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет …

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место … Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот  выбирай - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать …

Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Вопрос классу: «А кого бы выбрали вы? Почему?» (диалог с обучающимися)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Вопрос классу: «Почему Любовь выбрала Доброту?» (ответы)

Ответы: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Учитель: Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября - международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и , на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень  важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Главная задача сегодняшнего разговора – понять, что все люди разные, но тем они и прекрасны, задуматься о своём отношении к окружающим нас людям.

Кто знает что обозначает это слово?

Толерантность – это …

Признание – способность видеть в  другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.

Принятие – положительное безусловное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Я – такой же, как вы.

Я – такой же прохожий.

Я – такой, как и все,

Ни на кого не похожий.   Р. Быков.

Для удачного общения каждому необходимо понять, что все люди разные, но тем они, и прекрасны, и научиться принимать эту «непохожесть»

На столах у ребят карточки с определением толерантности.

Определение слова «толерантность»:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Идет мини-диспут с ребятами по вопросам:

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  3. А что же объединяет эти определения? 
  4. Почему так актуальна толерантность в настоящее время? 

В конце ребята пробуют нарисовать ромашку, что же такое терпимость. Работают по группам (4 человека). 3 минуты. В конце учитель предлагает каждой группе написать на доске схематично один из признаков толерантности.

Учитель: Стадо дикобразов в один холодный зимний день легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной край­ности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.

Так потребность в обществе, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это - вежливость и воспитанность нравов.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Вопрос классу: «А что же для этого нужно?»

Учитель рассказывает еще одну притчу «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Вопрос к классу: «Какие слова и почему ? Ответы ребят

Учитель: Продолжение притчи. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Учитель: А теперь ребята, давайте пофантазируем. Упражнение «Давайте пофантазируем …»

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост,цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т.д.)

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со­трудничества.

На экране высвечивается НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! (Слова – “А цените”, закрыты листом бумаги)  Скажите какое слово здесь написано?

И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

 Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.

Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д.

Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

«Шкатулка мудрости». 

Учитель: А вы знаете, что говорили по этому поводу великие и мудрые люди и народы (пословицы) Попытаемся их понять. (Вытаскивает из заранее приготовленной шкатулки по одному высказыванию и объяснять их смысл.) Идет мини-диспут, обмен мнениями.

Самый несчастный человек тот, кто считает себя всегда правым. (Пословица)

Других не суди – на себя погляди. (Пословица)

Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба. (Л.Н. Толстой)

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Евангелие)

Всякое существование – это сосуществование. (Древняя мудрость)

Огонь тушится не огнём, а водой. (Пословица)

Как аукнется, так и откликнется. (Пословица)

Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому. (Ларошфуко)

Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Голсуорси)

Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей. (Персидская мудрость)

Работа в группах.

Учитель: Ребята, Вы видите на доске нарисованный кораблик. Это символ каждого из нас, плывущего по волнам человеческого общения. Что же, на ваш взгляд, надувает паруса нашему кораблику, облегчает ему путь? А что становится рифами на его пути и мешает свободному плаванию?

Сейчас каждая группа напишет по одному самому главному условию, помогающему и мешающему нашему толерантному общению с окружающими. И выведем правила толерантного общения.

Выполнение работы по группам, на доске нарисован корабль (прикреплен листок с изображением корабля. Ребята пишут на парусах и рядом прикреплят листочки с правилами.

Рефлексия.

Учитель: Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. В каких случаях этот качество вам необходимо? Если наш классный час был для вас полезен и вы узнали новое прошу прикрепить  морскую звездочку около нашего корабля.

Учитель: Надеюсь, что сегодняшний классный час заставил многих задуматься о своих взаимоотношениях  в семье и классе, ведь наш класс – это тоже большая семья. И пусть она будет дружной и сплочённой.

Помните девиз нашего класса:

 Если хочешь изменить государство, начни с провинций;

 если хочешь изменить провинции, начни с городов;

 если хочешь изменить города, начни с домов;

 если хочешь изменить дома, начни с семьи;

 если хочешь изменить семью, начни с себя!

 

. . . . .