Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Приёмы формирования читательской грамотности

Дата публикации: 2023-06-15 21:11:17
Статью разместил(а):
Нурлыгаянова Наталья Николаевна

Приёмы формирования читательской грамотности

Автор: Нурлыгаянова Наталья Николаевна

МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классамиимени Героя Российской Федерации Юрия Михайловича Дейнеко», Энгельсский район Саратовской области

 

Аннотация: В статье автор приводит пример из опыта работы с текстом на уроках родного (русского) языка при изучении раздела «Культура речи» в 5 классе, иллюстрирует приёмы формирования читательской грамотности.

Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, понимание прочитанного текста.

 

Как воспитать грамотного читателя? В поисках ответа на этот вопрос стремлюсь на уроках русского языка, родного (русского) языка, литературы, последовательно давать задания,  развивающие умение работать с информацией, представленной в тексте.

В целях формирования читательских умений учащимся предлагаются разнообразные задания [3].

1. Задания на формирование умений поиска и извлечения информации.

Критерии заданий: связывание существенных деталей вопроса и существенных деталей текста; информация содержится в явном виде; определение нужного места в тексте.

2. Задания на формирование умений интеграции и интерпретации.

Критерии заданий: связывание отдельных сообщений текста; извлечение информации, которая не сообщается напрямую; способ организации информации в тексте; пояснение значений слова.

3. Задания на формирование умений осмысления и оценки.

Критерии заданий: связывание сообщения текста с собственным опытом; опора на уже имеющиеся знания, чувства;  высказывание своего мнения.

Приведу пример из опыта работы с текстом на уроках родного (русского) языка при изучении раздела «Культура речи» в 5 классе.[2, стр. 122-123].

Упражнение 150. Прочитайте текст и выполните задания.

История вторая. Про генерала Иванова.

Война уже обратно катилась. Немцы назад драпали.

Вообще выражение это неправильное — драпали. Драпал Наполеон, тут верно. Бросил своих солдат и помчался в Париж. А Гитлер каждый день орал, чтобы его солдаты сражались до последнего. И фашисты не драпали, а сопротивлялись изо всех сил. Бились отчаянно. Но мы всё равно их гнали.

Дед сказал: фашисты умело воевали. И генералы у них были опытные. Ещё бы! Всю Европу прошли. Все армии победили. Так что врагов дураками считать нельзя. Никакими они дураками не были. А были коварными, хитрыми, расчётливыми. Жестокими были, как звери, потому что они фашисты. Но не дураками. Дураков ведь обмануть легко. А значит — и победить. Наша победа трудной была. Потому что враг опытный и злобный. От этого наша победа только почётней! И никогда врагов дураками считать нельзя, нет.

Ну так вот, война назад катилась. И фашисты дрались отчаянно. За каждую кочку цеплялись. А уж про реки и говорить нечего! Взрывали за собой все мосты, чтобы добраться до них нельзя было. На другом берегу в землю закапывались. Дотами и пулемётами ощетинивались. Вот так они уцепились и за Днепр: мол, ни за что дальше не отступим.

Нечего делать, надо врага выбивать. Надо Днепр переплывать и вражеский берег захватывать.

Только тут объяснить надо. Днепр переплыть не каждый взрослый может. Даже в мирное время. А тут — война. Тут не просто переплыть надо, а переплыть под вражеским огнём. Плывёшь — а вода вокруг от снарядов да пуль будто вскипает.

Но и это ещё не всё. Надо плоты переправить. Специальные, железные, военные. Понтоны называются. На понтонах — пушки. Танки.

В общем, не плавание это никакое. Плаванием не назовёшь, если в тебя стреляют. Поэтому есть такое слово — форсирование. Форсируют реку — это когда её переходят под огнём, штурмуют, словно крепость. Но ведь за этой крепостью — ещё одна. Укреплённый врагами берег. Берег, который плюётся свинцом.

По всему берегу всю реку форсировать нельзя. Поэтому генералы выбирают место, где враг послабее. А если нигде послабее нет, выбирают, где нам поудобнее. И начинается битва. Переплывают солдаты. Перевозят пушки, танки. Цепляются за кусочек берега и врагов выбивают. Наш этот кусочек называется плацдарм. Французское, между прочим, словечко. «Плац» — значит площадь, «д'арм» — для армии.

Но когда реку форсируют, наш плацдарм на вражеском берегу — это сначала кусочек земли, а не площадь. И враг всё делает, чтобы с этого кусочка нас сбросить. Потому что, когда есть плацдарм, сзади, через реку, можно подкрепление переправить. Составить быстро понтоны один к одному — и будет мост. А по мосту танки пойдут, пехота побежит, пушки покатятся. Подмога плацдарму. Тем, кто на кусочке земли сражается. Не думайте, будто я зря про это рассказываю. Это к генералу Иванову всё относится.

Только он тогда генералом не был. Был капитаном. Когда форсировал Днепр, его командира тяжело ранило. Капитан Иванов вместо него встал. Отвоевал у фашистов маленький плацдарм — пятачок земли. Орудия расставил. Открыл по врагу бешеный огонь. И держался изо всех сил, пока подмога не пришла. Пока не переправили по понтонному мосту, ему на помощь, другие войска.

И тут жахнула мина. Прямо перед ним. И всё исчезло.

Когда он в себя пришёл — в госпитале уже, — рук у него не было. По самые плечи. Рук нету, а он их чувствует. Хочется ладонью по голове провести, волосы причесать …

Лежит капитан, поверить в беду не может. Как же без рук? Недаром поговорка такая есть — как без рук. Значит, плохо. Да просто невозможно без рук. Может, лучше не жить больше? Может, лучше умереть, чем жить несчастным калекой? Родным обузой быть?

Жизнь как сон стала. Закроет глаза капитан — плацдарм ему видится. Вражеские танки. Артиллерийские разрывы. Товарищи боевые видятся. Это — жизнь. А откроет глаза — белый потолок. Белый халат врача. Да ещё ординарец на табуретке с горестным лицом. Разве это жизнь?

Думает капитан, думает. Умереть сейчас глупо. Умирать, победив, нельзя. Слабый так поступить может, но не он. Умереть — значит перед жизнью капитулировать. Значит — отступить. А отступать он не привык. Вперёд надо идти. Только вперёд. Но обузой быть он не может. Не имеет права. Жить можно при одном условии — сражаться дальше. Даже без рук.

И вот что придумал Иванов. Послал ординарца в штаб. Попросил, чтобы изменили в его бумагах строчку. Чтобы написали, что родился он в другом городе. И всё. Нет его. Пропал без вести. Пусть не ищут родные. Мало ли Ивановых Николаев Петровичей? Правильно ли он поступил?

Считал, что правильно. Считал, что война ещё впереди и убить его могут. Просто немного пораньше в мёртвые себя записал. Вот какая история.

Врачи капитана на фронт не пускали. Он уехал без спроса. Вернулся в полк. Героем. Со звёздочкой на гимнастёрке. И снова стал воевать.

Под Дрезденом заслужил Иванов вторую Звезду Героя. Опять его ранило. Поправился — и снова на фронт. Сражаться! Всю войну прошёл до конца. Не убило его. Даже смерть от него отступилась. Удивилась, наверное, его мужеству.

А родные его нашли всё-таки. Да разве могли они его не найти! [1].

Задания по тексту. Ответьте на вопросы:

1. От чьего лица идёт повествование во фрагменте?

1) от автора; 2) от Антошки; 3) от деда;  4) от одноклассника.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для  обоснования ответа на вопрос: «Почему выражение «немцы назад драпали» - неправильное?»

1) Гитлеровские войска очень быстро отступали.

2) «Война назад катилась».

3) Немцы отошли до Днепра и укрепились на берегу.

4) «Фашисты не драпали, а сопротивлялись изо всех сил. Бились отчаянно… Наша победа трудной была».

3. С какой целью при описании форсирования Днепра использованы такие слова и выражения: «Берег… плюётся свинцом», немцы «Дотами и пулемётами ощетинивались», «Плывёшь — вода вокруг от снарядов да пуль будто вскипает»:

1) показать, как страшно было на войне;

2) показать, что «наша победа трудной была»;

3) вызвать интерес читателей;

4) подробно, выразительно описать сложившуюся ситуацию.

4. Какое место при форсировании реки выбирают генералы? Выпишите из текста (или подчеркните в тексте) предложение.

5. Найдите в тексте ответ на вопрос: что получится, если составить быстро понтоны один к одному? Выпишите из текста (или подчеркните в тексте) слово.

6. Опираясь на текст, укажите воинское звание Иванова во время форсирования Днепра?

7. Найдите в тексте ответ на вопрос: какую боевую задачу выполнял  Иванов при форсировании Днепра? Выпишите (или подчеркните в тексте) предложение.

8. В тексте есть объяснение, что обозначает поговорка «как без рук». Выпишите из текста (или подчеркните в тексте) объяснение поговорки.

9. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для  обоснования ответа на вопрос: «Почему капитан Иванов попросил ординарца изменить запись в карточке о месте рождения?

  1. Не хочет, не может, не имеет права быть обузой родным.
  2. Он решил, что жить можно при одном условии – сражаться дальше.
  3. Он хотел, чтобы о нём сообщили как о пропавшем без вести.
  4. Он хотел скрыться от родных.

10. Как зовут генерала Иванова? Напишите имя и отчество (или подчеркните в тексте).

11. Какие награды заслужил Иванов? Выпишите (или подчеркните в тексте).

12. Почему даже смерть отступилась от Иванова? Выпишите (или подчеркните в тексте) предложение.

13. Какие суждения являются верными? Поставьте галочку в нужном столбце.

Утверждение

Да

Нет

1

По всему берегу всю реку форсировали.

 

 

2

Плацдарм - немецкое, между прочим, словечко.

 

 

3

Иванов в себя пришёл — в госпитале уже, — рук у него не было. По самые плечи.

 

 

4

Иванов пропал без вести. Родные его не ищут.

 

 

5

Врачи капитана на фронт не пускали. Он уехал без спроса.

 

 

6

Всю войну прошёл до конца. Не убило его.

 

 

14. Опираясь на текст, поясните значения слов: понтоны, форсирование, плацдарм.

15. Объясните, почему генерала Иванова называют необыкновенным человеком. Приведите два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

 

Список литературы:

1. Лиханов, А.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2: Звёзды в сентябре; Тёплый дождь; Вам письмо!; Солнечное затмение; Мой генерал; Невинные тайны.  – М. Книжный Клуб Книговек, 2015. – 512 с.

2. Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О.М.Александрова, О.В.Загоровская, Ю.Н.Гостева и др.]. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.- 176 с.

3. Учимся читать и понимать текст: учебно-методическое пособие / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. - 68 с.

4. Читательская грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в 2 частях / под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.А. Рябининой. – Москва: Санкт-Петербург: Просвещение, 2021. – (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).

 

. . . . .