Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок русского языка с применением технологии учебного сотрудничества в начальной школе

Дата публикации: 2023-06-16 12:14:53
Статью разместил(а):
Москвина Надежда Алексеевна

Урок русского языка с применением технологии учебного сотрудничества в начальной школе

Авторы: Кочетова Алина Михайловна

и Москвина Надежда Алексеевна

ПИ ИГУ «Начальное образование – Дополнительное образование»

 

2 класс.

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Цель: Сформулировать определение понятия «имя существительное», формировать умения выделять основные признаки имен существительных,  формировать у учащихся умение формулировать алгоритм распознавания понятия «имя существительное» и пользоваться им посредством технологии учебного сотрудничества.

Ход урока

Этап. Организационный этап.

ОДЗ: Организовать психологический настрой учащихся на работу.

Учебная задача для учителя: Развитие познавательных интересов, учебных  мотивов.

Этап. Подготовка к восприятию знания о признаках имени существительного.

Повторение написания соединений букв и словарных слов.

Вид работы: словарная работа.

УЗ 1. Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с новым словарным словом. Формировать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебная задача для учащихся: Ребята, сейчас мы узнаем новое словарное слово.

Практическая задача: Для этого отгадаем загадку.

Организация деятельности: Работать будем так: вы отгадываете загадки и узнаете новые словарные слова, затем запишите их в словарик. Выделите ударение и орфограммы в словах карандашом.

Организация контроля:

У: Проверять будем так: после того, как вы запишите слово, проверьте, правильно ли записали и выделены ли орфограммы. Давайте выделим критерии, которые нужно соблюдать при записи словарных слов.

Д:

  1. Слова должны быть написаны правильно.
  2. В слове должны быть выделены орфограммы.
  3. В слове должно быть поставлено ударение.
  4. Соблюдать требования к написанию букв.

Содержание:

Загадка 1:

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

У: Все готовы?

Д: Да!

У: Тогда отгадаем загадку.

Д: это слово сапоги.

У: Хорошо. Но мы возьмём слово «сапог». Давайте определим ударный слог.

Д:  ударение падает на второй слог.

У: Хорошо. Какую орфограмму мы можем выделить в этом слове?

Д: Безударная гласная, непроверяемая ударением.

У: Как подчеркнем эту орфограмму?

Д: Подчеркнем одной чертой.

У: Еще есть орфограммы в этом слове?

Д: Парный согласный на конце слова.

У: Итак, теперь проверим себя по орфографическому словарю. Откройте словарь и проверьте, правильно ли мы выделили орфограммы?

Д: Мы правильно выделили орфограммы.

У: Молодцы. Так как это слово мы не можем проверить, его написание нужно запомнить. Давайте составим предложение с новым словом. Какое предложение с этим словом мы можем записать?

Д: придумывают предложения.

У: Очень хорошо, давайте запишем такое предложение. Подчеркните орфограммы в слове и поставьте ударение. Запишите слово в словарик.

У: Следующая загадка:

Загадка 2:

Он не летчик, не пилот.

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это?

Д: это слово космонавт.

У: Хорошо. Давайте определим ударный слог.

Д: Ударение падает на третий слог.

У: Хорошо.Какую орфограмму мы можем выделить в этом слове?

Д: Безударные гласные.

У: Как подчеркнем эту орфограмму?

Д: Подчеркнем одной чертой.

У: Еще есть орфограммы в этом слове?

Д: Парный согласный на конце слова.

У: Итак, теперь проверим себя по орфографическому словарю. Откройте словарь и проверьте, правильно ли мы выделили орфограммы?

Д: Мы правильно выделили орфограммы.

У: Молодцы. Так как это слово мы не можем проверить, его написание нужно запомнить. Давайте составим предложение с новым словом. Какое предложение с этим словом мы можем записать?

Д: придумывают предложения.

У: Очень хорошо, давайте запишем такое предложение. Подчеркните орфограммы в слове и поставьте ударение. Запишите слово в словарик.

У: Следующая загадка:

У: Молодцы. Так как это слово мы не можем проверить, его написание нужно запомнить. Давайте составим предложение с новым словом. Какое предложение с этим словом мы можем записать?

Д: придумывают предложения.

У: Очень хорошо, давайте запишем такое предложение. Подчеркните орфограммы в слове и поставьте ударение. Запишите слово в словарик.

Контрольно-регулировочный компонент:

Контроль со стороны учителя: следит за самостоятельностью выполнения работы.

Контроль со стороны учащихся: проверяют написанное словарное слово по критериям.

Оценочно-результативный компонент:

У: Вы хорошо справились с этим заданием.

Итог этапа.

У: Итак, ребята, что мы делали?

Д: Мы писали словарное слово, узнали новые слова.

У: Зачем нам это надо?

Д: Нам это надо, чтобы правильно писать.

Этап урока: Восприятие и осмысление понятие имени существительного

ОДЗ: Продолжим учиться определять признаки изучаемого нами понятия «имя существительное», на основе наблюдения развивать у учащихся умение определять признаки имени существительного, сформулировать понятие «имя существительное».

Вид работы: беседа. 

Учебная задача для учителя: наблюдение за признаками понятия «имя существительное», на основе наблюдения развивать у учащихся умение определять признаки имени существительного.

Учебная задача для учащихся: Определим признаки имени существительного.

Практическая задача: для этого побеседуем.

Организация деятельности:

Учитель: Работать будем следующим образом, вам необходимо поработать в группах, я буду задавать вопросы, спрашивать одного из представителей группы, остальные внимательно слушать.

Организация контроля:

Учитель: Какие же критерии мы будем использовать для контроля индивидуальной и групповой работы?

Ученик: Мы уже знаем критерии контроля за ответом ученика: ответ должен соответствовать вопросу, ответ на вопрос не должен повторять ранее озвученный ответ, также ответ на вопрос должен быть грамотно сформулирован.

Учитель: Верно, ребята! А какие критерии мы будем использовать при выполнении групповой работы?

Ученик: В работе должны участвовать вся группа.

Учитель: Тогда первый критерий, который я запишу – участие каждого в группе.

(Учитель записывает на доске первый критерий)

Учитель: Какой будет следующий критерий? 

Ученик: При работе в группе нужно соблюдать дисциплину

Учитель: Молодцы, давайте его сформулируем, как соблюдение дисциплины.

(Учитель записывает на доске второй критерий)

Учитель: Это все критерии, которые мы можем с вами выделить? 

Ученик: Нет, ещё один критерий. Разработанный группой ответ должен соответствовать заданию, которое было предложено учителем.

(Учитель записывает на доске третий критерий)

Учитель: Мы вспомнили с вами все критерии. Приступаем к выполнению.

Содержание:

Учитель: У меня в руках находится предмет. Как он называется?

Ученики: Мяч.

Учитель: Как вы думаете, что мы можем с ним сделать? 

Ученики: Убрать мяч

Ученики: Мы можем его кинуть

Ученики: Мы можем с ним поиграть. 

Учитель: А теперь я вам скажу слово мяч. Что мы можем с ним сделать? 

Ученики: Мы можем его услышать.

(Ученики показывают зелёную карточку)

Ученики: Также мы можем его произнести.

(Ученики показывают зелёную карточку)

Ученики: Ещё мы можем его записать.

(Ученики показывают зелёную карточку)

Учитель: А сам предмет мяч мы можем записать?

Ученики: Нет!

Учитель: А зачем нам нужно это слово?

Ученики: Это слово необходимо, чтобы называть предмет.

Учитель: А теперь давайте поиграем с вами в игру, задай вопрос такой, чтобы ответом на вопрос было слово мяч.

Ученики: Что? мяч.

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я буду показывать вам предмет, а вы называете его словом.

Учитель: А что это?

Ученики: Яблоко.

Учитель: А это что?

Ученики: Машина.

Учитель: А теперь, попробуйте Вы назвать вопрос. И ответить на него.

Ученики: А кто это? 

Ученики: Девочка.

Ученики: А кто это?

Ученики: Обезьяна.

Ученики: А что это? 

Ученики: Карандаш.

Ученики: А то кто? 

Ученики: Снегирь.

Учитель: Молодцы, ребята! Какой вывод мы можем с вами сделать?

Ученики: Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

Контрольно-регулировочный компонент.

Оценочно-результативный компонент:

Учитель: Ребята, скажите, какая задача перед нами сегодня стояла?

Ученик: Определить признаки имени существительного.

Учитель: Назовите эти признаки.

Ученики: Имя существительное называет предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Учитель: Как вы думаете, справились ли вы с ней?

Ученик: Да, у нас получилось.

Вид работы: работа в группах. 

Учебная задача для учителя: сформировать у учащихся умение формулировать алгоритм распознавания понятия «имя существительное», основываясь на выделенных критериях. Формировать умение работать совместно с учителем и в группе. 

Учебная задача для учащихся: Составим алгоритм, который поможет нам определить имя существительное. 

Практическая задача: Для этого составим алгоритм и поработаем в группах. 

Организация деятельности:

Учитель: Сейчас мы с вами поработаем в группах, на выполнение задания вам 5 минут. Вам необходимо сформулировать шаги алгоритма, а затем один человек от группы представляет всему классу. Время выполнения задания: 10 минут. Время на представление результатов работы в группе: 2-3 минуты.

Организация контроля:

Учитель: Ребята, какие критерии мы будем использовать при выполнении групповой работы?

Ученик: В работе должны участвовать вся группа.

Учитель: Тогда первый критерий, который я запишу – участие каждого в группе.

(Учитель записывает на доске первый критерий)

Учитель: Какой будет следующий критерий? 

Ученик: При работе в группе нужно соблюдать дисциплину

Учитель: Молодцы, давайте его сформулируем, как соблюдение дисциплины.

(Учитель записывает на доске второй критерий)

Учитель: Это все критерии, которые мы можем с вами выделить? 

Ученик: Нет, ещё один критерий. Разработанный группой ответ должен соответствовать заданию, которое было предложено учителем.

(Учитель записывает на доске третий критерий)

Учитель: Хорошо!

Учитель: Давайте вспомним критерии, которые необходимо соблюдать при разработке алгоритма.

Ученик: В алгоритме должны быть все шаги.

Учитель: Правильно, первый критерий - наличие всех необходимых шагов.

(Учитель записывает первый критерий)

Учитель: Какое критерий будет следующим?

Ученик: Правильная последовательность шагов.

Учитель: Верно.

(Учитель записывает второй критерий)

Ученик: Грамотная формулировка шагов.

Учитель: Верно, ребята!

(Учитель записывает третий критерий)

Учитель: Молодцы, давайте приступим к выполнению.

Содержание:

(Ученики составляют алгоритм в группах)

Учитель: Время закончилось, давайте озвучим ваши алгоритмы. Ребята из первой группы, представьте свою работу.

Первая группа:

1.      Читаю слово, определяю лексическое значение;

2.      Выясняю, на какой вопрос отвечает;

3.      Если называет предмет и отвечает на вопросы кто? / что?, то это имя существительное.

4.      Определяю, что называет слово.

(Учащиеся показывают красную карточку)

Учитель: Почему подняли красную карточку?

Ученики: Ребята из первой группы нарушили последовательность алгоритма.

Вторая группа:

1.      Выясняю, что называет слово

2.      Выясняю, на какой вопрос отвечает

3.      Если слово называет предмет и отвечает на вопросы кто? / что?, то это имя существительное.

(Учащиеся показывают красную карточку)

Учитель: Где заметили ошибку?

Ученики: Отсутствует первый пункт алгоритма «читаю слово».

Учитель: Я согласна с вами, давайте послушаем алгоритм третьей группы. 

Ск: 

1.      Читаю слово, определяю лексическое значение;

2.      Определяю, что называет слово;

3.      Выясняю, на какой вопрос отвечает;

4.      Если называет предмет и отвечает на вопросы кто? / что?, то это имя существительное.

Учитель: Посмотрите внимательно. Правильно ли записан алгоритм, который мы с вами составили?

Ученик: Да. 

Учитель: Мы с вами смогли составить алгоритм определения имени существительного, который поможет нам в дальнейшем выполнении заданий. 

Контрольно-регулировочный компонент:

Контроль со стороны учителя 

Контроль со стороны учащихся

Оценочно-результативный компонент:

Учитель: Какие трудности у вас возникли?

Ученик: Нам было трудно правильно сформулировать шаги алгоритма.

Учитель: Смогли ли мы реализовать поставленную задачу?

Ученик: Да.

Учитель: Молодцы, вы отлично справились с данной работой. Алгоритм, который мы с вами  составили, поможет вам определять имя существительное. Я приятно удивлена, как Вы справились с заданием, молодцы. Оцените работу в группах, на листах, которые вы видите у себя на партах, (Приложение 2) после чего положите карточки на край стола.

Этап  Итог урока

ОДЗ – Придать уроку логическую завершенность

Содержание:

Учитель: Что мы сегодня узнали на уроке?

Ученики: Признаки имени существительного, определение понятия имени существительного

Учитель: Какие цели мы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

Ученики: Научиться определять имена существительные, выделить основные признаки имени существительного, а также продолжать учиться работать в группах.

Учитель: Достигли ли мы их?

Ученики: Да.

Учитель: Молодцы! Спасибо за урок!

Учитель: Выберите наклейку, которая соответствует описанию вашей работы на уроке и оцените свою работу этим знаком:

«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу»  

«Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их»

«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится

Ученики: Оценивают свою работу наклейками на полях тетради.

Учитель: Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Хочу отметить Вашу работу в группах. Все группы активно работали над заданиями, никто не сидел сложа руки, слышала ваши бурные обсуждения - это похвально.  Также стоит заметить, то как вы оценивали ответы своих товарищей, с помощью сигнальных карточек и то как вы воспринимали оценку на свой счет, пытались исправить свой ответ или помочь своему однокласснику. 

 

. . . . .