Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Упражнения в правильном написании безударных окончаний имён существительных единственного числа

Дата публикации: 2023-06-23 12:06:41
Статью разместил(а):
Проханина Светлана Валерьевна

Упражнения в правильном написании безударных окончаний имён существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах

Автор: Проханина Светлана Валерьевна

ГБОУ "Школа № 1798 "Феникс", г. Москва

 

Аннотация: Конспект интегрированного урока направлен на отработку у учащихся 4 класса практического умения по типу склонения и определённому падежу писать безударные окончания имён существительных, а также на формирование представления о роли леса в жизни человека и природы.

Ключевые слова: интегрированный урок, окружающий мир, русский язык.

 

Цели: 1) отрабатывать умение по типу склонения и падежу правильно писать безударные окончания имён существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах; сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы;

2) воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать уважение к природе, культуру поведения в лесу;

3) развивать орфографическую зоркость, умение работать над предложением и текстом; развивать наблюдательность; учить делать выводы.

Оборудование: грамматические записи голосов лесных певчих птиц и песни "Лесной марш" (автор слов П.Синявский, композитор Ю.Чичков в исполнении БДХ под управлением Попова); раздаточный материал; интерактивная доска; презентация "Лес и человек"; фотографии растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Введение в темы урока. Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся соединить два урока в один: урок окружающего мира и урок русского языка. Но объединены они будут единой целью

Звучит фрагмент песни "Лесной марш".

Почему мы начали урок этой песней о лесе?

А кто должен оберегать лес?

Сформулируйте тему части урока по окружающему миру. (Лес и человек. Охрана леса)

Прогуляемся по лесу.

На доске и на розданных рабочих листах записан текст: Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо гулять по такому лесу от полянк… к полянк…. В каждой, как в зелёной чаш…, свой настой. Идёшь и из каждой чаш… отпиваешь глоток, пока голова не закружится.

О каких "зелёных чашах" идёт речь?

Почему в каждой из них свой настой?

Скажите, чем сходны между собой слова с пропущенными буквами? (Это имена существительные в единственном числе в родительном, дательном и предложном падежах)

Сформулируйте тему части урока по русскому языку (Правописание безударных окончаний имён существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах)

Орфографическая минутка.

Разомнёмся. Запишите предложение, объясняя все орфограммы.

Красива и чудесна природа русских лесов.

Работа по темам урока.

Давайте разберёмся, какие проблемы связаны с лесом? Почему его нужно охранять?

Показ презентации "Лес и человек".

Попробуем рассмотреть те проблемы, которые способны решить мы – школьники.

В лесу хорошо дышится и думается. Вернёмся к русскому языку.

Возьмите памятки, которые вам раздали, и прочитайте, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание у существительных.

На доске записаны словосочетания.

Докажите, правильность постановки окончаний у существительных.

Стремился к победе, сидят на поляне, запах полыни, у серебристой речки, в лесной сторожке, жить в Сибири, учился в Рязани.

Физкультурная минутка. Включена запись голосов певчих птиц. Дети делают наклоны, маршируют на месте, разминают плечи.

Продолжение работы по теме урока.

Молодцы! Голоса каких певчих птиц вы слышали?

Учитель показывает фотографии дрозда, иволги, зяблика.

Многие птицы, звери, насекомые и растения, к сожалению, стали очень редкими. Как называется книга, в которую вносят редкие виды растений и животных?

Показ фото Красной книги.

Почему она красного цвета?

Учитель показывает несколько фотографий животных и растений, занесённых в Красную книгу.

Какие правила должны соблюдать в лесу люди, чтобы не исчезали растения и животные?

За лесом показалась роща. Давайте сделаем привал. Отдохнём и вспомним правила разведения костра в лесу.

Поработаем с предложением. Запишите предложение и разберите его по членам и частям речи.

Молоденькие осинки выстроились у лесной полянк…

Включается запись голоса соловья.

Чей это голос? Показ фотографии.

Соловей считается лучшей певчей птицей русского леса.

Мы здесь не одни. Две девочки тоже слушают пение соловья.

Послушайте рассказ Сухомлинского "Соловушка".

Кто из девочек поступил правильно?

Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой?

Чему научил вас этот рассказ?

Как же поступить с мусором?

Итоги урока.

Посмотрите, мы вернулись на ту же самую полянку, с которой начали свою прогулку. Вставьте правильно пропущенные окончания, опираясь на памятку. Подведите итог части урока по русскому языку.

По окружающему миру мы поиграем, чтобы подвести итог. Сложим несколько картинок. Каждая собранная картинка поможет нам вспомнить основные правила поведения в лесу.

Рефлексия.

На парте у каждого ученика лежат красный, жёлтый и зелёный магнитик.

Выберите один из магнитиков, чтобы оценить свою работу. Красный – "У меня ничего не получилось. Мне было скучно и неинтересно." Жёлтый - "Я старался, но мне было трудно." Зелёный - "Мне всё легко удавалось на уроке. Урок был очень интересным!».

Ребята прикрепляют выбранный магнитик на доску. По большему количеству магнитиков определённого цвета можно увидеть, как прошёл урок для учеников.

 

Список литературы:  

1. Т.В.Вахрушева. Диктанты по русскому языку. – Москва: Издательство "АСТ-ПРЕСС", 1998 г.

2. В.А.Сухомлинский. Сборник рассказов для детей. – Москва: Издательство "Малыш", 1977 г.

 

. . . . .