Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности
Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности
Автор: Мерденова Алана Витальевна
ГБОУ "Центр образования "Эрудит"
На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности (ФГ).
Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Алексей Алексеевич Леонтьев).
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Какие трудности в обучении у младших школьников
- трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез;
- недостаточное владение смысловым чтением разных типов текстов;
- низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Рассмотрим приемы и задания, используемые на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности. (я остановлюсь на 1 классе)
В 1 классе для формирования навыка правильного и смыслового чтения можно предложить следующие:
Работа со слоговыми таблицами:
1) прочитайте 1 строчку
2) прочитайте 1 столбик
Со слоговыми таблицами можно работать не только в 1 классе, но и 2-4классах. Возможно использование разных таблиц.
Работа со словами. Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р. (сколько всего слов?)
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРЯБИНА
Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).
Для смыслового обучения чтению предлагаю следующее задание: Прочитайте пословицу правильно:
Здоровому - грач не нужен.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Работа с текстом (фрагмент урока)
1) Перед вами выставка книг. О чём она нам рассказывает? Что вы можете рассказать с помощью этой выставки?
(детские книги, один автор)
2) С творчеством какого автора мы сегодня знакомимся? (далее учитель рассказывает об авторе или дает текст для работы в группе)
3) Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться?
Как вы думаете, почему так названо произведение? Аля – это кто? А Кляксич? Нам предстоит узнать, кто это? К какому жанру относится это произведение?
4) Подготовка к чтению: Игра «Слоговик».
Можете предположить, кто такой Кляксич, если клякса- это чернильное пятно.
5) Прием «Тонкие» вопросы:
К какому жанру относится это произведение?
Легко ли давалось письмо Але?
О каком герое можно сказать, что он злой?
Будет ли побежден Кляксич?
Кто поможет победить Кляксича?
«Толстые» вопросы:
Почему Але тяжело давалось письмо?
Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?
Почему буква «А» была взволнована?
Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?
7) На кого из героев вы хотели бы быть похожи? Почему?
Выбери пословицу, кому из героев ты ее адресуешь?
Умение работать с пословицами необходимо не только для формирования осознанного чтения, но и для формирования социальной грамотности и языковой – при написании текста рассуждения.
8) Расположите иллюстрации по порядку (подготовка к составлению плана, пересказ по плану. Можно озвучить картинки: пересказать или прочитать строки из текста).
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции (УУД)
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.