Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности

Дата публикации: 2023-06-29 01:42:27
Статью разместил(а):
Мерденва Алана Витальевна

Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности

Автор: Мерденова Алана Витальевна

ГБОУ "Центр образования "Эрудит"

 

На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности (ФГ). 

Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Алексей Алексеевич Леонтьев).

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.  

Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании. 

Какие трудности в обучении у младших школьников

- трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез;

- недостаточное владение смысловым чтением разных типов текстов;

- низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Рассмотрим приемы и задания, используемые на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности. (я остановлюсь на 1 классе) 

В 1 классе для формирования навыка правильного и смыслового чтения можно предложить следующие:  

Работа со слоговыми таблицами: 

1) прочитайте 1 строчку 

2) прочитайте 1 столбик 

Со слоговыми таблицами можно работать не только в 1 классе, но и 2-4классах. Возможно использование разных таблиц. 

Работа со словами. Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р. (сколько всего слов?) 

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРЯБИНА 

Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д. 

Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака). 

Для смыслового обучения чтению предлагаю следующее задание: Прочитайте пословицу правильно:

Здоровому - грач не нужен.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Работа с текстом (фрагмент урока)  

1) Перед вами выставка книг. О чём она нам рассказывает? Что вы можете рассказать с помощью этой выставки?  

(детские книги, один автор) 

2) С творчеством какого автора мы сегодня знакомимся? (далее учитель рассказывает об авторе или дает текст для работы в группе) 

3) Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться? 

Как вы думаете, почему так названо произведение? Аля – это кто?  А Кляксич? Нам предстоит узнать, кто это? К какому жанру относится это произведение? 

4) Подготовка к чтению: Игра «Слоговик». 

Можете предположить, кто такой Кляксич, если клякса- это чернильное пятно. 

5) Прием «Тонкие» вопросы: 

К какому жанру относится это произведение? 

Легко ли давалось письмо Але?   

О каком герое можно сказать, что он злой? 

Будет ли побежден Кляксич?  

Кто поможет победить Кляксича? 

«Толстые» вопросы: 

Почему Але тяжело давалось письмо? 

Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой? 

Почему буква «А» была взволнована? 

Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше? 

7) На кого из героев вы хотели бы быть похожи? Почему? 

Выбери пословицу, кому из героев ты ее адресуешь? 

Умение работать с пословицами необходимо не только для формирования осознанного чтения, но и для формирования социальной грамотности и языковой – при написании текста рассуждения.

8) Расположите иллюстрации по порядку (подготовка к составлению плана, пересказ по плану. Можно озвучить картинки: пересказать или прочитать строки из текста). 

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции (УУД)

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

 

. . . . .