Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Обобщающий урок биологии в 7 классе "Отдел Покрытосеменные растения"

Дата публикации: 2023-07-13 22:30:31
Статью разместил(а):
Барабанова Лилия Александровна

Обобщающий урок биологии в 7 классе "Отдел Покрытосеменные растения"

Автор: Барабанова Лилия Александровна

МОУ "СОШ № 1", р.п. Колышлей, Пензенская область

 

Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся.

Задачи:

Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме «Покрытосеменные».

Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Планируемые результаты:

Предметные: Учащиеся должны знать: характеристику отдела Покрытосеменные растения, признаки классов Однодольные и Двудольные, характерные особенности изученных семейств.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать представителей цветковых растений; называть их характерные признаки.

Метапредметные: Умеют анализировать и оценивать информацию, владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различать объем и содержание понятий.

Личностные:Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Форма: урок-игра.

Оборудование: рисунки с изображением растений разных семейств, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Эпиграф к уроку:

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

Обсуждение эпиграфа урока.

Учитель: Ребята, кто же властелин царства Растения?

Ученик: Растения отдела покрытосемянных.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ответ учащихся.

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим все, что изучили по теме «Покрытосеменные растения». Но проведём наш урок в необычной форме, как игру «Ботанический турнир». Класс разбит на три команды, каждая имеет своего капитана.

Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила:

· Хорошо себя вести;

· Активно работать;

· Уважительно относится к ответам своих одноклассников.

Слайд: происхождение покрытосеменных.

Слайд: как вы думаете, почему именно покрытосеменным удалось занять господствующее положение на Земле?

Слайд: признаки, позволившие занять господствующее положение среди растений.

Слайд: вывод.

Повторение, обобщение и проверка знаний.

Конкурс 1 «Разминка»

Каждой команде задается по 8 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 8 баллов.

Вопросы для первой команды:

Какие растения называются Покрытосеменными? (Растения, имеющие цветы и плоды)

На какие два класса делятся Покрытосеменные растения? (Однодольные и Двудольные)

Стебель Злаковых. (Соломина)

Соцветие ромашки. (Корзинка)

К какому семейству относится бамбук? (Злаковые)

В каком растении содержится никотин? (Табак)

Корневая система тюльпана? (Мочковатая)

У представителей, какого семейства встречается симбиоз с клубеньковыми (азотфиксирующими) бактериями? (Бобовых)

Какое семейство растений имеет цветок, состоящий из четырёх лепестков? (Крестоцветные)

Вопросы для второй команды:

Другое название Отдела Покрытосеменные. (Цветковые)

Плод репы. (Стручок)

Соцветие ландыша. (Кисть)

К какому классу относится одуванчик? (К Двудольным)

Другое название дикой розы? (Шиповник)

Корневая система гороха? (Стержневая)

Плод томата. (Ягода)

Родина картофеля (Южная Америка)

Вопросы для третьей команды:

Какие основные жизненные формы встречаются у Покрытосеменных растений? (Деревья, кустарники, травы)

Где у Покрытосеменных образуется плод с семенами? (В завязи пестика)

Жилкование листьев у двудольных растений? (Сетчатое)

Плод гороха? (Боб)

Корневая система риса? (Мочковатая)

Перенос пыльцы с пыльника на рыльце пестика. (Опыление)

Запасающая часть семени у растений класса Однодольных? (Эндосперм)

Что такое камбий? (Камбий – разновидность образовательной ткани растений, за счет которой стебель растет в толщину)

Конкурс 2 «Размытое письмо».

Каждая команда получает текст, в котором пропущены слова. По ходу чтения учащиеся находят ответ и записывают пропущенные в тексте слова.

Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных — .... У двудольных зародыш семени имеет ... , а у однодольных — .... У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных — ... . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных —...».

Слова для справок:

1 - сетчатое;

2 - мочковатая;

3 - Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые;

4 - одна семядоля;

5 - Злаковые, Лилейные;

6 - две семядоли;

7 - параллельное или дуговое;

8 - стержневая.

Ответ: 2. 8. 6. 4. 7. 1. 3. 5.

За каждое правильно вставленное слово дается жетон = 1 балл. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 8 баллов.

Конкурс 3 «Опознание» (определение систематических единиц). Домашнее задание: подготовлено 4 слайда от каждой команды, по которым можно определить вид, семейство и класс растений.

Конкурс 4. Какая из команд первой составит эволюционную цепочку развития растений.

- Голосеменные

- Мхи

- Покрытосеменные

- Водоросли

- Папортникообразные

- Псилофиты.

Физкультминутка «Жизненные формы растений».

Называются различные формы, а ребята выполняют определённые действия.

Например:

Травы – ученики приседают;

Кустарники – встают;

Деревья – потягиваются вверх, руки поднимают.

Конкурс 5. Легенды о растениях.

Первая команда: злаковые, крестоцветные, розоцветные.

Вторая команда: лилейные, сложноцветные.

Третья команда: пасленовые, бобовые.

Конкурс 6. Любознайка.

Каждая команда поочередно отвечает на вопросы викторины. За каждый правильный ответ дается 1 фишка = 1 балл.

Какую траву знают даже слепые? (Крапива)

Какое растение любят кошки? (Валериана)

Какое растение говорит о том, где оно живет? (Подорожник)

Какое растение является символом горечи? (Полынь)

Какая ягода поможет больному горлу? (Малина)

Ягоды на этом дереве можно увидеть даже зимой. (Рябина)

Какое дерево стало символом России? (Береза)

Эта ягода поможет нормализовать зрение? (Черника)

Какая трава поможет излечиться от кожных заболеваний? (Чистотел)

На каком овоще спала принцесса? (Горох)

Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички. (Ромашка)

Что без боли и печали доводит до слез ? (Лук)

Какой цветок называют водяной красавицей? (Белая кувшинка)

Cамая большая ягода на земле? (Арбуз)

Из плодов какого дерева изготовляют курагу? (Абрикос)

Из плодов какого дерева изготовляют шоколад? (Какао)

Что такое изюм? (Сушеный виноград)

Какой овощ называют корнем здоровья? (Редька)

Венком из листьев этого дерева раньше награждали победителей? (Лавр)

Ветка, какого растения украшает фуражку лесника? (Дуб)

Богиня растений, давшая название царству растений. (Флора)

Рефлексия.

На столах у каждой команды лежат смайлики (радость, безразличие, недовольство), оцените вашу сегодняшнюю работу на уроке.

Подведение итогов игры. Выставление оценок.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Подводится итог работы в группах, озвучивается результаты игры. Оценки выставляются в журнал.

Заключение

Дорогие ребята!

Хоть хвалиться неприлично,

Но я должна вам сказать,

Что вы можете отлично

И учиться, и играть!

Домашнее задание: по теме «Покрытосеменные растения» подготовить викторины, легенды, загадки, кроссворды, но только о лекарственных растениях. 

 

. . . . .