Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сценарий развлечения "День Ивана Купала"

Дата публикации: 2023-07-31 04:04:56
Статью разместил(а):
Дубовская Татьяна Владимировна

Сценарий развлечения "День Ивана Купала"

Автор: Дубовская Татьяна Владимировна

МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Лучик", г. Вихоревка, Иркутская область

 

Народные праздники – эти дни мы не найдем в обычном календаре, но народ помнит о них. Ведь эти праздники возникли давно, когда люди ещё не умели объяснить природные явления. Они наблюдали за солнцем, луной, водой и ветром. Считали их живыми и могучими. Нет солнца – нет тепла, значит, не будет урожая. Будет солнце, но не будет дождя, и опять ничего не вырастит. Люди верили, что солнце, луна, ветер, дождь — это живые существа, способные слышать и отвечать на просьбы людей. И люди обращались к ним, просили о помощи и благодарили.

Одним из таких народных праздников стал день Ивана Купала. Отмечают этот праздник летом в самый долгий день – день летнего солнцестояния, солнцеворота. Народ благодарил Солнце за жизнь, за светлый день и за самую короткую ночь в году, ведь со следующего утра вечер наступал все раньше и раньше. После этого дня начинались работы в поле по сбору урожая.

В этот праздник люди у вечернего костра – символа тепла, водили хороводы. Хоровод - символический танец, когда люди танцуют в замкнутом кругу, как единая целостная цепочка, как одно существо исполняют ритуальные движения или песни. Замкнутое кольцо хоровода символизировало также движение солнца, жизнь.

Символом этого праздника стал венок. Венок – это плетеное украшение из живых трав и цветов, своеобразная корона на голову, по составным элементам которой можно было определить статус и настроения «коронованного» или сотворившего венок. Каждая травинка и цветок имели свое значение и подбирались, как зашифрованное послание или желание. Венками и веночками девушки украшали себя, деревья, потом дома и хозяйственные постройки. Особым ритуалом в купальскую ночь было пускание венка на воду.

Многие смельчаки искали заветный цветок папоротника, который, по преданию, цветёт только один раз в году - именно в эту летнюю ночь накануне Ивана Купалы. Сила папоротника заключалась не только в открытии кладов и сокровищ. Овладевший им «всё узнавал, что где есть и что где лежит, что где делается, хоть в других городах и государствах» - словом, ничего невозможного для него нет. Считали, что если увидишь цветущий папоротник, то любое желание исполнится.

Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах все чаще проводятся русские народные праздники. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам народной культуры, возникает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов.

 

Цель: Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств, в процессе ознакомления с народной культурой России.

Задачи:

Образовательные: сформировать у детей и родителей интерес к традициям празднования Дня Ивана Купалы; пополнить знания о великих христианских праздниках.

Развивающие: употреблять в разговорной речи поговорки, «заклички»; развивать познавательный интерес к традициям своего народа; развивать внимание, логическое мышление; развивать активность детей в процессе игр и эстафет.

Воспитательные: обогащать духовный мир ребёнка; воспитывать уважение и интерес к многовековой культуре русского народа; воспитывать  доброжелательное общение взрослых и детей в процессе проведения игр и эстафет; создать веселое настроение у всех участников праздника.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие фольклора,  музыкальная.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Материалы и оборудование: аудиозапись песен по тематике развлечения; музыкальный центр, бассейн с водой, атласные ленточки (по количеству детей), веточка березы, письмо, красная атласная ленточка, веночки для девочек, игрушки – рыбки, ракушки (по количеству детей), ориентиры – 2 шт., сачок – 2 шт.,  ведерки детские – 2 шт., 4 прозрачные баночки с водой для опытов, имитация костра, цветок папоротника, угощение (по количеству детей), брызгалки (по количеству детей), костюмы для героев развлечения.

Действующие лица: Ведущий, Кикимора, Водяной (педагоги, родители).

Предварительная работа: беседы с детьми о народных праздниках, об истории и традициях празднования Дня Ивана Купалы на Руси (с учетом возрастных особенностей детей), просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике, разучивание хороводных движений, народных игр «Ручеек», «Лента красная, лента атласная»; рассматривание альбома «Праздники на Руси», разучивание закличек, изготовление совместно с родителями веночков для девочек.

Примечание: Праздник проводится для детей старшего дошкольного возраста на участке детского сада в летний период. Продолжительность — 45–50 мин.

Ход развлечения

Под русские народные песни дети собираются на игровой площадке, в центре которой стоит бассейн с водой.

Ведущий (встречает на игровой площадке):

Здравствуйте, люди добрые!

Гости званые и желанные!

Здравствуйте, детушки!

Здравствуйте, малые! (кланяется)

Смотрю, вы уже все собрались.

Да и я пришла, не опоздала.

К празднику собиралась

Венок плела, наряжалась.

Ведь праздник сегодня непростой,

Праздник волшебный, цветной.

В честь батюшки нашего главного

Ивана Купала славного!

Сегодня праздник огня, воды

И матушки Земли!

Будем праздник отмечать

Веселиться и играть!

Вставай честной народ

В большой веселый хоровод!

Хоровод «На Ивана Купала» (группа «Волшебники двора»)

Ведущий: День Ивана Купала - это праздник солнца, воды и растений, это самый длинный день и самая короткая ночь в году. В этот день солнышко росою умывается и даёт особые силы воде. На Купалу праздновал свои именины Водяной, который очень не любил, когда «мутили воду». А еще в этот день особое внимание люди уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Да вот и она (обращает внимание на березку), стоит и ждет, когда мы ее нарядим. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем то же самое.
Березка, радуйся,
Зеленая радуйся.
К тебе детишки идут,

Славные идут.

Воспитатель просит детей загадать желание и завязать ленточку на веточке березы. Предлагает поиграть в игру с веточкой березы

Русская народная игра «Ручеек»
Воспитатель с веточкой березы проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот, у кого веточка - становится водящим.

Ведущий: Спасибо, березка, за игру. Ребята, смотрите, на березке еще какой – то конверт весит (обращает внимание на конверт, читает):

Я березка у вашего детского сада!
Торопитесь, поспешите,

Цветок счастья вы найдете!

Ведущий: В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся цветок папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

Ребята, а вы хотели бы найти этот цветок? (ответы детей) Тогда отправляемся в путь.

Звучит тревожная музыка, появляется Кикимора. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.

Кикимора: 

Я – Кикимора лесная, 

Я – колдунья деловая! 

Делать пакости люблю; 

И лягушку и змею 

Положу я на обед 

Вместо булок и конфет. 

Я испортить праздник рада – 

Лучше ничего не надо! 

Сегодня праздник Ивана Купала – обливай, кого попало (снова обрызгивает водой детей).

Кикимора: 

Ох, как славно поиграла – 

Подобрела я немало. 

И растрогалась совсем, 

Что кого-то, может, съем (снова пугает)

Ведущий: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила.

Кикимора: А куда это Вы путь держите? (ответы детей)

Ведущий: Цветок папоротника ищем. Говорят, кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

Кикимора: Поиграйте со мной, а потом покажу путь к волшебному цветку.

Игра «Лента красная, лента атласная». Дети образуют хоровод, в середине Ваня (имя ребенка) с лентой в руках. Ваня идет внутри хоровода, дети произносят слова:

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать

Поклонись, поклонись

(выбирает девочку, протягивает ей один конец ленты, кланяются друг другу)

Да за ленточку держись!

(поднимают вверх вдвоем ленточку)

Мы считаем 1,2,3

Ну-ка ленточку возьми.

(подбрасывают ленту вверх и обегают за кругом хоровод, кто первым прибежал, тот и выигрывает)

Ведущий: Поиграли мы с тобой Кикимора, пора и в путь нам отправляться. Показывай Кикимора нам путь, где растет папоротник.

Кикимора, Ведущий и дети отправляются на поиск цветка. В это время Водяной садится перед ширмой.

Звучит песня «Я Водяной».

Ведущий:

Ой, смотрите, кто же это?

В тине весь и с бородой.

Кто пришёл на праздник летний?

Ну конечно … Водяной!

Водяной:

В тихой заводи речной

Сохраняю я покой,

Только очень в день рожденья

Хочется и мне веселья.

А куда это вы добры молодцы, да красны девицы, путь держите?

(ответы детей)

Ведущий: Цветок папоротника ищем, желания загадать хотим, а Кикимора сказала, что поможет нам его найти.

Водяной: Кикимора - подружка моя, она мне за болотами помогает следить, а то там больно комаров много, я их жуть как не люблю, а Кики с ними дружит. Если вы меня развеселите, да поиграете со мной, покажем вам дорогу к цветку волшебному.

Ведущий: Что ж, поможем Водяному? Развеселим?

Дети: Да!

Ведущий:

В день рожденья Водяного

Будем бегать и скакать

В игры разные играть!

Кикимора: Водяной, посмотри на купальские наряды ребят, какой веночек тебе больше всего понравился?

Водяной: Все такие красивые, что глаза разбегаются. Ребята, вы знаете, что в старину, на Ивана Купалу девушки бросали свои венки в воду, а парни пытались их выловить.

Игра «Веночек». Водяной предлагает всем девочкам бросить в воду свои веночки, а мальчикам достать их. Отмечает самых ловких.

Водяной: Сегодня мы с вами поиграем, поозорничаем!

Водяной и Кикимора предлагают детям позабавиться, проводят игры и конкурсы.

Кикимора: В «озере» у Водяного хранится много сокровищ.

Попробуйте с помощью сачка добыть сокровища водяного …

Игра «Озеро сокровищ». На дне бассейна («озера») лежат сокровища (ракушки, камушки т.п.). Дети поделены на 2 команды. Каждый игрок бежит к озеру, вылавливает сачком сокровища и приносит в команду. Побеждает команда, выловившая больше сокровищ и быстрее.

Водяной:

Ох, воды скорей несите.

Помогите, помогите!

Очень жарко мне друзья,

Без воды никак нельзя!

Игра «Водоносы». Играют две команды. Нужно Водяному принести воды в ведерках, обегая препятствия. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание.

Водяной: Хорошо мне стало, прохладно! Кики, а где моя волшебная вода припрятана? Неси скорей. Уж хочется ребятам чудеса показать.

Кикимора приносит воду для экспериментирования. 

Опыт «Цветная водица» (вода, 3 пустые прозрачные баночки (стеклянные или пластмассовые) с крышками, краска зеленая, красная, синяя). Заранее, чтоб дети не видели накрасить изнутри крышки краской и дать высохнуть.

В прозрачные баночки налить чистую воду. Закрыть осторожно крышками. Предложить детям произнести:

«Ах, вода – водица, друг ты мой студеный! Стань вода – водица, не простой - зеленой!» (встряхнуть баночку с крышкой окрашенной зеленой краской - вода окрасится в зеленый цвет).

«Ах, вода – водица, друг ты мой прекрасный! Стань вода – водица, не простой, а красной! » (так же встряхнуть баночку с крышкой окрашенной красной краской - вода окрасится в красный цвет).

«Ах, вода – водица, превращайся в иней! Стань вода – водица, не простой, а синей!» (затем встряхнуть баночку с крышкой окрашенной синей краской - вода окрасится в синий цвет).

«Ах, вода – водица, превращайся в солнце! Стань вода – водица, не простой, а желтой!» (затем встряхнуть баночку с крышкой окрашенной желтой краской - вода окрасится в желтый цвет).

Ведущий: На Ивана Купалу есть еще один обычай - «Запустить красного петуха», чтобы это могло значить? (ответы детей, подводит к правильному ответу) Правильно. «Красный Петух» – это костер, а запустить красного петуха, значит прыгать через костер.

Игра «Перепрыгни через костер».

Дети встают в цепочку, друг за другом прыгают через «костер».

Водяной: 

Ох и жарко от огня, хорошо бы охладиться, предлагаю вам водичкой облиться, чтобы смыть все обиды и горести, которые за год накопились.

Водяной и Кикимора раздают детям брызгалки, приготовленные заранее, все обливаются, веселятся. 

Водяной: Ох, устал я с вами, вас не переиграешь никак! Жарко, хочу уже я обратно в подводное царство, а ты Кикимора обратно на болото возвращайся (прощаются с детьми и под звуки бегущей воды уходят).

Ведущий: Славно мы повеселились.

С Водяным мы тут сдружились.

Мне Кикимора на ушко

Рассказала как подружке,

Где - то там, в лесной глуши,

Пусть поищут малыши,

Папоротника яркий цвет.

И найдём от них привет.

Ведущий вместе с детьми находят цветок папоротника, загадывают желание, под цветком находят угощение.

Ведущий: Праздник близится к концу,

Но грустить нам не к лицу.

Через год на это место

Приходи, честной народ.

Будут снова чудеса,

Будут развлечения,

А теперь прощаемся

Все без исключения!

Дети вместе с ведущим под русскую народную музыку возвращаются в группы.

 

. . . . .