Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Классный час "Битва за Москву"

Дата публикации: 2023-08-17 11:26:48
Статью разместил(а):
Очкова Екатерина Геннадьевна

Классный час "Битва за Москву"

Автор: Очкова Екатерина Геннадьевна

МБОУ "СОШ № 1", г. Серпухов

 

Аннотация: Данный материал является разработкой классного часа краеведческой и патриотической направленности.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, битва за Москву, Серпухов.

 

Цель: рассмотреть роль г. Серпухова при обороне г. Москвы в Еликой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Задачи:

- формировать понимание влияния Великой Отечественной войны на каждую семью и страну в целом;

- расширить знания учащихся о значении родного города при организации обороны г. Москвы;

- воспитывать патриотизм, чувство гордости за родной город, уважение к старшим.

Оборудование: презентация Power Point; музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: экскурсия по городу; подготовка с учащимися материалов о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Ход занятия

Ребята, сегодня на занятии мы отправиться в путешествие по волнам памяти. О чём вы любите вспоминать? (ответы детей)

Да, все мы любим вспоминать о чём-то хорошем, весёлом. Но сегодня мы поговорим о том, что с болью и горечью вспоминает каждый человек, даже тот, кто родился через десятки лет после этого страшного события. Послушайте стихотворение Степана Петровича Щипачёва и попробуйте догадаться, о чём идёт речь.

 Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Чему посвящены эти строки?

(Началу Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года.)

Что произошло?

(Фашистская Германия напала на Советский Союз.)

Фашисты были хорошо вооружены, подготовлены, и нашим солдатам приходилось очень тяжело, приходилось отступать. Наступление шло сразу по нескольким направлениям. За первые несколько месяцев войны были захвачены западные территории, взят в блокаду город Ленинград. В конце сентября вражеские войска оказались под Москвой.

На 7 ноября 1941 года было назначено прохождение немецких войск по Красной площади. Уже были отпечатаны приглашения. Целый вагон с наградами “героям взятия Москвы” дожидался своего часа. 

Действительно, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт. Тогда же прозвучали и слова «Велика страна, а отступать некуда! Позади – Москва!»

(Эпиграф – на доске)

Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Что такое Москва? (ответы детей)

У каждого человека есть сердце. А для нашей страны сердце – это Москва. Это самое дорогое для каждого русского человека, символ всего народа. И в то суровое время неприступность столицы давала людям веру в победу, в свои силы. Вот такие строки написал поэт Алексей Сурков об этом времени.

(ученики читают стихотворение)

Подошла война к Подмосковью.

Ночь, в накале зарев, долга.

Будто русской жертвенной кровью

До земли намокли снега.

По дороге гремят тачанки.

Эскадроны проходят вскачь.

Приготовились к бою танки

Возле стен Подмосковных дач.

Стук подков на морозе чётче.

В пар укутан блиндажный лаз.

На краю села пулемётчик

С тёмной рощи не сводит глаз.

Будто руки окаменели.

Будто вкопан он в грунт во рву.

Этот парень в серой шинели

Не пропустит врага в Москву.

(А. Сурков)

Вся страна поднялась на защиту своей Родины.

(Видео-вставка «Вставай, страна огромная …»)

В ноябре 1941 года фронт приблизился вплотную к нашему городу Серпухову. Оборону держала 49-я армия, получившая приказ: «Серпухов ни в коем случае не сдавать». В нашем городе есть улицы, названные в честь героев, оборонявших город: улица Фирсова, Лавриненко, площадь 49-й армии и другие. Вспомните, какие ещё памятные места мы с вами видели на экскурсии?

(ответы детей)

Ребята, а кто знает, где проходила линия фронта? (ответы детей)

Всего в семи километрах от города, в районе деревни Дракино уже были немцы! Сражались не только армии, но и добровольцы, вступившие в народное ополчение, и партизанские отряды. Как вы думаете, чем они помогали?

Партизанские отряды охраняли фабрики, железнодорожные станции, совхоз «Большевик», окский мост, участвовали в тушении пожаров и спасении раненых.

Мужчины ушли на фронт. Кто же остался в городе? (ответы детей)

Женщины, дети и старики не сидели, сложа руки. На заводах города они продолжали производить необходимые для фронта вещи: миномёты, ложки, печи для окопов, телогрейки, ватные штаны, валенки и многое другое. Совсем маленькие дети 9-10 лет работали наравне со взрослыми.

В середине декабря 49-й армии удалось отогнать фашистов от Серпухова. По всем направлениям обороны Москвы началось наступление. Медленно, но верно советские войска освобождали занятые врагами территории.

Многие жители города ушли защищать страну, оставив дома родителей, жён, детей. Как они общались между собой? (ответы детей)

Телефонов и интернета в те годы не было. О том, что они переживали, что чувствовали, с какими невзгодами и радостями встречались, рассказывают нам письма военного времени. Конвертов не хватало, с фронта приходили письма-треугольники. Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал, потому что душа солдата жила в этих скромных треугольниках.

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут.

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

(Г. Фатеев)

Этих писем ждали всей семьёй, всем домом или улицей, ведь в каждой семье был кто-то, кто ушёл на фронт.

Ребята, а в ваших семьях есть родственники, участвовавшие в ВОВ? (выступления детей)

Уже почти не осталось в живых тех людей, которые могли бы нам рассказать о тех страшных годах, но мы и по сей день храним в памяти события Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему так важно  помнить? (ответы детей)

Не раз за свою многовековую историю наша страна оказывалась в тяжелейших положениях из-за захватчиков. Но народ объединялся против врагов и отвоёвывал свою свободу. Так произошло и в годы Великой Отечественной войны. Ценой своей жизни советские солдаты завоевали мир для своих потомков, для нас с вами. И наша обязанность – хранить этот мир, защищать его и чтить память людей, сохранивших нашу страну.

 

. . . . .