Урок математики во 2 классе "Порядок действий в выражениях. Скобки"
Урок математики во 2 классе "Порядок действий в выражениях. Скобки"
Автор: Репина Ольга Федоровна
МБОУ «СОШ № 1», г. Серпухов, Московская область
Основные цели урока: |
Формировать умение строить правила на примере правила порядка действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих все четыре арифметических действия, формировать умение использовать это правило на практике; тренировать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, творческие способности. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Методы обучения |
- деятельностный, - наглядный, - практический, - проблемный. |
Использованные технологии |
- проблемного обучения, - ИКТ, - игровая, - здоровьезберегающая, - технология деятельностного метода |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся строить алгоритм порядка действий в выражениях со скобками и без скобок; научатся применять данный алгоритм на практике. Метапредметные: регулятивные: · учатся понимать цель выполняемых действий; · получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; · высказывают свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; · планируют собственную вычислительную деятельность. познавательные: · извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); · наблюдают и делают самостоятельные выводы; · получат возможность использовать информацию учебника или других источников. коммуникативные: формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми. Личностные: - имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности; - осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт. |
Ресурсы |
1. Учебник Л.И. Моро Математика, 2 класс, Часть 1. 2. Презентация к уроку 3. Бланки для групповой работы. 4. Интерактивная доска. |
Этапы урока |
Ход урока |
Деятельность учащихся |
|
I. Организационный момент. |
Ребята, наш урок мы начинаем с такого девиза: |
соблюдают простейшие нормы этикета: встают организуют своё рабочее место под руководством учителя |
|
II. Актуализация знаний. 2. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. |
1.Устный счёт Итак, внимание! Оно нам всегда очень нужно на уроке! Мы в жизни постоянно выполняем какие-то действия: гуляем, учимся, играем. Эти действия мы можем выполнять в разном порядке. Но нельзя пойти в школу, а потом одеться. Все должно быть спланировано. Математика – тоже наука точная, в ней, как и везде должен быть порядок. Урок математики мы проводим, соблюдая какой-то порядок или нет? (Да) С чего начинаем урок: анализ проверки тетрадей, проверка д/з, мат. диктант или устные вычисления, новый материал, тренируемся с объяснением, решаем сами, задача, уравнения, геом. материал и объяснение д/з. Ещё в 18 веке знаменитый во всём мире учёный, наш соотечественник, М.В. Ломоносов, член Академии наук, талантливый физик и химик сказал: «Математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит». Как понимаете это выражение? (тренирует ум) 1. Устная разминка. Давайте сейчас и потренируем свой ум … Вспомните, как называются компоненты действий сложения? Действия вычитания? а) найти сумму чисел 5 и 6 (11) Хорошо, молодцы! Сели все красиво и правильно! Открыли тетради, записали число и Классная работа. Выполним такое задание: 2. Выпишите в тетрадь только верные равенства и неравенства, вычисляя при этом правую и левую сторону. 7+9 8+8 9+5 15- 6 11- 4 = 14- 7 20 - 1 = 7+ 6 10+4 7+9 16 – 7 5+6 Какие равенства и неравенства выписали? Почему? 3. Выпишите только те выражения, значения которых равно 15 6+7+5 (18) 20 – 8+3 (15) 10-2+7 (15) 7+7 + 3 (17) 9+7 -2 (14) 20 – 3 +2 (19 ? 15) Ребята, посмотрите, пока мы тут выписывали примеры, нам пришло сообщение от Незнайки. «Ребята, помогите! Я решал и выписывал вместе с вами примеры, а у меня еще один пример выписан оказался, где получается 15! Что же делать?» 20 – 3 + 2 =15? Как же нам помочь Незнайке? (постараемся разобраться) Почему у него так получилось? Почему это равенство неверное? Как определили? (20-3=17+2=19) В каком порядке он выполнял действия в этом равенстве, что у него получилось 15? (если не ответят: наверное, он сначала к 3+2, а потом из 20 вычел 5) Мы разобрались, почему так получилось? (Да) А как нам теперь доказать и показать это другим? (?) Чего мы не знаем? (Как показать, в каком порядке нужно выполнять действия в некоторых примерах.) |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы Называют компоненты действий сложения и вычитания, Вычисляют На электронной доске равенства и неравенства Читают, что записали в тетрадь, объясняют свой выбор. Отвечают на вопросы, сравнивают, указывают, как выполнили действие |
|
III. Построение проекта выхода из затруднения |
О каком порядке сейчас говорили? (О порядке выполнения действий.) Помните, в начале урока говорили, что в математике, как и в жизни во всем должен быть порядок? Вот и встретилось нам опять это слово. Кто может определить тему нашего сегодняшнего урока? (Порядок выполнения действий.) Какова цель нашего урока? (Научиться обозначать в записи порядок действий.) Как обычно, если мы в чем-то затрудняемся, то с вами и Незнайкой обращаемся куда? К учебнику. Откройте учебники на стр. 38, прочитайте тему и цель урока. |
смотрят и слушают, отвечают на вопрос |
|
IV. Формулирование темы и целей урока |
Читают в учебнике тему урока. Правильно ли мы всё определили? (Правильно) |
формулируют тему и цели урока |
|
V. Первичное закрепление. |
Какое новое слово нам встретилось? (Скобки) Что же такое скобки? (специальный знак, который показывает, что действие выполняется первым) СКОБКИ – это такие знаки в математике! Посмотрите на странице учебника, как они пишутся в примере. Читаем первый пример. Из 10 вычесть сумму чисел 6 и 3. 10 – (6+3)= 1 Зачем нам обвели в кружок сумму чисел 6 и 3? (Чтобы мы нашли её первой, а затем уже из 10 вычли то, что получится) Зачем же нужны скобки? (Указывают на порядок действий в примере) А сейчас вернемся к примеру Незнайки и поставим в нём недостающие знаки - скобки так, чтобы равенство стало верным. 20 – (3+2) = 15 Запишем его тоже в тетрадь только со скобками Молодцы! Незнайка остался очень доволен, что мы ему помогли! |
выясняют наличие скобок, порядок действий отвечают, что выполняют сначала действия в скобках, а потом по-порядку слева направо |
|
VI Физминутка. |
Незнайка хочет предложить нам немного отдохнуть Встали. Ребятам скучно так стоять, |
выполняют упражнения |
|
VII. Применение новых знаний. |
Вы получили новые знания? Предлагаю выполнить адания по новой теме. Кто уже сам может сказать правило о порядке действий при вычислениях в примерах со скобками? |
работают над правилом, проговаривают в парах |
|
Работа по учебнику |
Посмотрите на примеры под № 1, что заметили? (Все примеры со скобками) № 1 стр. 38 – коллективное устное выполнение с комментированием. Первый пример читает учитель, остальные проговаривают и решают сами. |
коллективно выполняют с комментированием |
|
Разминка для глаз Самостоятельная работа с проверкой |
Дадим отдохнуть нашим глазкам! Смотрим на доску № 2 стр. 38 Нашли в учебнике № 2. Разберем первый пример. Получим ли мы нужный результат, если вычисления будем выполнять по порядку? (нет) Второй пример посоветуйтесь в парах, остальные каждый самостоятельно. (По одному представителю от ряда выходят и ставят скобки в примерах) Проверьте, так ли у вас получилось? (сверяются с образцом на доске) А сейчас Незнайка предлагает вам поучаствовать в соревновании. Каждому ряду я раздаю листок с примерами. Вы решаете по одному примеру в паре с соседом по парте и быстро передаете лист следующей паре на вашем ряду. Последняя парта решает и передает лист мне. Выигрывает тот ряд, который быстрее и, главное без ошибок, решит все примеры. Я собрала у всех листочки и проверяю правильность выполнения примеров. Лучше всех справился ряд …! Молодцы!
|
Ролик с зарядкой для глаз на электронной доске Записывают в тетрадях вычисляют, один ученик выполняет на доске с комментированием, остальные в тетради учитель раздает листы с примерами каждому ряду |
|
Работа над задачами. |
№ 4 ср. 38 Рассмотрите рисунок. Составьте задачу по первому решению. (В лодке плыли 5 детей и 1 взрослый. Сколько всего человек плыло в лодке ?) Составьте задачу по второму решению. (В лодке было 6 человек. На берег вышли 2 человека. Сколько человек осталось и лодке?) Можно ли задачи назвать обратными? (Нет.) Составьте обратную задачу к первому решению ( В лодке плыли взрослые и дети. Всего 6 человек. 5 человек были дети. Сколько взрослых плыло в лодке?) Составьте обратную задачу ко второму решению.( В лодке плыли рыбаки. После того как из нее вышли 2 человека, в лодке осталось 4 человека. Сколько рыбаков было в лодке сначала?) Решите эти задачи по вариантам и запишите решение и ответ в тетрадь. |
составляют устно задачи по их решению записывают решение решивший первым, записывает решение и ответ на доске |
|
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
Вот и подошёл к концу наш урок. Над какой темой работали? Удалось ли достичь поставленной задачи? Было ли кому-то трудно? Незнайка понял как выполняются действия со скобками и без скобок и приготовил вам в благодарность воздушный шарик. Если вам было интересно и всё понятно – раскрасьте шарик в зелёный цвет, если оказалось что-то не очень понятным – в жёлтый, а кто еще не до конца разобрался, не понял – красный, но не волнуйтесь, мы только начали решать такие примеры, и скоро вы во всём разберётесь. Вы молодцы! |
отвечают на вопросы учителя оценивают свою работу, показывают шарики |
|
IХ. Предполагаемая домашняя работа. |
№ 6 стр. 39, |
|