Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок математики во 2 классе "Порядок действий в выражениях. Скобки"

Дата публикации: 2023-08-17 16:02:09
Статью разместил(а):
Репина Ольга Федоровна

Урок математики во 2 классе "Порядок действий в выражениях. Скобки"

Автор: Репина Ольга Федоровна

МБОУ «СОШ № 1», г. Серпухов, Московская область

 

Основные цели урока: 

Формировать умение строить правила на примере правила порядка действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих все четыре арифметических действия, формировать умение использовать это правило на практике; тренировать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи. 

Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, творческие способности.

Тип урока 

Урок открытия нового знания

Методы обучения 

- деятельностный,

- наглядный,

- практический,

- проблемный.

Использованные технологии 

- проблемного обучения,

 - ИКТ,

- игровая,

- здоровьезберегающая,

- технология деятельностного метода

Планируемые результаты 

Предметные: научатся строить алгоритм порядка действий в выражениях со скобками и без скобок; научатся применять данный алгоритм на практике.  

Метапредметные: 

регулятивные:

· учатся понимать цель выполняемых действий;

· получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

· высказывают свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

· планируют собственную вычислительную деятельность.               

познавательные:

· извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

· наблюдают и делают  самостоятельные  выводы;

· получат возможность использовать  информацию учебника или других источников.

коммуникативные: формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми. 

 Личностные:

- имеют адекватное представление  об учении и поведении в процессе учебной деятельности;

- осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт.

Ресурсы

1. Учебник Л.И. Моро  Математика, 2 класс, Часть 1.

2. Презентация к уроку

3. Бланки для групповой  работы.

4. Интерактивная доска.

 

Этапы урока 

Ход урока

Деятельность учащихся 

I.       Организационный момент.

Ребята, наш урок мы начинаем с такого девиза:
«Быть дружными,
очень  внимательными,
не мешать, а помогать  друг другу».

соблюдают простейшие нормы этикета: встают

организуют своё рабочее место под руководством учителя

II.     Актуализация знаний.

2.         Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

1.Устный счёт 

Итак, внимание! Оно нам всегда очень нужно на уроке!

Мы в жизни постоянно выполняем какие-то действия: гуляем, учимся, играем.  Эти действия мы можем выполнять в разном порядке. Но нельзя пойти в школу, а потом одеться. Все должно быть спланировано.

Математика – тоже наука точная, в ней, как и везде должен быть порядок.                   

Урок математики мы проводим, соблюдая какой-то порядок или нет? (Да)

С чего начинаем урок: анализ проверки тетрадей, проверка д/з, мат. диктант или устные вычисления, новый материал, тренируемся с объяснением, решаем сами, задача, уравнения, геом. материал и объяснение д/з.             

Ещё в 18 веке знаменитый во всём мире учёный, наш соотечественник, М.В. Ломоносов, член Академии наук, талантливый физик и химик сказал: «Математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит». 

Как понимаете это выражение? (тренирует ум)

1. Устная разминка. 

Давайте сейчас и потренируем свой ум … 

Вспомните, как называются компоненты действий сложения?

Действия вычитания?

а) найти сумму чисел  5 и 6 (11)
б) сумму чисел 5 и 6  уменьшить на 3 (8)
в) найти разность 13 и 5 (8)
г) к разности 13 и 5 прибавить 4 (12)
д) из 12 вычесть 6, а потом еще 5 (1)
е) сколько надо вычесть из суммы 13 и 7, чтобы осталось 12? (8)

Хорошо, молодцы! Сели все красиво и правильно!

Открыли тетради, записали число и Классная работа. Выполним такое задание:

2. Выпишите в тетрадь только верные равенства и неравенства, вычисляя при этом правую и левую сторону.

7+9    8+8         9+5  15- 6

11- 4 = 14- 7     20 - 1 = 7+ 6

10+4  7+9       16 – 7  5+6

Какие равенства и неравенства выписали? Почему?

3. Выпишите только те выражения, значения которых равно 15

6+7+5 (18)             20 – 8+3 (15)

10-2+7 (15)            7+7 + 3  (17)

9+7 -2 (14)             20 – 3 +2 (19 ? 15)

Ребята, посмотрите, пока мы тут выписывали примеры, нам пришло сообщение от Незнайки.

«Ребята, помогите! Я решал и выписывал вместе с вами примеры, а у меня еще один пример выписан оказался, где получается 15! Что же делать?»

20 – 3 + 2 =15? 

Как же нам помочь Незнайке? (постараемся разобраться)

Почему у него так получилось?

Почему это равенство неверное? Как определили? (20-3=17+2=19)
В каком порядке выполняли действие? (сначала вычли, потом прибавили)
Может кто-нибудь догадался, почему у Незнайки получился другой ответ?

В каком порядке он выполнял действия  в этом равенстве, что у него получилось 15? (если не ответят: наверное, он сначала к 3+2, а потом из 20 вычел 5)

Мы разобрались, почему так получилось? (Да)

А как нам теперь доказать и показать это другим? (?)

Чего мы не знаем? (Как показать, в каком порядке нужно выполнять действия  в некоторых примерах.)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Называют  компоненты действий сложения и вычитания,

Вычисляют

На электронной доске равенства и неравенства

Читают, что записали в тетрадь, объясняют свой выбор.

Отвечают на вопросы, сравнивают, указывают, как выполнили действие

III. Построение проекта выхода из затруднения 

О каком порядке сейчас говорили? (О порядке выполнения  действий.)

Помните, в начале урока говорили, что в математике, как и в жизни во всем должен быть порядок? Вот и встретилось нам  опять это слово.

Кто может определить тему нашего сегодняшнего урока?  (Порядок выполнения  действий.)

Какова цель нашего урока? (Научиться обозначать в записи порядок действий.)

Как обычно, если мы в чем-то затрудняемся, то с вами и Незнайкой обращаемся куда?

К учебнику.

Откройте учебники на стр. 38, прочитайте тему и цель урока.

смотрят и слушают,

отвечают на вопрос

IV. Формулирование темы и целей урока 

Читают в учебнике тему урока.

Правильно ли мы всё определили? (Правильно)

формулируют тему и  цели урока

V. Первичное закрепление. 

Какое новое слово нам  встретилось? (Скобки)

Что же такое скобки? (специальный знак, который показывает, что действие выполняется первым)

СКОБКИ – это такие знаки в математике! Посмотрите на странице учебника, как они пишутся в примере.

Читаем первый пример. Из 10 вычесть сумму чисел 6 и 3.

10 – (6+3)= 1

Зачем нам обвели в кружок сумму чисел 6 и 3? (Чтобы мы нашли её первой, а затем уже из 10 вычли то, что получится)

Зачем же нужны скобки? (Указывают на порядок действий в примере)

А сейчас вернемся к примеру Незнайки и поставим в нём недостающие знаки - скобки так, чтобы равенство стало верным.

20 – (3+2) = 15

Запишем его тоже в тетрадь только со скобками

Молодцы! Незнайка остался очень доволен, что мы ему помогли!

выясняют наличие скобок, порядок действий

отвечают, что выполняют сначала действия в скобках, а потом по-порядку слева направо

VI Физминутка.

Незнайка хочет предложить нам немного отдохнуть

Встали.

Ребятам скучно так стоять, 
Нужно ручки нам размять. 
Руки вверх, руки вниз, 
На носочках  подтянись. 
Руки ставим на бочок, 
На носочках скок – скок - скок. 
А затем вприсядку, 
Закончили зарядку

выполняют упражнения

VII. Применение новых знаний.  

Вы получили новые знания?

Предлагаю выполнить адания по новой теме.

Кто уже сам может сказать правило о порядке действий при вычислениях в примерах со скобками?
Прочитайте правило в красной рамке  и расскажите его соседу по парте, а потом сосед расскажет вам.

работают над правилом,

проговаривают в парах

Работа по учебнику 

Посмотрите на примеры под № 1, что заметили? (Все примеры со скобками)

№ 1 стр. 38 – коллективное  устное выполнение  с  комментированием.

Первый пример читает учитель, остальные проговаривают  и решают сами.

коллективно выполняют с комментированием

 Разминка для глаз 

Самостоятельная работа с проверкой  

Дадим отдохнуть нашим глазкам!

Смотрим на доску

№ 2 стр. 38

Нашли в учебнике № 2.

Разберем первый пример.

Получим ли мы нужный результат, если вычисления будем выполнять по порядку? (нет)
Надо менять порядок действий? (Да)
Какое действие выполним первым? (1+3)
Вычислим. Получили ли вы нужный результат?
Поставим скобки.

Второй пример посоветуйтесь в парах, остальные каждый самостоятельно.

(По одному представителю от ряда выходят и ставят скобки в примерах)

Проверьте, так ли у вас получилось?

(сверяются с образцом на доске)

А сейчас Незнайка предлагает вам поучаствовать в соревновании.

Каждому ряду я раздаю листок с примерами. Вы решаете по одному примеру в паре с соседом по парте и быстро передаете лист следующей паре на вашем ряду. Последняя парта решает и передает лист мне.

Выигрывает тот ряд, который быстрее и, главное без ошибок, решит все примеры.

Я собрала у всех листочки и проверяю правильность выполнения примеров.

Лучше всех справился ряд …!

Молодцы!

(8+2) – 6 =

12 – (6+4)=

7+ (15-5)=

(9+1) – 2 =

20 – 10 – 3 =

Ролик с зарядкой для глаз на электронной доске

Записывают в тетрадях

вычисляют,
изменяют порядок действий

один ученик выполняет на доске с комментированием, остальные в тетради

учитель раздает листы с примерами каждому ряду

Работа над задачами.  

№ 4 ср. 38 

Рассмотрите рисунок.

Составьте задачу по первому решению. (В лодке плыли 5 де­тей и 1 взрослый. Сколько всего человек плыло в лодке ?) 

Составьте задачу по второму решению. (В лодке было 6 че­ловек. На берег вышли 2 человека. Сколько человек осталось и лодке?) 

Можно ли задачи назвать обратными? (Нет.) 

Составьте обратную задачу к первому решению ( В лодке плыли взрослые и дети. Всего 6 человек. 5 человек были дети. Сколько взрослых плыло в лодке?)

Составьте обратную задачу ко второму решению.( В лодке плыли рыбаки. После того как из нее вышли 2 человека, в лодке осталось 4 человека. Сколько рыбаков было в лодке сначала?)

Решите эти задачи по вариантам и запишите решение и ответ в тетрадь. 

составляют устно задачи по их решению

записывают решение

решивший первым, записывает  решение и ответ на доске

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности. 

Вот и подошёл  к концу наш урок.

Над какой темой работали?

Удалось ли достичь поставленной задачи?

Было ли  кому-то трудно?

Незнайка понял как выполняются действия со скобками и без скобок и приготовил вам в благодарность воздушный шарик.

Если вам было интересно и всё понятно – раскрасьте шарик в зелёный цвет, если оказалось что-то не очень понятным – в жёлтый, а кто еще не до конца разобрался, не понял – красный, но не волнуйтесь, мы только начали решать такие примеры, и скоро вы во всём разберётесь.

Вы молодцы!

отвечают на вопросы учителя

оценивают свою работу, показывают шарики

IХ. Предполагаемая домашняя работа.

№ 6 стр. 39,
выучить правило с. 38.

 

. . . . .