Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка интегрированного урока "Тепловые явления. Плавление"

Дата публикации: 2023-08-20 16:11:38
Статью разместил(а):
Крыженовских Надежда Николаевна

Методическая разработка интегрированного урока "Тепловые явления. Плавление"

Авторы: Крыженовских Н.Н. и Лысов С.А.

МАОУ "Лицей № 34", г. Тюмень"

 

Формат проведения: интегрированный урок.

Участники: учащиеся 6 класса.

Цели урока: создать условия для изучения учащимися основных признаков процесса плавления, рассмотреть принципы плавления, установить влияние соли на процесс плавления снега; формировать исследовательские умения в практической деятельности.

Задачи урока: 

Образовательные: 

· Используя межпредметные связи, создать информационно-образовательную среду, позволяющую дать учащимся представление о механизме процесса плавления;

· Усвоение учащимися понятий плавление, выделение количества теплоты при плавлении;

· Познакомить с простейшим способом таяния снега под действием соли и проследить изменение температуры в процессе плавления.

Развивающие:

· Развитие познавательных умений (умение выделять главное, вести конспект, наблюдать, выполнять задания, объяснять результаты опытов, выдвигать гипотезы, классифицировать);

· Развитие мышления (логического, аналитического, синтезирующего).

Воспитательные: 

· Воспитание положительного отношения к знаниям;

· Воспитание характера на пути достижения поставленной цели (при решении задач, добывания необходимой информации при работе с источниками).

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД: 

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации, умение наблюдать, анализировать, обобщать делать выводы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – определение цели, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование; оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные УУД: смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, адекватное самовосприятие, адекватное оценивание себя, других

Личностные: Формирование целеустремленности, ответственного отношения к учению, создание основы для формирования интереса к углублению химических и физических знаний и выбора данных предметов в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Метапредметные:

- Формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности (умение слушать партнера, аргументировать свое мнение).

- Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, формулирование выводов и заключений, развитие умений извлекать информацию из различных источников (схем, демонстрационных опытов).

- Осуществление рефлексии в отношении действий по решению учебных задач, понимание проблемы, умение выдвигать гипотезы, давать определение понятиям.

Предметные: 

- Изучить суть понятий плавление, температура плавления;

- Иметь представление о соли и его влияние на таяние снега ;

- Познакомиться с механизмом таяния снега под действием соли;

Оборудование: ноутбук с программным обеспечением, датчик для измерения температур, интерактивная доска, презентация;

- химическая посуда для опытов: стаканчики,  стеклянные палочки, фильтровальная бумага;

- вещества для проведения опытов: поваренная соль, снег.

 - инструктивная карта урока, приложения, инструкции.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Технологии обучения: проблемные технологии, интерактивные технологии.

Методы обучения: исследовательский, метод аналогий.

 

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Организационно-мотивационный этап

Учитель химии. Приветствие. Прозвенел звонок. Все ли вы готовы к уроку?

Посмотрите на себя, на свою парту. Взгляните на своего соседа, на учителя, улыбнитесь. Здравствуйте, ребята. Начинаем урок.

За окном прекрасная весенняя погода. Светит солнце. Таит снег. 

Учитель физики.

Позади долгая морозная зима. Тюменские дорожные службы боролись со снегом.  Плавление снега, льда- это физические процессы.

Учитель химии.

Как тает лед?

Почему снег темнеет при таянии?

Как ускорить процесс таяния?

Ответы на эти и другие вопросы мы узнаем при проведении экспериментов.

 

Целеполагание. Выявление, актуализация и корректировка опорных знаний.

Тема урока.  Тепловые процессы. Плавление.

Все записи вы будете делать в инструкционной карте. Запишите тему урока «Тепловые процессы. Плавление» .   

Что бы вы хотели еще узнать о плавлении?

Цель урока: познакомиться с процессом таяния снега.

Сегодня на уроке мы узнаем о механизме плавления.

Предполагаемые ответы:

Как происходит плавление?

Меняется ли температура при плавлении?

Как соль влияет на таяние снега?

Какие вещества можно использовать для борьбы с гололедом?

Создание проблемной ситуации.

Изучение нового материала.

Практическая часть.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

 На некоторое время вам необходимо стать исследователями.

С чего начинают свою работу исследователи?

Что на уроке будет объектом исследования?

Что будет предметом  исследования?

Запишите в инструкционную карту объект и предмет исследования.

Учитель химии. Эксперимент № 1. Наблюдение за плавлением снега.

Определите порядок действий при проведении опыта.

Учитель физики инструктирует учащихся по работе с датчиками температур. В работе учащиеся используют датчик температур из комплекса «Науколаб». Подключают программу измерения температур. Файл  «Естествознание»  на рабочем столе в ноутбуке»

Запишите в инструкционную карту.

Можно ли приступить к выполнению опыта?

Не забывай:

1. Содержать рабочее место в чистоте.

2. Стараться не разливать на стол жидкости и не рассыпать сухие вещества.

3. Опыт проводит один ученик, остальные наблюдают или по его просьбе помогают.

4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

Учитель контролирует выполнение опыта. 

Подводит к формулировке вывода: снег из твердого агрегатного состояния переходит в жидкое, это сопровождается разрушением кристаллической решетки.

Учитель физики.

Механизм процесса плавления. Рассказ о разрушении кристаллической решетки. Пояснить почему температура плавления не меняется.

Плавление - это переход вещества из твердого состояния в жидкое.

Эксперимент № 2. Зачем дороги зимой посыпают солью.

Учитель химии. Соль – это сложные вещества, в состав которых входят ионы металла  и ионы кислотного остатка. NaCl – поваренная соль. Что такое плавление льда? Это процесс таяния снега или льда при определенных условиях. Без внешнего действия  снег начинает переходить в жидкое состояние при отметке 0℃. Применяют простой способ: понижают точку плавления льда. Вода кристаллизуется в твердое состояние при температурах, начиная с нулевой отметки термометра, то соленый аналог — вплоть до минус 55-60℃. Этим и пользуются специалисты, создающие противогололедные средства. Уменьшая точку плавления, можно быстро убрать лед с территории участка.

Подключить датчик температур к ноутбуку. Зайти в приложение  «Естествознание». Измерить температуру снега в стакане.

Учитель физики подводит итог экспериментам.

Как изменяется температура смеси воды со льдом при добавлении соли?

Удается ли охладить датчик  температуры ниже нуля градусов?

На вопрос зачем дороги посыпают солью, есть простой ответ: «чтобы быстро бороться со льдом и снегом». Основное её преимущество в том, что она очень быстро растапливает лёд. Хлористый натрий вступает в реакцию с замёрзшей водой, тем самым повышает её солёность. Смысл в том, что соленая вода не замерзает даже при . Для расплавления льда требуется большое количество  энергии. Она берется из окружающей среды и смеси.  

Вывод: Растворы замерзают при температуре ниже, чем чистый растворитель. Поэтому растворы солей в воде замерзают при температуре ниже нуля градусов. Это используют , когда нужно растопить лед  при отрицательных температурах. Однако снижение температуры ограниченно. Например, при помощи соли можно снизить температуру плавления льда только до минус 21 градуса.

Учитель химии комментирует

Именно это явление  используется при гололеде. Когда  лед посыпают солью, образуется особый слой. Смесь снега и соли тает,  поскольку понижается  температура замерзания  этого слоя.. Постепенно появляется пленка  водно-солевого раствора, которая расширяется, тем самым увеличивая  площадь соприкосновения льда и соли.  Этот процесс длится  до тех пор, пока не   растает весь лед. Энергия берется из окружающего воздуха, поэтому  и стоять на образующейся кашице из снега  и соли холоднее.

Выступление ученика по теме «Экологические проблемы использования соли реагентов на дорогах Тюмени»

Несмотря на кажущуюся безопасность, хлориды натрия и кальция оказывают негативное влияние на состояние обуви, автомобилей, дорожного покрытия, а также на здоровье. Выходит это в первую очередь потому, что на дорогах они перемешиваются с другими веществами, следствиями которых является целый ряд факторов.

Во-первых, покрышки автомобилей вбирают значительное число химических компонентов (например, углерода или серы). Из-за трения от них отделяются мелкие каучуковые частицы, которые перемешиваются с хлоридами солей натрия и кальция. Во-вторых, днища  отделывают нтикоррозийными покрытиями, которые вступают в химическую реакцию с антигололедными реагентами. Еще одним источником добавочных химикатов служат жидкости для омывания автомобильных стекол, часть из них попадает на дорогу. Само дорожное покрытие является четвертым источником компонентов для химического «коктейля». Кроме того, сам реагент не используется в чистом виде (хлорид кальция или хлорид натрия). Основой реагента служит хлорид, к которому прибавляется песок или гранитная крошка. Компоненты реагентов могут иметь примеси (магний, медь, кобальт, свинец, мышьяк, ртуть, молибден). Несложно представить, какая гремучая смесь веществ, вступающих в активные химические реакции между собой, попадает в почву, на  обувь, лапы домашних животных, а также растущие в городе растения.

Что относится к почве, то ее структура под действием хлоридов уплотняется — ее частицы слепляются друг с другом, и возникает своеобразная «соляная корка».

Это грозит жизни почвенных микро- и микроорганизмов (червей, грибов, низших растений) и приводит к общей деградации почвы.

Серьезное воздействие химикаты проявляют и на нашу обувь. Ее кожа насыщается раствором реагентов, затем высыхает, и ее волокна укрываются слоем солей. Кожа делается твердой и начинает пропускать воду. Снизить влияние реагентов можно, но совсем спасти обувь от порчи не получится. Для этого нужно обрабатывать обувь водоотталкивающими средствами и тщательно мыть ее после возвращения домой.

Страдают от реагентов не меньше лапы домашних животных: кожа становится раздраженной, воспаляется, эпидермис постепенно разрушается. Поэтому хозяевам собак стоит направить особое внимание на  мытье лап животных после прогулки и, возможно, подумать о покупке специальной обуви для животных

Как происходит процесс плавления?

Почему температура плавления постоянная?

Куда расходуется энергия при плавлении?

Итог. При таянии льда идет разрушение кристаллической решетки. Процесс ускоряется при использовании соли. Но очень осторожно нужно использовать соль и другие реагенты для борьбы с гололедом.

Подготовить подборку материала по теме Альтернативные способы борьбы с гололедом»

Ученики выбирают объект исследования. Предполагаемый ответ:

Объект исследования -  снег.

Предмет исследования: таяние снега.

1. Принести с улицы комок снега. Поместить его в стакан.

2. Опустить в стакан со снегом  термометр и следить за его показаниями.

Нет, надо повторить правила  техники безопасности.

Обсуждают, кто проводит опыт и приступают к выполнению опыта.

Записывают свои наблюдения в инструкционную карту результаты измерений:

1. Почему снег потемнел и осел?

2. Почему на дне появляется небольшой слой воды?

3. Почему, когда слой воды увеличился, снег всплыл?

4. Почему объем воды, образовавшейся после плавления снега, заметно меньше объема снега в начале опыта.

Формулируют вывод: плавление снега- это переход снега из твердого состояния в жидкое.

Делают вывод: температура в процессе плавления не меняется.

В стакан со снегом насыпать чайную ложку соли. Тщательно перемешать.

Производить измерения температуры в режиме  ввода данных по нажатию. Погрузить датчик температур  в полученную смесь и через минуту  зафиксировать  значение температуры.

Добавить еще чайную ложку соли. Тщательно перемешать и снова зафиксировать значение температуры.

Еще добавить   соли, перемешать и снова измерить температуру.

Делают записи в инструкционной карте. Записывают общий вывод в инструкционной карте.

. . . . .