Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование функциональной грамотности на уроках физики

Дата публикации: 2023-08-23 18:29:51
Статью разместил(а):
Самольянова Елена Павловна

Формирование функциональной грамотности на уроках физики

Автор: Самольянова Елена Павловна

 

Аннотация: В этой статье представлены конкретные примеры заданий, с помощью которых на уроке физики формируется функциональная грамотность.

Ключевые слова: функциональная грпмотность.

 

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Именно этот навык позволяет человеку сопоставлять факты, адаптироваться в меняющихся обстоятельствах, и правильно действовать в определенных ситуациях, применяя полученные знания. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности. Учебная деятельность на уроке физики должна иметь продуктивный характер и включать в себя следующие виды деятельности: объяснение и описание явлений; использование и построение моделей явлений и процессов; прогнозирование изменений; формулирование выводов на основе имеющихся данных; анализ этих выводов и оценка их достоверности; выдвижение гипотез и определение способов их проверки; формулирование цели исследования; построение плана исследования; дискуссия по естественно - научным вопросам. Материал к уроку должен способствовать организации такой деятельности и включать задания, формирующие компетентности естественно - научной грамотности.

Для формирования и контроля функциональной грамотности я использую на уроках задания, которые размещены на сайтах Института стратегии развития образования, ФИПИ, ФИОКО, издательства «Просвещение», ФГ РЭШ.

Большое число пособий по формированию функциональной грамотности предлагает издательство «Просвещение». Это серии книг «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», «Функциональная грамотность. Тренажеры» и электронный банк заданий по функциональной грамотности.

На уроках физики я использую:

1. Физический эксперимент, который помогает понять суть понятия,

2. Информацию, изложенную в таблицах, схемах и т.п.,

3. Пропущенные слова,

4. Как узнать ...

5. Как объяснить ...

6. Задачи,

7. Домашний эксперимент.

Примеры заданий для формирования функциональной грамотности на уроках физики.

Домашний эксперимент: определить плотность томатной пасты, сметаны, молока и тд.

Задачи:

1. В 1905 году в Париже устроили необычное состязание: триста участников соревновались в беге на 300м в высоту. Победителем оказался некий Форестье. Он первым добрался до верхней площадки Эйфелевой башни, преодолев 729 ступенек за 3 мин 12 секунд. Масса чемпиона 60 кг.

А) Ответьте на вопросы:

1. Какую работу совершил при этом чемпион?

2. Какую среднюю мощность развил он при этом?

3. Чему была равна средняя скорость подъема человека на башню?

Б) Запишите уравнение движение Форестье на высоту в зависимости от времени. Постройте график движения.

В) Определите по графику сколько времени в среднем он тратил на прохождение ста ступенек?

2. Как объяснить: «Алёха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединённый разрыв изолентой. Захар Иванович, старый электромонтёр, поглядывая на работу молодого напарника, проворчал: Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горячая.

Как следует понимать эту профессиональную поговорку?

Задание 1: Выделите из перечисленных ниже понятий: единицы измерения, физические величины, физические приборы, явления. Ответ представьте в виде таблицы. Единицы измерения; Физические величины; Физические приборы, устройства; Процессы, явления.

Задание 2: Используя карандаш и линейку, измерьте толщину нити методом ряда.

Задание 3: При изучении свойств жидкости на стекло поместили несколько капель воды и оставили на столе. Через некоторое время капельки исчезли. Учитель спросил учеников, какие выводы и предположения они могут сделать на основании увиденного, опираясь на знания физики. Один из учеников ответил, что если капля высохла, значит, вода может бесследно исчезнуть сама по себе. Дайте оценку ответа ученика. Согласны вы с ним или нет?

Задание 4: Даны два утверждения:

1. В случае утечки газа запах его через некоторое время распространяется по всей квартире;

2. Молекулы движутся непрерывно и хаотически.

Составьте и запишите одно предложение, объединив их с помощью союза «поэтому», имеющее физический смысл. О каком физическом явлении идет речь? Скажите, какое из этих утверждений является причиной по отношению к другому, а какое –  следствием?

Задание 5: При изучении явления диффузии, учитель плеснул на доску одеколон, и попросил поднять руки, когда ученики почувствуют запах. Ученики убедились, что те, кто ближе к доске почувствовали запах быстрее. Сделали вывод о том, что молекулы одеколона во время движения проходят разные расстояния. Мишу заинтересовал вопрос: С какой скоростью движутся молекулы одеколона? Он решил измерить скорость протекания диффузии. Как вы думаете: Какие приборы будет использовать Миша? Что он будет измерять? Как он будет рассчитывать скорость протекания диффузии?

Задание 6: Все вы хорошо знаете сказку В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Прочитайте небольшой отрывок, и подумайте, почему так произошло. «Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю, но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая земля, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни …» (В.М. Гаршин). Почему лягушка упала в пруд, а не раньше, на дорогу?

Задание 7: Фронтальный эксперимент «Сравнение силы трения качения и силы трения скольжения». На вашем столе деревянный брусок и деревянный каток одинаковой массы, динамометр, деревянная доска.

1. Подвесьте поочередно брусок и каток к динамометру. Сравните показания динамометра.

2. На доску положите брусок, прикрепите к его крючку динамометр. При равномерном скольжении бруска измерьте силу трения скольжения. Запишите результат.

3. Вместо бруска положите каток, прикрепите к его крючку динамометр. При равномерном движении катка измерьте силу трения качения. Запишите результат.

4. Сравните силу трения скольжения и силу трения качения. Объясните полученный результат.

Задание 8: Как определить, сколько капель воды содержится в стакане, если у вас есть пипетка, весы, разновесы, стакан с водой, сосуд?

Задание 9: Для лучшего сцепления колес трактора с почвой его шины заполняют водой, причем шины вмещают 105 кг воды. Зимой воду заменяют специальным раствором, плотность которого 1200 кг/м 3. Какова масса заливаемого в шины раствора?

Задание 10: Водителю необходимо переехать на автомобиле лужу, где, как он полагает, илистое дно. Он решает разогнать машину и на большой скорости преодолеть препятствие. Правильно ли его решение? Почему?

Задание 11: Если тяжелую покупку нести за веревку, то ощущается сильная боль (режет пальцы). Объясните, почему. Предложите способы для устранения этой проблемы.

Задание 12: Одной из экологических катастроф является утечка топлива, нефти из танкеров. Почему нефть распространяется по поверхности воды, а не погружается на дно? Чем опасна эта ситуация для экологической обстановки?

Задание 13: Аквалангист, находившийся в воде, вдруг потерял ориентировку и не может определить, где верх, а где низ. Предложите способы для решения данной проблемы.

Задание 14: Ходить по берегу, усеянному галькой, босыми ногами больно. В воде, погрузившись глубже пояса, ходить по мелким камням не больно. Объясните, почему?

Задание 15: В одном стакане до половины налита холодная вода, а в другом до половины - горячая вода. Как бы вы стали переливать воду (горячую в холодную или наоборот), чтобы ее перемешивание произошло быстрее? Почему?

Задание 16: Половина ледяной поверхности пруда была покрыта с начала зимы толстым слоем снега, а другая половина расчищена для катания на коньках. На какой половине толщина слоя льда больше? Ответ объясните.

Задание 17: Почему вода, попавшая в трещины горных пород, разрушает горы?

Задание 18: На полу под линолеумом проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода и направление постоянного тока в нем, не вскрывая линолеума?

Задание 19: В годы Великой Отечественной войны выдающиеся советские физики академики А.П. Александров и И.В. Курчатов предложили стальные корпуса кораблей «обматывать» несколькими витками кабеля, по которому время от времени пропускали электрический ток. С какой целью это делали?

Таким образом, использование подобных заданий на уроках физики позволяет учителю предоставить возможность ученикам размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объём знаний, перестраивать своё понимание, формулировать выводы, то есть активно участвовать в процессе учения, что повышает их функциональную грамотность. Тем самым, позволяет добиться высоких метапредметных результатов.

 

. . . . .