Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе "Три главных цвета"

Дата публикации: 2023-09-02 15:16:28
Статью разместил(а):
Дубинина Ирина Ивановна

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе "Три главных цвета"

Автор: Дубинина Ирина Ивановна

МБОО "СОШ №10", ДО "Катюша", г.о. Лобня, Московская область

 

Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.

Цель: запомнить правила работы с акварельными красками, основные цвета; осознанно применять цвета в своих рисунках.

Реквизит: акварельные краски (можно взять только три цвета), кисточка, чистый лист бумаги для рисования.

В одном сказочном царстве, разноцветном государстве жили два брата. Младший работал маляром, красил дома, раскрашивал улицы, деревья, всегда ходил весёлый и приветливый. Люди радовались работе младшего брата, им было приятно видеть голубое небо и белые облака, первую зелень, серебристый дождик и яркую радугу на небе.
Малыш, а твой мир, твоё «государство» разноцветное? А дома в твоём городе/посёлке кто покрасил? Видел ли ты в небе радугу?
А старший брат всегда ходил угрюмым, ничто его не радовало, он очень завидовал младшему из-за того, что люди любили его самого и его работу, и мечтал ему отомстить. И вот однажды, когда младший из братьев отправился в соседнее королевство раскрашивать замок, старший пошёл к злой колдунье и попросил её стереть с предметов все цвета, уничтожить всю работу младшего брата, да так, чтобы никто не смог снять эти чары.
Хорошо - ответила ему колдунья - я сделаю так, как ты хочешь. Я заколдую твоё царство, я выкрашу его в серый цвет, и люди забудут, что когда-то оно было разноцветным, и никто не сможет его расколдовать, пока они сами не вспомнят о том, что на свете есть разные краски.

Малыш, скажи, пожалуйста, а когда небо бывает серым? (когда на нём тучи, когда идёт дождик...) А другие предметы когда становятся серыми? (в темноте, когда их плохо видно ...) Подумай и ответь, весело ли будет жить в серой стране?

С тех пор в этой стране после долгой ночи наступало хмурое утро. Люди перестали обращать внимание друг на друга, они стали чаще ссориться. Бесцветный мир не радовал их. Но как ни старалась злая колдунья, стереть воспоминания о красочном мире у людей ей так и не удалось. Дети же сразу почувствовали, что они лишились чего-то прекрасного. Среди них нашёлся один мальчик, который решил понять, почему вокруг так мало радости. Он отправился в путь по серому царству-государству и по дороге расспрашивал всех, кто ему встречался: «не знают ли они, отчего это все люди живут так скучно?» Но люди в ответ только пожимали плечами.
Однажды мальчик набрёл на старую хижину, где жил одинокий слепой старик, и спросил его:
- Дедушка, а ты не знаешь, почему в нашем царстве-государстве все живут так скучно? Почему все такие злые?
- Слушай, сынок - промолвил старец - я расскажу тебе, как люди жили раньше и что случилось потом. В те времена я был помоложе и работал придворным маляром: красил замки и дома в нежнейшие оттенки. Я очень любил своё ремесло, потому что оно приносило людям радость. Один заморский король даже пригласил меня, чтобы я расписал его замок в разные цвета. А когда я вернулся домой, то чуть не умер от горя: труд всей моей жизни пропал, все дома, да и всё вокруг стало серым, а люди как будто чужими. Сам я поседел, моя кожа посерела от старости, глаза выцвели от слёз. Самое дорогое, что у меня осталось, - это три краски, привезённые издалека.
- Дедушка, покажи мне их, пожалуйста, робко попросил мальчик.
Старичок нащупал узелок и достал дощечку с красками.

А теперь малыш, прежде, чем я продолжу сказку, нарисуй на листке акварелью эти три цвета (синий, жёлтый и красный круги).
Мальчик не мог оторвать взгляда от ярких нарядных красок.

Старик почувствовал это. Он стал рассказывать о том, какие ещё бывают краски и какого цвета было всё вокруг. Затаив дыхание, мальчик слушал.
- Я знал - продолжал старик - что тебе понравятся краски. Из этих красок можно сделать любой цвет. Бери их, и ты сможешь вернуть людям радость. Долго я ждал этого часа. Старичок вздохнул и уснул вечным сном.
Мальчик поплакал и решил, что нужно поскорее исполнить последнее желание доброго мастера: сделать мир счастливым и разноцветным. Но вот беда: старичок рассказал, какими красками что раскрасить, а как их смешивать, показать не успел.

Мальчик совсем не умел обращаться с красками и поэтому, чтобы ничего не испортить в городе, он отправился на необитаемый остров. Здесь-то я и потренируюсь - решил он.
На солнышко он брызнул жёлтой краской, как учил его старичок. Солнышко заулыбалось. Песку тоже достался жёлтый цвет. Он тут же потеплел от удовольствия. В море он капнул синей краски, и оно ожило. Теперь очередь дошла до дерева с апельсинами, которое одиноко стояло на острове. «Что делать, как получить оранжевый цвет для апельсинов?» - подумал мальчик, глядя на краски.

Малыш, давай поможем мальчику. Как получить оранжевый цвет? (Смешать жёлтый и красный цвета.) Давай и мы сделаем то же самое.

Выкрасив апельсины, мальчик стал смотреть на листья деревьев. Тут он легко догадался, как получить зелёный цвет, и смешал две краски.

Какие две краски смешал мальчик? (Жёлтую и синюю.) Смешай краски и закрась кружок зелёным цветом между жёлтым и синим.
Затем мальчик нечаянно капнул синей краской в красную, и они смешались. «Ничего - решил он - этим цветом я выкрашу себе брюки».

Малыш, давай и мы смешаем красную и синю краски и посмотрим, какой цвет получится. Кружок этого цвета мы поместим между красным и синим.

А теперь - решил мальчик - смешаю-ка я вместе все три краски, которые у меня есть: жёлтую, синюю, красную». Он попробовал несколько раз, добавляя больше то одной краски, то другой. И, о чудо! У него получились различные оттенки коричневого, серый и даже чёрный цвета. Мальчик легко подобрал цвет для ствола пальмы

Сейчас мы тоже смешаем эти три цвета. И сделаем это в середине круга.

Юный художник решил уже покинуть остров, но увидел, что небо осталось безжизненно-белым. Нет, сюда такой же синий цвет, как у моря, не подойдёт - размышлял мальчик.
Как же сделать небо нежно-голубым? Я смешиваю разные краски, но ни один оттенок не подходит». От бессилия мальчик заплакал. Прозрачная слеза капнула на палитру с синей краской. Краска растеклась и стала светло-голубой».

Малыш, что будет, если в любую краску добавить немного воды? (Они станут светлее.) Осветли все краски и нарисуй ими кольца по внешней стороне имеющихся кругов.

(По книге Е. В. Карповой «Дидактические игры»)

Для того, чтобы хорошо запомнить цвета радуги, мы предлагаем вам стихи:

КРАСНЫЙ
Красная редиска выросла на грядке.
Рядом помидоры - красные ребятки.
А тюльпаны красные
— бравые солдатики,
С красными гвоздиками хороводят в садике.

ОРАНЖЕВЫЙ
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

ЖёЛТЫЙ
Жёлтое солнце на землю глядит,
Жёлтый подсолнух за солнцем следит.
Жёлтые груши на ветках висят.
Жёлтые листья с деревьев летят.

ЗЕЛЁНЫЙ
У нас растёт зелёный лук И огурцы зелёные,
А за рекой зелёный луг
И домики белёные.
С зелёной крышей каждый дом,
А в нём живёт весёлый гном
В зелёных брючках новых
Из листиков зелёных.

ГОЛУБОЙ
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над ними ещё голубей.
Оно голубое, как тысяча глаз.
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

СИНИЙ
В синем море — островок,
Путь до острова далёк.
А на нём растёт цветок
Синий-синий василёк.

ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву её и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
«Венгер»

В нашем теремке очень много различных цветов, он очень пёстрый. Найти их можно в самых неожиданных местах: на верёвочке или шнурке, на маленьком цветочке отдельного лоскутка. Попросите ребёнка внимательно рассмотреть теремок. Сколько разных цветов и их оттенков он найдёт? Сосчитайте и запишите их. А может быть, можно найти ещё? 

 

. . . . .