Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Игровые упражнения и задания, направленные на формирование коммуникативных способностей дошкольников

Дата публикации: 2023-09-06 15:12:26
Статью разместил(а):
Бекирджанова Дарья Владимировна

Игровые упражнения и задания, направленные на формирование коммуникативных способностей дошкольников

Автор: Бекирджанова Дарья Владимировна

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений и заданий.

Ключевые слова: коммуникативные способности, дошкольники, игровые упражнения и задания.

 

Общение – это один из первых видов социальной активности, в результате которого ребенок получает необходимую для его развития информацию. Общение формирует и развивает способности, самосознание, качества человека, как личности. В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. говорится о том, что общение имеет самое прямое отношение к развитию личности ребенка, потому что уже в непосредственно-эмоциональной форме оно устанавливает связи ребенка с людьми, находящимися вокруг него.

Способность к общению подразумевает под собой следующие элементы:

· желание вступать в контакт с окружающими людьми;

· умение организовать общение (слушать собеседника, сопереживать, находить пути разрешения конфликтов);

· знание правил и норм, о которых нужно помнить при общении с окружающими людьми.

В наш век развития информационных технологий социальное развитие детей дошкольного возраста, в большинстве случаев, не соответствует современным нормам. Несоответствие проявляется в том, что дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении коммуникативной деятельностью.

Дети дошкольного возраста не умеют правильно общаться, и педагоги и родители озадачены этим. Так как современные дети, зачастую, не умеют правильно, корректно и вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, также они не способны симпатизировать, в большинстве случаев не совсем дружелюбно относятся к окружающим или вовсе отказываются от общения с ними. Также возникают трудности  вхождения в детский коллектив,  ребёнка складываются непростые отношения со сверстниками. Это выражается в повышенном уровне конфликтности, неумении договариваться о совместном деле. Вследствие этого, даже если ребёнок и стремится играть вместе в другими, с большим трудом налаживаются дружеские и игровые отношения с ними, и ребёнок вынужден играть в одиночестве.

Дети хотят, но зачастую просто не умеют вступить в контакт, выбрать подходящие способы общения со своими сверстниками, проявлять доброжелательное и вежливое отношение к ним, а также соблюдать этикет при разговоре, слушать своего собеседника. Коммуникативные способности позволяют ребенку понимать позицию другого человека, несовпадающую с собственной, распознавать каких-либо коммуникативных ситуаций и правил поведения в них. С помощью речи ребёнок получает новую информацию, усваивает её. Кроме того, с помощью речи у детей развивается регуляция высших психических функций.

Ещё отечественные ученые считали, что общение – это одно из основных условий психического развития ребенка; важный фактор формирования его личности; ведущий вид деятельности. Так, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является основной задачей подготовки детей к взрослой жизни.

Совместная деятельность и общение – очень важные составляющие жизни ребенка-дошкольника. Именно через них он познает окружающий мир, личностно развивается и делает шаги к выстраиванию отношений с другими людьми. Общение положительно влияет как на самооценку ребенка и ее характеристики: адекватное представление о своих возможностях и о себе, эмоциональный комфорт и уверенность в собственных силах. Также через общение ребёнок осваивает коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, учитывая мнение партнёра в игровой деятельности или при ином занятии, а также имеет представления о своих качествах, сравнивая их с качествами своих сверстников.

Следует обратить внимание на один из основных документов, регламентирующих деятельность ДОУ – ФГОС, в котором говорится о значимости развития коммуникации детей дошкольного возраста и, что не мало важно, о возможности этого развития. Так, ФГОС раскрывает такие «возможные социально-нормативные возрастные характеристики в области социально-коммуникативного развития», как:

· Ребенок способен проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельность, и в общении в том числе;

· Любознателен, задаёт вопросы сверстникам и взрослым;

· Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками;

· Умеет договариваться и учитывать мнение, интересы того, с кем взаимодействует;

· Стремится разрешать конфликты с помощью речи;

· Способен достаточно хорошо овладеть устной речью и использовать ее для выражения собственных мыслей, желаний и построения высказываний в речевом общении.

Перечисленные целевые ориентиры, не являются однозначной нормой, но, тем не менее, они демонстрируют возможные достижения детей дошкольного возраста, которые могут стать реальностью.

При формировании у детей коммуникативных способностей педагоги прибегают к различным методам и средствам. Одним из важнейших таких методов и средств является игра. Игра занимает огромное место в усвоении ребёнком мотивов деятельности человека, социальных взаимоотношений, ценностных ориентациях. Играя, ребёнок реализует свои творческие возможности, также в игровой форме развивается речь, коммуникативные навыки. Как утверждал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

А.С. Макаренко говорил об игре следующее: «Игра – важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребёнка, так как в детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь – игра». [2]

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором удовлетворяются различные потребности детей. В число этих потребностей также входит и потребность в общении. Исходя из этого, мы подобрали игровые упражнения и задания для формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Игровые упражнения и задания мы подобрали, ориентированные на формирование коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста, т.к. именно в этом возрасте дети активно овладевают связной речью, способны пересказать небольшое литературное произведение, рассказать о своей игрушке, а также о событиях личной жизни.  Важным новообразованием детей среднего дошкольного возраста является завершение процесса формирования активной речи, а также выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Нами был подобран комплекс игровых упражнений и заданий, направленных на формирование  коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста по следующим показателям:

- вступать в игровое общение со сверстниками;

- договариваться о совместных действиях в игре;

- осваивать способы взаимодействия со сверстниками;

- игры рядом, подражание действиям;

- развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог;

- доброжелательное отношение между детьми.

В комплекс вошли следующие игровые упражнении и заданий, направленные на формирование коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста по указанным выше показателям:

Для вступления в игровое общение со сверстниками:

«Интервью».

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Участие принимала вся группа детей. Воспитатель выбрал знакомую детям тему: «Мой домашний питомец». Дети выбрали ведущего. После чего, по очереди вставали на стульчик и отвечали на вопросы, задаваемые ведущим по теме. Для начала ведущий просил ребёнка представиться, а затем задавал вопросы: у тебя есть домашнее животное? Кто? Как его зовут? Какого он цвета? Что он любит кушать? И др.

Комментарий: в первое время дети затруднялись в подборе вопросов, поэтому роль ведущего взял на себя воспитатель.

Для развития способности договариваться о совместных действиях в игре:

«Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия со сверстниками.

Возраст: любой.

Инвентарь: стол, стулья и др.

Ход игры:

Дети встали парами, прижали правую ладонь к левой и левую к правой ладони напарника. Так они передвигались по комнате, обходя различные препятствия: тол, стулья, гору (кучу подушек), реку (разложенная ткань) и др.

Комментарий: взрослому можно было встать в пару с ребёнком. Усложнить можно, дав задание передвигаться прыжками, на корточках. Детям необходимо напоминать, что разжимать ладони нельзя.

Для развития умения осваивать способы взаимодействия со сверстниками:

Для того, чтобы научить детей налаживать контакты с собеседником, детям были предложены следующие игровые упражнения:

- «Как можно нас назвать по-разному?»

Дети встали в круг. Выбрали ведущего, который встал в центр круга. Остальные дети взяли на себя роль его мамы, папы, бабушки, дедушки, другом, братом или сестрой и др. и произносили его имя в различных формах.

- «Комплименты»

Дети встали в круг. По очереди своему соседу говорили добрые слова. Например: «Катя, у тебя красивое платье!», «Вова, ты всегда делишься игрушками!». В ответ же, тот, к кому обращались, кивал головой и говорил: «Спасибо, мне очень приятно!»

Для развития способностей играть рядом и подражание действия:

«Зеркала»

Цель: развитие коммуникативных качеств и наблюдательности, способности воспроизводить действия.

Возраст: 4-5 лет.

Ход игры:

Дети встали в полукруг. Выбирали ведущего, который встал напротив детей по центру. Ведущий показывал разные движения, остальные дети повторяли их. Если ребенок ошибался – выбывал. Победивший стал ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они «зеркало» ведущего, т.е. они должны выполнять движения той же рукой или ногой, что и он.

Для обучения детей развертыванию ролевого взаимодействия – ролевого диалога, предложили детям:

- поучаствовать в кукольном спектакле, и в роли зрителя, и в роли актера. В результате они сблизились с персонажем, научились понимать художественное произведение;

- поиграть в сюжетные творческие игры, где сцены повторяются – сначала ребенок играл одну роль, а затем другую. При этом он научился видеть эмоциональное состояние своего сверстника;

- поговорить по телефону с каким-либо персонажем из сказки, при этом выражая к нему своё отношение.

Дети разыграли ситуации:

- Два мальчика поссорились. Что нужно сделать, чтобы их примирить?

- Ребёнок хочет поиграть с игрушкой, которую его товарищ принес в детский сад. Как ее необходимо попросить?

- Ребёнок увидел на улице маленького слабого котёнка  пожалей его.

- Твой друг сильно обиделся на тебя. Как ты попросишь у него прощение, чтобы помириться с ним?

- Ты пришёл в новую группу в детский сад. Тебе нужно познакомиться  ребятами, рассказав о себе. Что ты расскажешь?

- Ты потерял свою любимую игрушку и тебе нужно спросить у ребят, не находили ли они её.

- Ты пришёл в библиотеку. Как ты попросишь у библиотекаря книгу, которая тебе понравилась?

- Дети играют в очень интересную игру. Что нужно сделать, чтобы они тебя приняли играть вместе с ними? Как ты себя поведёшь, если они тебе откажут в просьбе?

- Если дети играют, а у одного ребёнка игрушки нет. Ты поделишься с ним?

Для формирования доброжелательного отношения между детьми можно использовать следующие игры:

Игровое упражнение «Интонация»

Цель: развитие у детей понимания друг друга, эмпатии, дифференциация слухового восприятия, оценка вербального поведения невербальному.

Ход игры:

Воспитатель ввёл понятие «интонация». И предложил детям повторить с различной интонацией различные фразы (зло, задумчиво, радостно и др.).

Игровое упражнение «Паровозик»

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы детей, умения доверять, помогать и поддерживать своих товарищей.

Ход игры:

Ведущий – это «паровозик», задачей которого являлось составление поезда из детей. Дети – это «вагончики». «Паровозик» по очереди подъезжал к каждому «вагончику» и знакомился с ним. Ребёнок называл своё имя придумывал для себя хорошее слово. Например:

- Я добрый паровозик Кирилл, а ты кто?

- Я вежливый вагончик Катя.

- Поедем вместе дальше?

- Поехали.

И так продолжалось до тех пор, пока не собрались все «вагончики». Дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. Также на своём пути «поезд» преодолевал разного рода препятствия: «переехать через горы» - подняться и сойти со стула, «въехать в тоннель».

Игра является эффективным методом формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. В игре очень ярко у ребёнка проявляется особенности мышления и воображения, его эмоциональность и активность, которая развивает потребность в общении. Игра, заинтересовавшая детей, может существенно повысить умственную активность ребёнка.

Дети становятся более инициативными, оптимистично настроенными, продолжая осваивать мир через правила общения. У ребёнка, которому удалось научиться общению, формируется положительное восприятие себя как личности. В процессе общения происходит усвоение опыта, накопление знаний и представлений, формирование практических умений и навыков, эстетических чувств.

Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что общение и игра детей дошкольного возраста тесно связаны между собой. Именно поэтому в процессе формирования коммуникативных способностей, мы подготавливаем и совершенствуем игровую деятельность детей. С помощью различных игровых упражнений и заданий мы формируем их коммуникативные способности.

 

. . . . .