Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока по истории Отечества для обучающихся по АООП в 8 классе "Российская империя. Петр I"

Дата публикации: 2023-09-09 23:15:26
Статью разместил(а):
Гущина Ольга Анатольевна

Конспект урока по истории Отечества для обучающихся по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в 8 классе "Российская империя. Петр I"

Автор: Гущина Ольга Анатольевна

ГБОУ «Курчатовская школа»

 

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания учащихся о Петре I как выдающейся исторической личности, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества;

- показать значимость одной  личности в развитии государства, в судьбе страны;

- обобщить и систематизировать знания учащихся о периоде правления Петра I;

- подвести учащихся к выводу о силе и мощи российского государства во времена Петра I.          

Коррекционные:

- развивать умение учащихся составлять рассказ по плану;

- развивать умение сравнивать объекты (памятники);

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе изучаемых событий;

- развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, предкам-патриотам;

- учить решать поставленную задачу;

- развивать интерес и умение решать кроссворды. 

Оборудование: страницы тетради для учащихся; презентация на компьютере; карточки: 17-18в.   

 

План урока:

I. Организационный момент. 1 мин.

II. Повторение и актуализация знаний. 2 мин.

III. Сообщение темы урока. 3 мин.

IV. Закрепление.

 

Ход урока:

I 

Организационный момент

Подготовка учащихся к уроку

II

Повторение и актуализация знаний

- Назовите имя человека, который стал первым российским императором.

- Как Россия стала называться после победы в Северной войне?

- Почему Петр I именно после победы назвал себя императором, а Россию империей? – проблемный вопрос!!!

- Что такое империя?                         

Сегодня на уроке мы повторим, что узнали о Петре I, о времени его правления, об изменениях, которые произошли в России во времена Петра I и попробуем доказать, что Россия во времена Петра I действительно была достойна называться империей.

Уч-ся отвечают на вопросы

Петр I

Российская империя

Империей называют сильное развитое государство.

III

Сообщение темы урока

Российская империя. Петр I 

Цель: доказать, что Россия после победы в Северной войне достойна была называться империей!

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и дневник.

IV

Закрепление

1. Сообщение плана работы (на доске)

Сегодня мы будем работать по плану, представленному на доске.

Какие пункты плана станут доказательством, что Россия стала мощным развитым государством?

  1. Время 17-18в.
  2. Личность Петра I - трудолюбивый, любознательный.
  3. Новшества.

- Создана регулярная армия 

- Создан русский флот 

- Одержана победа в Северной войне 

- Основан Санкт-Петербург 

- Открыты школы  

- Открыт первый музей 

- Издана первая газета.

  1. Личное отношение с уважением, потому что … (был патриотом)

Учащиеся вместе с учителем читают пункты плана

Третий пункт

2. Работа по плану

2.1. Время

В каком веке жил Петр I?

Докажите, что Петр I жил в конце17-начале 18 века, приведите в пример даты исторических событий.

Время

Петр I родился в 1672 году - ... век

Участие в Северной войне – 1700-1721гг. - ... век

Строительство Санкт Петербурга - 1703г. (начало строительства) - ... век.

Запись в пункте плана:

1. Время 17-18в.   

2.2. Внешность и личность.

Выбрать из предложенных описаний то, которое относится к Петру I. Учитель зачитывает описание двух людей. Далее предъявляет страницу презентации с портретами царей.

«Высокий и крепкий, телосложения обыкновенного, подвижный, живой и ловкий во всех движениях; лицо круглое с несколько суровым выражением, темные брови и волосы, коротко остриженные и курчавые… Необычайно любознателен и трудолюбив. Ходит большими шагами, размахивая руками и держась рукой за рукоятку нового топора».

«Он был сухощав, имел высокий рост и хорошее телосложение. Глаза были голубые с проницательным взглядом, хотя во второй половине его царствования отмечают уже мрачное и угрюмое лицо. Царь брил голову, носил большие усы и густую рыжеватую бороду».

Что из этого можно выделить как черты характера?

Запись в пункте плана:

2. Личность Петра 1: трудолюбивый, любознательный. 

2.3. Новшества.

2.3.1. Работа с текстом.

А) чтение текста:

Серьезные изменения в судьбе России 18 века связаны с именем царя Петра I. Действительно, Петр – самый выдающийся правитель в истории российского государства. Прожил Петр Алексеевич 53 года, за свою жизнь сделал много полезного для Отечества.

Среди русских царей-мужчин только Петра I именовали Великим. В 1700 году Петр I начал войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Война продолжалась 21 год.  В ходе войны в России появилась регулярная (постоянная) армия. После победы в Северной войне Петр I провозгласил себя императором, а Россия была названа Российской империей.  Недавно в нашей стране праздновали 300-летие российского флота. Его создание – тоже заслуга Петра I. Весной 1703 года Петр I начал строительство нового города – Санкт-Петербурга, который стал новой столицей нашего государства, оттеснив Москву на второе место. С 1702 г. в России впервые стала выходить первая печатная газета «Ведомости». А в 1719 году в Санкт-Петербурге начал действовать первый в русской истории музей Кунсткамера с публичной библиотекой. По приказу Петра I в России открывали новые школы: навигацкие, инженерные, «цифирные». Впервые 1 января 1700 года праздновали Новый год и наряжали елки. Петр I внес изменения в быт и традиции дворян. Он приказал мужчинам брить бороды и носить европейскую одежду.
При Петре I Россия стала могучим и сильным государством, стала называться Российской империей, а сам Петр стал первым российским императором. Со времен Петра I прошли столетия, но и в наши дни многое напоминает нам об этом необычном человеке: музеи, площади, памятники. Так в Санкт-Петербурге в конце 18 века был открыт памятник Петру I  «Медный всадник», а  в Москве памятник Петру I появился в 1997 году как памятник 300-летию Российского флота.

Б) беседа по содержанию

- Когда началась война со шведами?

- Когда она закончилась?

- Что послужило причиной Северной войны?

- Каков был результат войны?

- Что впервые появилось во времена Петра I в России?

- Когда вышел первый номер газеты?

- Как она называлась?

- Когда был открыт первый русский музей?

- Как он назывался?

- Какие школы были открыты Петром I, прочитайте.

- С какого момента Петр провозгласил себя императором, а Россию – империей?

- Как Петр относился к России?

- Как называют человека, который любит Родину, заботится о ее процветании?

- Как люди сохранили память о Петре Великом?

- В каких городах есть памятники Петру I?

- Как вы думаете, почему памятник в Москве поставили на воде Москвы-реки?

В) Сравнение памятников в Москве и Санкт-Петербурге по плану 

1. Город             

2. Место

3. Время создания

На странице презентации фотографии памятников Петру I в Москве и Санкт-Петербурге.

2.3.2. Кроссворд – словарная работа  

 

 

 

4

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

3

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали

  1. Город, ставший «второй столицей» после Санкт-Петербурга.
  2. Война, в которой Россия участвовала 21 год
  3. Мечтой Петра 1 было создание …
  4. Море, которое было отвоевано у шведов.
  5. Навигацкие, инженерные, «цифирные» …

По вертикали

  1. Так называлась первая русская газета.
  2. Кунсткамера – это первый русский …
  3. «Бородовой знак» требовался для ношения …
  4. В ходе Северной войны в России появилась регулярная …

Проверка кроссворда через презентацию.

2.3.3. Задание на воспроизведение хронологической последовательности

Расположить исторические события в той последовательности, в которой они  происходили.   В случае затруднения, учитель вместе с учащимися по тексту находит даты, записывает их.

Исторические события:

Одержана победа в Северной войне - ...

Основан город Санкт-Петербург - ...

Открыт первый музей-Кунсткамера - ...

Издана первая газета «Ведомости» - ...

Петр I объявил себя императором - ...

Проверка через презентацию.

Издана первая газета «Ведомости» 1702   

Основан город Санкт-Петербург 1703 

Открыт первый музей – Кунсткамера 1719 

Победа в Северной войне, 1721 

Петр 1 объявил себя императором 1721 

Проверка через презентацию:

Что было сделано для России Петром 1?

Запись в пункте плана.

1.   Новшества

-       Создана регулярная армия 

-       Создан русский флот 

-       Одержана победа в Северной войне 

-       Основан Санкт-Петербург 

-       Открыты школы  

-       Открыт первый музей 

-        Издана первая газета.

2.4. Личное отношение

- Что вам кажется необычным в личности царя?

- Как можно относиться к человеку вообще?

- За что мы ценим человека?

- За какие качества можно ценить Петра1?

- Какого отношения заслуживает Петр 1?

- За что к нему так стоит относиться?

Запись в пункте плана.

2.   Личное отношение с уважением, потому что … (был патриотом)

3. Составление рассказа по плану.

А) учитель дает пример рассказа по плану

Б) учащиеся составляют рассказ по пунктам плана.

Контрольный тест

1. Столицей Российской империи во времена Петра I стал город:

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

В) Киев

2. Во времена Петра I Россия стала называться:

А) Российской империей

Б) Российской Федерацией

В) Рссийской республикой

3. Во времена Петра I Россия участвовала:

А) в Северной войне

Б) в Мировой войне

В) в Отечественной войне

4. Памятник Петру I поставили в городах:

А) Киеве               

Б) Москве             

В) Санкт-Петербурге 

5. Петр I был выдающимся императором. За это народ прозвал его:

А) Первым

Б) Мудрым

В) Великим

6. В результате победы в Северной войне России стало принадлежать:

А) Балтийское море

Б) Черное море

В) Охотске море

7. Первая печатная газета в России называлась:

А) Искра

Б) Ведомости

В) Известия

8. Петр I стал в России первым:

А) князем

Б) царем

В) императором

Проверка теста на доске через презентацию.

Итог и оценка.

Вернемся к началу нашего урока, мы должны были доказать, что Россия достойна была называться Российской империей. Докажите, что Россия была сильным и развитым государством.

Как России удалось стать одним из сильнейших государств в мире?

Благодаря кому Россия такой стала?

Петр I  жил в конце 17, начале 18 века.

(учащиеся приводят примеры, далее работают с презентацией)

Учащиеся выбирают второе описание – Петра I (первое описание – Иван Грозный)

Трудолюбивый, любознательный

Учащиеся читают текст вслух, по-очереди.

В 1700 году

В 1721 году

Борьба за Балтийское море?

Россия победила

Музей, газета

В 1702 году

Ведомости

В 1719 году

Кунсткамера

Навигацкие, «цифирные»

С 1721 года

Патриот

Площади, памятники

Учащиеся сравнивают памятники по плану.

Учащиеся разгадывают кроссворд самостоятельно, затем вместе с учителем.

Учащиеся выполняют задание: расставляют даты, затем нумеруют исторические события в хронологической последовательности.

Учащиеся перечисляют, пользуясь всей необходимой информацией. Совместно с учителем заполняют 3 пункт плана.

Трудолюбивый, любознательный, патриот

Уважение

За то, что он патриот.

Учащиеся составляют рассказ с опорой на план.

Учащиеся самостоятельно выполняют тест.

Учащиеся отвечают.

. . . . .