Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Познавательно-творческий проект "Осень в гости к нам пришла"

Дата публикации: 2023-09-14 11:30:44
Статью разместил(а):
Третьякова Юлия Михайловна

Познавательно-творческий проект "Осень в гости к нам пришла"

Авторы: Лобанова Татьяна Васильевна

и Третьякова Юлия Михайловна

МАДОУ «Детский сад № 14», г. Сыктывкар 

 

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители. 

Возраст детей: 3-4 года. 

Проблема: У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. 

Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и  объяснить, почему нужно беречь и любить природу. 

Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы. 

Задачи проекта для детей: 

Образовательные: 

  • познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью; 
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; 
  • расширять и активизировать словарный запас детей; 
  • формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. 

Развивающие: 

  • развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе; 
  • развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; 
  • развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения; 
  • формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; 
  • формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства. 

Воспитательные: 

  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года; 
  • воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать); 
  • воспитывать бережное отношение к природе. 

Задачи проекта для родителей: 

1. Советы по формированию экологического воспитания у детей.

2. Изготовление поделок из природного материала.

3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. 

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.

Название итогового мероприятия проекта: «Осень, осень в гости просим!».

Продукты проекта для детей: 

1. Выставка детских работ.

2. Коллективная работа «Осеннее дерево».

Продукты проекта для родителей: 

1. Выставка поделок «Краски осени».

2. Консультация для родителей «Осенняя одежда на прогулку».

Ожидаемые результаты по проекту для детей: 

1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе.

2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря.

3. Развить творческие способности у детей. 

Ожидаемые результаты по проекту для родителей: 

1. У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей. 

2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности. 

3. Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.

Этапы проектной деятельности: 

1 этап Подготовительный: 

1. Составление плана работы над проектом.

2. Сбор  материала необходимого для реализации проекта.

3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

4. Изготовление дидактических игр и пособий.

5. Разработка конспектов НОД по планируемой теме.

2 этап Основной: 

Виды деятельности 

Название видов деятельности 

Игровая деятельность 

Сюжетно-ролевые игры 

«Оденем куклу на прогулку» 

«Сварим суп из овощей» 

«Магазин овощей» 

Дидактические игры 

«Какое время года» 

«Найди такой же листик» 

«Чудесный мешочек» 

«Что растет на грядке» 

«Собери картинку (разрезные овощи)» 

Коммуникативная деятельность 

Беседы 

«Осень в гости к нам пришла» 

 «Какая сегодня погода» 

«Дары осени» 

«Как изменилась одежда людей» 

Рассматривание картин 

«Прогулка в лесу» 

«Уборка урожая» 

Составление рассказа по картинке 

«Осень в лесу» 

Загадки об овощах 

 

Двигательная деятельность 

Подвижные игры 

«Солнышко и дождик» 

«У медведя во бору» 

«Листопад» 

«Урожай» 

Пальчиковые игры 

«Вышли пальчики гулять» 

«Мы капусту рубим» 

«Грибы» 

Физминутки 

«Мы листики осенние» 

«Ветер дует нам в лицо» 

«Ходит осень по дорожке» 

Изобразительная деятельность 

Рисование 

«Разноцветные листья» 

Лепка 

«Овощи» 

«Грибочки» 

Аппликация 

«Осеннее дерево» 

Восприятие художественной литературы 

Чтение художественной литературы 

А. Блок «Зайчик» 

З. Александрова «Дождик» 

А.К. Бальмонт «Осень» 

А. Плещеев «Осень наступила» 

А. Босев «Дождь» 

Ю. Тувим «Овощи» 

Русская народная сказка 

«Вершки и корешки» 

Загадки 

 

Экскурсии и целевые прогулки 

Прогулки по территории детского сада 

Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада 

3 этап Заключительный: 

1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей. 

2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности. 

3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Развлечение: «Осень, осень, в гости просим!».

Воспитатель приглашает детей послушать музыку и, обращая внимание на картину на доске, спрашивает: "ребята на какое время года похожа музыка?". (осень ...) 

Почему вы так подумали? (грустная, не веселая …) 

Конечно, ребята, это осенняя музыка, она печальная, слышно как падают листья, дует ветер … 

Бродит осень по дорожке 

Промочила осень ножки 

Льют дожди и нет просвета 

Затерялось где-то лето. 

(входит осень) 

Осень: я слышала здесь обо мне говорили? 

Воспитатель: ой ребята кто это к нам в гости пожаловал? (Осень …) 

Да, осень, мы говорили о тебе! 

Осень: А вы знаете приметы по которым я прихожу? 

(дети: да ….) 

Осень: у меня есть загадочные карточки, вы попробуйте их разгадать. 

(дети с воспитателем выкладывают карточки- схемы и объясняют их значение – примету осени) 

Осень: молодцы, вижу вы хорошо знаете мои приметы, а знаете ли вы стихи обо мне? 

Воспитатель: конечно, осень, мы тебя ждали и выучили много песен и стихов. 

Дети читают стихи об осени: 

Здравствуй, осень золотая, 

Голубая неба высь! 

Листья желтые, слетая, 

На дорожку улеглись! 

Осень - дивная пора! 

Все она позолотила, 

Листьев - целая гора! 

В стаи птиц она созвала, 

Разукрасила леса. 

Все деревья облетели 

Зеленеют только ели, 

Днем и ночью дождик льет 

Грязь и лужи у ворот. 

Осень: какие красивые стихи, молодцы ребята, порадовали меня. 

А давайте с вами споем и немного поиграем: 

М/п игра « Падают листья».

Воспитатель: вот какая красивая осень у нас в песне. 

Осень: ребята, а ещё осенью собирают не только грибы, но и урожай на огородах и в садах. Я вам принесла овощи и фрукты но они все перепутаны, их надо разобрать. 

Воспитатель: это мы быстро поможем. В кастрюлю будем носить фрукты для компота, а в тазик овощи для супа и салата. 

Д/игра «Овощи и фрукты».

Осень: молодцы, вы хорошо знаете овощи и фрукты. 

Воспитатель: осень, а мы ещё хоровод знаем « Есть у нас огород», хочешь с нами поиграть? 

Осень: конечно, хочу. 

Хоровод «Есть у нас огород».

Воспитатель: Здорово! Хороший урожай собрали, ничего не забыли. 

Осень: Мне очень понравилось у вас играть, жалко только, что уже скоро наступит зима и мы с вами не скоро встретимся! 

Воспитатель: не печалься осень, мы тебе подарок нарисуем, чтобы ты о нас вспоминала и не грустила! Правда ребята? (дети: да…) 

Мы нарисуем портрет осени, чтобы она не скучала. 

Рисование осеннего дерева. 

Сюжетно-ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку».

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. 

Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик. 

Ход игры: 

В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия. 

Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей».

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь.                                                     

Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».

Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма. 

Дидактическая игра «Что растёт на грядке». 

Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять  в назывании  овощей, формировать понятие « овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации. 

Материал: муляжи  овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук,  капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла. 

Ход игры:

Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор. 

Воспитатель: 

Посмотрите-ка ребята 

Урожай у нас богатый - 

Очень много овощей. 

Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке. 

Предлагает поиграть  в игру « Кто быстрее соберёт?» 

Дети с каждой грядки собирают в свою корзину. 

Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине. 

Пальчиковая игра «Засолка капусты». 

Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх) 

Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя) 

Мы капусту солим, солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью) 

Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки) 

А потом в рот кладём. (поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук) 

Дети садятся на стульчики, и проводится игра « Расскажем про наши овощи кукле Маше». 

Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи) и рассказывают, что это и  какого цвета (это огурец, он зелёный) 

Кукла Маша приглашает всех в хоровод «Огородная». 

Есть у нас огород 

Там своя морковь растёт… 

Кукла Маша угощает детей морковкой , прощается  и уходит. 

Дидактическая игра «Найди такой же листик» 

Цель: Нахождение предметов по сходству. 

Ход игры:

Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня). Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья березы)». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели». 

Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель. 

Дидактическая игра «Какое время года».

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание. 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. 

Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи)».

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи. 

Беседа «Осень в гости к нам пришла».

Цель: развитие умения замечать изменения в природе. 

Беседа «Какая сегодня погода» 

Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. 

Беседа «Дары осени».

Цель: формирование представлений о здоровой пище. 

Беседа «Как изменилась одежда людей».

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды. Развивать эстетическое восприятие, вкус. 

Рассматривание картин «Прогулка в лесу» 

Цели:  

Совершенствовать умение рассказывать по картине. 

Обогащать представления детей о том, какие  деревья растут в лесу. 

Продолжать учить подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения. 

Воспитывать бережное отношение к лесу. 

Рассматривание картин «Уборка урожая».

Цели: 

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. 

Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания. 

Развивать внимание, память, мышление. 

Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней. 

Составление рассказа по картинке «Осень в лесу».

Цели: 

Расширять знания детей об осени, как времени года. 

Расширять представления детей о деревьях и диких животных. 

Обучать интонационной выразительности речи, активизировать и обогащать словарь. 

Закреплять знания цветов: желтый, красный, зелёный. 

Развивать фонематический слух. 

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. 

Загадки об овощах 

Сидит красная девица в темнице, 

А коса на улице. (Морковь)  

Не книжка, 

А с листьями. (Капуста)  

Сидит дед, в шубу одет, 

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)  

Вверху зелено, 

Внизу красно, 

В землю вросло. (Свекла)  

Круглый бок, желтый бок, 

Сидит на грядке колобок. 

Врос в землю крепко. 

Что же это? (Репка)  

Маленький, горький, 

Луку брат. (Чеснок)  

Как на нашей грядке 

Выросли загадки — 

Сочные да крупные, 

Вот такие круглые. 

Летом зеленеют, 

К осени краснеют. (Помидоры)  

Раскололся тесный домик 

На две половинки. 

И посыпались оттуда 

Бусинки-дробинки. (Горох) 

Летом — в огороде, свежие, зеленые, 

А зимою — в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы) 

Подвижная игра «Листопад».

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени. 

Материал: осенние листья. 

Ход игры:

Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький». 

Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине. 

Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками). 

Листопад! Листопад! 

Листья жёлтые летят! 

Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками). 

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками). 

Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся). 

Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети) 

Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились! 

Листопад! Листопад! 

Листья по ветру летят! 

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья» 

По желания детей игра продолжается 2-3 раза. 

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Цели: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний. 

Подвижная игра «У медведя во бору».

Цели: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом. 

Подвижная игра «Собери урожай».

Цели: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы. 

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим».

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) 

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) 

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) . 

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять».

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу) 

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку) 

Красный листик,  

Жёлтый листик, 

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши) 

Сколько листиков собрали  

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики) 

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем фонарики) 

Пальчиковая игра «Грибы».

(ладонь сжата в кулак и по очереди отгибаем пальцы) 

Раз, два, три, четыре, пять! 

Мы идём грибы искать (хлопаем в ладоши) 

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики) 

Этот пальчик гриб нашёл, 

Этот пальчик чистить стал, 

Этот пальчик жарить стал, 

Этот пальчик всё съел, 

Оттого и растолстел.  

Физминутка «Мы – листики осенние»:

Мы, листики осенние,         
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. 

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.) 

Физминутка «Ветер дует нам в лицо»: 

Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. 

Физминутка «Ходит осень по дорожке»:

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил. 

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) 

 

. . . . .