Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока по курсу основ светской этики "Справедливость и милосердие"

Дата публикации: 2023-09-23 20:25:41
Статью разместил(а):
Сараева Светлана Евгеньевна

Конспект урока по курсу основ светской этики "Справедливость и милосердие"

Автор: Сараева Светлана Евгеньевна

ГБОУ «Школа № 727», г. Москва

 

Место урока в системе уроков: Данная тема изучается в 4 классе модуля «Светская этика» курса ОРКСЭ по программе Р.Н. Бунеева. Для изучения этой темы урока предусмотрено 2 часа. Методическая разработка урока охватывает первый урок по теме.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с «золотым правилом нравственности» и его значимостью для всех народов мира.

2. Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

3. Привести к пониманию значения нравственности в жизни человека и общества и самостоятельности выбора человеком его поступков, ответственности за свой выбор.

Задачи урока:

1. Учиться отделять поступки от самого человека, оценивать жизненные ситуации.

2. Учиться излагать свое мнение и объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей и личного опыта, почему конкретный поступок можно оценить как хороший или плохой.

3. Учиться делать выбор поступков и действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

Какую тему мы обсуждали на прошлом уроке?

У каждого человека своё понимание счастья, но жизнь наполняется смыслом, если человек ставит перед собой определённую цель. Она может быть как масштабной, так и небольшой. Для достижения цели нужен временной промежуток .

Какую цель вы поставили перед собой на прошлой неделе, что вам удалось выполнить? (выступления детей)

В книге В. Каверина герой так же перед собой ставит цель: раскрыть тайну пропавшей экспедиции на севере под руководством капитана Татаринова. И это становится смыслом его жизни – восстановить справедливость в этой истории. Советую прочитать вам эту книгу. К. Ваншенкин рассуждая на эту тему, написал стихотворение.

II. Основной этап.

На каждом уроке мы пополняем ЦВЕТОК НАДЕЖДЫ новыми лепестками – ценными качествами человеческой души. Назовём слова-понятия, какие есть в нашей «копилке».

Ответы детей: духовность, доброта, культура, мораль, нравственность, этичность, честность, достоинство, надёжность, мудрость

Новое качество назовём, когда разгадаем кроссворд :

1 - чувство высшей радости от исполнения желаний, осу­ществления мечты, получения важного результата;

2 – требование для исполнения неких условий (норма поведения) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание; 

3 - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали; 

4 - очень желанная, но труднодостижимая цель; 

5 - все мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами (о еде, тепле, сне), то есть от­личают от животных; 

6 - высшая цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, но она является образцом для поведения; 

7 – обязанности, которые необходимо выполнить вне зави­симости от своих желаний; 

8 - противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни; 

9 - учение о нравственности и морали, правильном и до­стойном поведении; 

10 - способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой; 

11 - мысли, слова, дела, которые люди считают положитель­ными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни; 

12 - чувство вины перед другими, например, за неисполнен­ный долг;

13 - уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь; 

14 - доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны.

Какое слово мы получили? (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)

Назовите тему урока сегодня. Какую перед собой ставим цель?

Откроем учебник на стр. 34 и познакомимся с проблемой, которая сложилась у ребят.

Какой вопрос у вас возник после знакомства с ситуацией?

Какая проблема возникла у ребят?

Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, поработаем в группах.

Задания:

1 группа: объясните: чем отличаются понятия: добро и зло, нравственность и безнравственность.

2 группа: найти значение слова «справедливость» в «Толковом словаре»

3 группа: ответить на вопрос: Какого человека можно назвать справедливым?

Обсуждение по результатам работы в группах.

На основе выполненной работы обсуждаем: Для того, чтобы установить справедливость в решении какой-либо ситуации, чем человек должен располагать? Что он должен установить?

Работа в парах:

Дети получают карточки.

Выберите из списка нужные понятия: истина, объективность, стремительность, честность, свободолюбие, властность, правильность, законность, стереотипность, беспристрастность.

Почему вы остановились на этих понятиях? Обоснуйте свой выбор.

Следующую работу выполним в парах:

Перед вами два текста. Определите, в какой ситуации проблему решили справедливо - за это отвечает 2 вариант; и несправедливо - за это отвечает 1 вариант.

Текст № 1: Как мужик гусей делил.

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:
- Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?
Мужик говорит: Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
- Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья.
- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял всего гуся.
Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит: Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит:
- Вот вас трое с гусем.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:
- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё поровну.
Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.  

Текст № 2: Приговор судьи.

Жили по соседству два человека. У одного были овцы, у другого - виноградник.
Однажды хозяин виноградника увидел, что овцы его соседа объели у него виноградную лозу. Тогда он пошёл к хозяину овец и сказал: Твои овцы забрались в мой виноградник и съели мой виноград. Ты должен возместить мне убыток. Отдай мне овцу с ягнёнком - и мы будем в расчёте.
Но хозяин овец сказал:
- Я не виноват, что мои овцы зашли в твой виноградник. Я не посылал их туда, поэтому я ничего тебе не дам.
- Это несправедливо, - сказал хозяин виноградника. - Пойдём к судье, пусть он рассудит нас.
Когда они пришли к судье, хозяин виноградника сказал:
- О справедливый судья! Выслушай нас и рассуди по совести! Этот человек причинил мне большой убыток и не хочет возместить его. В моём винограднике была лоза, которая приносила мне много винограда. Но по вине человека, которого я привёл сюда, я потерял своё богатство. Его овцы забрались в мой виноградник и объели всю лозу. Я хочу, чтобы он отдал мне за это овцу с ягнёнком. Это будет справедливо, потому что так же, как виноградная лоза приносила мне виноград, так и овца приносит ему ягнят. Но он не пожелал возместить мне убыток. Поэтому я привёл его к тебе на суд.
Судья выслушал хозяина виноградника и повернулся к хозяину овец:
- Говори теперь ты!
Хозяин овец сказал:
- О мой господин! Разве виноват я в том, что мои овцы забрели в чужой виноградник? Разве я позволял им есть чужой виноград с чужой лозы? Как же я могу отвечать за овец? Я ведь ничего не выгадал от того, что мои овцы паслись в винограднике этого человека. А он хочет разжиться на мне и отобрать у меня овцу с ягнёнком. Разве это справедливо?
Судья сказал:
- Раз ты недоглядел за своими овцами, - значит, ты виноват в том, что они съели виноград этого человека. Как же ты отказываешься платить ему?
Потом он повернулся к хозяину виноградника и сказал:
- Ты хочешь слишком много за свой виноград. Ты говоришь, что виноградная лоза приносила плоды так же, как овца приносит ягнят. Это верно. Но ведь ты потерял только виноград, а лоза осталась. Поэтому мой приговор будет такой: пусть хозяин овец острижёт шерсть с одной овцы и отдаст тебе. У тебя останется лоза без винограда, у него - овца без шерсти. Это будет справедливо.

Объясните свой выбор ответа.

Сделаем вывод. Что такое справедливость? Какой главный девиз можно определить к этому понятию? (ВЗАИМНОСТЬ)

Правильно ли мы сделали вывод, проверим себя, прочитав историю о мудреце на стр. 35 учебника.

Почему правило назвали «золотым»? Когда мы употребляем это слово? (Это слово можно употреблять в прямом и переносном смысле: золотой кулон и золотые руки, золотое сердце).

Когда же появилось это правило?

2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Какой вывод можно сделать? (В разных местах проживания примерно в одно и то же время люди пришли к одной истине. «Золотое правило» - справедливое, верное правило для всех живущих на земле).

Вернёмся к проблемной ситуации, которая произошла с ребятами. Как же выйти из затруднительного положения?

III. Рефлексия.

Какой вывод сделаем на уроке? Не делай другим того, чего не хочешь себе.

Что нового узнал каждый для себя на уроке?

Ответили мы на поставленные перед собой вопросы?

Разрешили мы проблемную ситуацию между ребятами?

Какой лепесток мы прикрепим к нашему ЦВЕТКУ НАДЕЖДЫ?

(справедливость) От каждого из вас, ребята, зависит, будут ли у нас на планете распускаться цветы надежды.

Д/З: Подобрать пословицы по теме: «Справедливость».

 

Список литературы:

1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс..- Издательство « Баласс», 2013г.

2. Ожегов И.С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- Издательство «АЗЪ», 1996.

3. Толстой Л.Н. Как мужик гусей делил. – Издательство «Детская литература», М. 1980г.

 

. . . . .