Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Опыт работы педагога-психолога по адаптации первоклассников

Дата публикации: 2023-09-29 23:27:48
Статью разместил(а):
Нагина Елена Александровна

Опыт работы педагога-психолога по адаптации первоклассников

Автор: Нагина Елена Александровна,

МКОУ "Бутурлиновская ООШ № 4 им. Евгения Роженко"

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об опыте работе по адаптации первоклассников, которую реализует через авторскую программу «Школа первоклассных родителей». Данная программа является подпрограммой психолого-педагогической программы по адаптации первоклассников. Программа предполагает работу с родителями обучающихся первых классов и направлена на профилактику дезадаптации первоклассников.

Ключевые слова: адаптация первоклассников, работа с родителями, формирование эффективных детско-родительских отношений.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Во многих школах существует программа по адаптации первоклассников, в которой, конечно, предполагается работа с родителями. Как правило, это 1-2 собрания по адаптации + индивидуальные консультации при возникающих трудностях.

В своей практике работу по адаптации первоклассников я реализую через авторскую программу «Школа первоклассных родителей». Она  является подпрограммой основной программы по адаптации первоклассников и направлена на работу с родителями. Необходимость в разработке данной программы связана с тем, что в период адаптации к школе возникают сложности как у самих детей, так и у родителей. Зачастую родитель усугубляет ситуацию, так как сам испытывает трудности в оказании правильной помощи и поддержки своим детям в адаптационный период конкретно и в выстраивании  взаимоотношений в целом.

Важную роль  в период адаптации ребенка к школе  играет родительская поддержка. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Поэтому,  работая вместе, родители и педагоги смогут предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений дезадаптации.

Программа не просто направлена на профилактику дезадаптации, но и на формирование эффективных детско-родительских отношений в дальнейшем.

Цель: формирование психологических знаний родителей первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению. 

Задачи: 

  • способствовать повышению психологической компетентности родителей в вопросах психологической готовности детей к школе,  возрастных особенностях развития детей;
  • формировать у родителей первоклассников знания о показателях готовности к школьному обучению; особенностях ведущей деятельности и способах повышения уровня адаптации у детей;
  • мотивировать родителей на помощь своему ребёнку и сотрудничеству со школой.

Сроки реализации программы: ежегодно в 1-х классах.

Программа состоит из теоретической, практической части и индивидуальных консультаций (часто толчком для консультаций служат занятия). 

Теоретическая часть предполагает рассмотрение таких вопросов:

- Возрастные особенности развития первоклассников.

- Роль самооценки ребенка в адаптации к школе.

- Основные стили родительско-детских отношений.

- Типы родительских позиций.

- Эмоциональная сторона родительско-детских отношений.

- Типы родительской любви.

Практическая часть дает возможность провести самодиагностику, отработать техники эффективных родительско-детских отношений (Техники принятия,  Я-сообщение, Активного и рефлексивного  слушания), поупражняться в распознании чувств другого и т.д.

Тематический план:

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Формы проведения

Сроки

1

Теперь я первоклассник! 

1

Лекция

Сентябрь

2

Условия школьного успеха

2

Теория

Практика

Сентябрь

3

Профилактика школьной дезадаптации

1,5

Семинар-практикум 

Октябрь

4

Хочу понять своего ребенка

1,5

Практикум

Октябрь 

5

Мудрость родительской любви

1

Лекция

Ноябрь

6

Эффективное взаимодействие с ребенком

2

Тренинг

Декабрь

7

Индивидуальные консультации

10

Консультации

В течении I полугодия

 

Итого:

18

 

 

Представлю некоторые упражнения, которые позволяют родителю лучше понять своего ребенка и  способствуют формированию эффективных родительско-детских отношений.

Упражнение «Диалог»

Цель: осознать значение позиции в общении и закрепить эффективный стиль общения. Участники делятся на пары и в течение 4 минут ведут диалог:

1-я минута: стоя спиной друг к другу;

2-я минута: один участник диалога сидит, другой стоит;

3-я минута: участники меняются местами;

4-я минута: сидя напротив друг друга.

Информация «Правила жизни ребенка»  

Цель: выделение основных принципов организации жизни ребенка.

Каждый участник на листе бумаги чертит круг и делит его на 4 части. Которые закрашивают разным цветом. В одном пишет: «Я разрешаю ребенку…», во второй – «Я запрещаю ребенку…», В третьей – «Я разрешаю, но ставлю условия…», в четвертой – «Я не разрешаю. Но иногда уступаю…», затем дописывает предложение, анализирует, что доминирует во взаимоотношениях с ребенком: запреты, ограничения, уступки, вседозволенность, разумность и т.д. После выполнения упражнения дается информация о правилах, которые помогут родителям найти «золотую середину» при воспитании детей.

• Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть в жизни каждого ребенка обязательно.

• Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

• Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка.

• Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованы между взрослыми.

• Требование, запрет должен быть сообщен тоном скорее дружественным, разъяснительным, чем повелительным.

• Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое (Ю.Б. Гиппенрейтер)

Упражнение «Давление»  

Цель: дать возможность почувствовать, что сила сопротивления прямо пропорционально силе давления.

Участники выбирают пару, встают лицом друг к другу. Их задача – организовать взаимодействие: одному партеру осуществлять давление, а другому – сопротивление. По сигналу участники меняются ролями. По окончании упражнения участники делятся чувствами.

Вывод: так и в воспитании – чем сильнее оказываем давление на ребенка (приказы, порицание, критика), тем сильнее его сопротивление (протест, проказы, упрямство).

Сочинение для родителей на тему: «Мой ребенок»

Уважаемые родители! Просим вас рассказать о своем ребенке. Это вы можете сделать в любой форме. Хорошо, если в своем рассказе вы ответите на следующие вопросы:

1. Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?

2. Общительный ли он или нет? Как это проявляется?

3. Какое у него любимое занятие?

4. Есть ли у ребенка, на ваш взгляд, какие-либо способности?

5. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?

6. Часто ли плачет ваш ребенок?

7. Как засыпает? Как спит?

8. Часто ли он устает? Если «да», то почему?

9. Как он реагирует на неудачи?

10. Как он реагирует на замечания, наказания?

11. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все самостоятельно, даже если не умеет; не очень стремится к самостоятельности; предпочитает, чтобы за него все делали другие)?

12. Каковы отношения со сверстниками (умеет организовать детей, выполняет только ведущие роли; успешно выполняет и ведущие, и второстепенные роли; чаще выполняет второстепенные роли, подчиняется другим детям)?

13. О каких еще особенностях вашего ребенка вы хотите нам рассказать?

Данное упражнение дает возможность родителю задуматься над индивидуальными особенностями своего ребенка. В

Зглянуть на личность ребенка немного глубже, чем в повседневной жизни, задуматься над тем, на сколько хорошо он знает своего ребенка.

Содержание может меняться в зависимости от ситуации и проблемы.

Вариант: предварительно дается анкета детям, на занятии родители заполняют свой вариант анкеты и сравнивают с детским. Делается это, как правило в начале курса, с целью обозначения проблемы (не всегда мы хорошо знаем своих детей).

Техники эффективного общения

Обязательно знакомлю родителей с техниками эффективного общения.

Цепочка работы такова:

1. Приходим к выводу, что воспитание – это диалог. Для того чтобы этот диалог был продуктивным (давал положительные результаты), общение должно быть таким, чтобы оно служило началом сотрудничества. Т.к. общение может приводить как к сотрудничеству так и к конфликту.

2. Переходим к техникам эффективного общения:

Техника Я-сообщения 

Я-сообщение – это грамотное высказывание своего недовольства.

Я-сообщение не для того, чтобы изменить поведение другого. И это нужно запомнить. Я-сообщение используется для того, чтобы собеседник услышал и понял вас.

В классическом варианте «Я-сообщения» строятся по следующей форме: 

1) Описание ситуации (факт наблюдения): Когда приходишь поздно…

2) Описание чувств (какие чувства она вызывает во мне): расстраиваюсь, переживаю, огорчен и т.п.

3) Разъяснения (почему): потому что не знаю, где ты находишься и что с тобой

4) Сообщение о вашем желании (пожелания): мне хотелось бы, что ты звонил мне, когда задерживаешься 

Например: «1) Когда я вижу грязь на ботинках и на полу, 2) то начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает».  

Или наоборот сначала 1) о чувствах, затем 2) ситуация (факт наблюдения).

Техника принятия 

Делаю акцент на эмоциональную сторону, на искренность чувств, на интонацию (т.е. на невербальные средства общения – 70% информации получаем из невербального общения).

Язык принятия 

Язык непринятия 

Оценка поступка, а не личности 

Похвала 

Комплимент 

Временный язык (Сегодня у тебя не получилось это задание …) 

Ласковые слова, поддержка 

Сравнение с самим собой 

Одобрение, согласие, поощрение 

Позитивные телесные контакты 

Улыбка, контакт глазами 

Доброжелательные интонации 

Эмоциональное присоединение 

Выражение своих чувств 

Негативная оценка личности 

Оскорбление 

Подчеркивание неудачи 

Постоянный язык (Ты всегда делаешь неправильно) 

Отказ от объяснений 

«Жесткая» мимика 

 Угрожающие позы 

Указание на несоответствие родительским ожиданиям 

Негативные интонации 

«Техника активного и рефлексивного слушания» (Ю.Б. Гиппенрейтер)  

Психолог дает информацию о технике активного слушания.

1. Если вы хотите слышать своего ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, возьмите его на руки, посадите на колени. Избегайте общения, находясь в другой комнате, спиной, читая газету, лежа на диване. Ваше положение по отношению к ребенку говорит о том, насколько вы готовы его слушать и слышать.

2. Беседуя с расстроенным, огорченным ребенком, старайтесь избегать вопросов. В этом случае нужно, чтобы ваши ответы были в утвердительной форме. Разница между вопросительными и утвердительными предложениями, казалось бы, незначительна, но реакция на них совершенно разная.

3. Старайтесь в беседе с ребенком держать паузу. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать, пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что вы рядом.

Беседа по типу активного слушания очень непривычна для нашей культуры. Овладеть ее нелегко, однако, этот способ завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты: сильно ослабеет отрицательное переживание ребенка, чувствуя, что его слушают, ребенок начинает больше рассказывать о себе (иногда это помогает раскрыть ряд проблем, которые интересуют ребенка), ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Упражнение 2. «О ком я забочусь».  

Необходимо составить список людей, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение.

Упражнение 6. «Лавина».  

Это упражнение описано в книге Ф. Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио». После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?» В процессе обсуждения этого упражнения родители составляют список понравившихся им способов позаботиться о себе.

 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ. Астрель; ВКТ, 2011. 238 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ, 2014. – 256с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: как быть ребенком. Хрестоматия. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 378, ил.

5. Литвак М. 5 методов воспитания детей. – Москва, 2015. – 288 с.

6. Маховская О. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать. Москва: Издательство «Э», 2015.- 288 с.: ил.

7. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. – Москва: АСТ, 2014. – 142 с.

8. Фабер А. Как говорить с детьми, чтобы они учились / А. Фабер, Э. Мазлиш. – Москва: Эксмо, 2014. – 288 с.

 

. . . . .