Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок математики в 5 классе "Деление с остатком"

Дата публикации: 2023-10-01 19:22:59
Статью разместил(а):
Алексеева Екатерина Евгеньевна

Урок математики в 5 классе "Деление с остатком"

Автор: Алексеева Екатерина Евгеньевна 

МОУ “Лицей № 7”, г. Тихвин 

 

Данная тема изучается по математике в 5 классе. Для изучения этой темы урока предусмотрено 3 часа. Методическая разработка урока охватывает первый урок по даной теме. 

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Цели урока: 

1. Формирование умений выполнять деление с остатком, применять связь между компонентами для проверки деления, решать задачи. 

2. Развивитие умений планировать свои действия в соответствии с учебным заданием. 

3. Формирование умений видеть учебную задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.  

Задачи урока:  

1. Учиться ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную.

2. Учитьтся самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.  

3. Учиться формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности. 

Ход урока 

1. Организационный этап. 

Ребята! Я предлагаю начать наш урок с игры «Доброе утро». Я буду говорить слова «Доброе утро», а те, кого это касается помашут мне рукой. 

Доброе утро всем, у кого сейчас хорошее настроение. 

Доброе утро всем, у кого день рождения зимой или весной.  

Доброе утро всем, кто родился летом или осенью. 

2. Актуализация опорных знаний. 

В тетрадях записать число и классная работа. 

Выберите правильный ответ. 

Вставить пропущенное слово: 

1) число, которое делят, называется ... (делимое); 

2) число, которое делится, называют ... (делимое); 

3) число, на которое делят, - это ... (делитель); 

4) число - результат деления - это ... (частное); 

5) число, которое делится нацело, называется ... (кратное). 

Взаимопроверка осуществляется по пятибальной шкале: 5 правильных ответов - “5”, 4 правильных ответа - “4”, 3 правильных ответа - “3”, меньше трех правильных ответов ответов -”2”. Баллы поставить на полях. 

3. Постановка темы и целей урока. 

Задача. Мама дала Роману 200 рублей на покупку тетрадей. Сколько тетрадей он может купить, если одна тетрадь стоит 13 рублей? Что известно в задаче? Как узнать количество тетрадей? (Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют тему урока) 

Знакома ли вам эта тема?  

Какие знания нам пригодятся при изучении этой темы? (Таблица умножения, деление столбиком, знание компонентов при делении и умножении.) 

Проверьте, правильно ли расположены компоненты у меня на доске? 

Делимое, неполное честное, делитель. 

Какого компонента не хватает для сегодншней темы? (Остаток.) 

Когда выполняем деление с остатком, о чем мы должны помнить? (Остаток всегда должен быть меньше делителя.) 

4. Устная работа. 

Не выполняя вычислений, запишите в тетради номера примеров с ошибкой.  

1. 24 : 11 = 11 (ост. 3) 

422 : 42 = 1 (ост. 2) 

515 : 10 = 50 (ост. 15) 

67 : 6 = 11 (ост. 1) 

123 : 9 = 17 (ост. 8) 

Ответ: 2, 3, 5. 

Самопроверка по пятибальной шкале: 3 правильных ответа - “5”, 2 правильных ответа - “4”, 1 правильный ответ - “3”. Баллы поставить на полях.  

Объясните, как вы определили примеры с ошибкой. Проверьте устно остальные примеры. А как еще можно проверить выполнение деления? Сформулируйте правило для проверки (чтобы найти делимое, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток). Проверьте пример 1 и 4 с помощью умножения. 

В каждом примере ответить на вопрос: какие числа могут быть в остатке? 

5. Решение задач. 

У учащихся на столах лежат рабочие листы с задачами. Задачу 1 учащиеся решают у доски. Задачи 2-4 учащиеся решают в парах, записывая только решение и ответ. 

Задача 1. Бабушка нарезала 17 кусочков сыра. Она разложила его на бутерброды по 3 кусочка сыра на каждый. Достанется ли каждому из пяти внуков по бутерброду? Сколько кусочков сыра было? Сколько кусочков положили на 1 бутерброд? Хватит ли этих бутербродов 5 внукам? (5 бутербродов, по одному каждому внуку и два кусочка сыра останется.) 

Задача 2. Можно ли разместить 100 пассажиров яхты в 15 шлюпок, вместимостью 10 человек?  

Задача 3. Детский лагерь посещают 90 детей. Хватит ли по одному карандашу каждому ребенку из детского лагеря, если есть 12 пачек по 12 цветов? 

Задача 4. Один килограмм конфет стоит 390 руб. Сколько килограмм конфет можно купить на 1000 руб? 

Проверка по пятибальной шкале: 3 правильных ответа - “5”, 2 правильных ответа - “4”, 1 правильный ответ - “3”. Баллы поставить на полях.  

6. Физминутка. 

Рисуй глазами треугольник 

Рисуй глазами треугольник. 

Теперь его переверни 

Вершиной вниз. 

И вновь глазами 

ты по периметру веди. 

Рисуй восьмерку вертикально. 

Ты головою не крути, 

А лишь глазами осторожно 

Ты вдоль по линиям води. 

И на бочок ее клади. 

Теперь следи горизонтально, 

И в центре ты остановись. 

Зажмурься крепко, не ленись. 

Колечко. 

Ребёнок как можно быстрее перебирает пальцами рук, соединяя их поочерёдно в кольцо с большими пальцами. 

7. Работа по рядам. 

В каких заданиях еще можно использовать деление с остатком. Как найти неизвестное делимое? 

X : 5 = 5 (ост. 3)  

Разобрать решение данного примера на доске. Затем каждому ряду предлагается по одному примеру.  

Y : 18 = 11 (ост. 9)  

а : 13 = 9 (ост. 3) 

C:4=8 (ост. 1) 

Кто хочет показать решение? Давайте проверим. Я тоже решала уравнения вместе с вами. Проверьте меня.  

1. у=18*11+9=207 

2.  а=13*9+3=120 

3.  с=8*4+1=33 

8. Проверочная работа (на первичное закрепление). 

У учащихся на столах карточки с заданиями. Нужно выполнить задания  и выбрать правильный ответ. 

Вариант 1. 

1. Найдите остаток от деления числа 7505 на 15  

а) 5;       б) 18;        в) 15;        г) 4. 

2. В гостинице свободны только трёхместные номера. Сколько их потребуется для размещения 212 туристов 

а) 70;      б) 71;      в) 69;         г) 66?  

3. Сырок  стоит 15 рублей. Сколько сырков можно купить на 77 рублей  

а) 7;        б) 5;       в) 6;          г) 4?  

Вариант 2 

1. Найдите остаток от деления числа 1189 на 12  

а) 20;       б) 8;       в) 1;       г) 5.  

2. В каждом загоне  можно разместить не более 6 поросят. Сколько загонов  требуется для 349 поросят     

а) 59;       б) 57;     в) 58;     г) 60?  

3. Пирожное  стоит 22 рубля. Сколько пирожных можно купить на 91 рубль  

а) 5;         б) 4;       в) 7;       в) 6? 

9. Рефлексия и итог урока. 

Сложите все отметки, записанные на полях и разделите полученную сумму на их количество - так получается среднее арифметическое. Если остаток близок к делителю, к неполному частному добавьте 1. Эта операция называется округление. 

На полях нарисуйте смайлик, который соответствует вашему результату. 

10. Домашнее задание. Домашнее задание определяете сами, выбрав в зависимости от своих умений не менее 2-х номеров: № 7 (4,5,6), 9. 

 

Литература: 

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс. - Издательство “Вентана-Граф”, 2019. 

 

. . . . .