Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Опытно-экспериментальная деятельность "Загрязнение окружающего воздуха грозит глобальным потеплением"

Дата публикации: 2023-10-05 16:52:17
Статью разместил(а):
Болошина Ксения Алексеевна

Опытно-экспериментальная деятельность "Загрязнение окружающего воздуха грозит глобальным потеплением"

Автор: Болошина Ксения Алексеевна

ГБДОУ "Детский сад № 23 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга"

 

Цель и задачи: Обогатить опыт детей позитивным взаимодействием с окружающей средой; Закрепить представления о чистоте окружающего нас воздуха, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого; Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воздуха.

Материалы и оборудование: 2 глобуса, обтянутых прозрачной и серой тканью, свеча, эмалированная емкость, макет тающего ледника, леска, трубочка, шар, набор картинок.

Словарная работа: Развивать словарный запас детей; Активизировать в речи детей слова: воздушная оболочка Земли, атмосфера, загрязненный воздух.

Методы и приёмы: Экспериментирование, беседа, рассказ, игровой прием.

Воспитатель: Он невидим и прозрачен, окружает он тебя. Им, ребята, все мы дышим, без него нам жить нельзя! Что же это такое? (Воздух).

Да, воздух находится вокруг нас, без него невозможна жизнь. Если без еды человек может прожить 40 дней, без воды 7 дней, то без воздуха человек не проживет и несколько минут. Давайте задержим дыхание.

(Дети задерживают дыхание).

Воспитатель: Всего несколько секунд мы можем обходиться без воздуха. Воздух окружает нашу планету Земля. Посмотрите на глобус. Глобус - это модель нашей планеты Земля, а прозрачная ткань, показывает воздушную оболочку нашей Земли – атмосферу. Она чистая и прозрачная.          

Посмотрите опыт № 1.

Воспитатель зажигает под белой фаянсовой емкостью свечу, белая емкость покрывается копотью.

Что появилось на емкости? (Сажа, копоть).

Откуда на емкости появилась копоть? (При горении выделилась сажа).

Куда улетает грязный воздух? (Грязный воздух поднимается вверх).

Воспитатель: Да, при горении выделяется сажа, зола, дым, копоть. Это только при горении одной свечи, а представьте, сколько костров горит на всей планете, а если горит свалка, где множество пластиковых бутылок, различных коробочек, целлофановых пакетов, пленки, резиновых шин. Эти продукты горения особенно ядовиты для воздуха.

Что же еще загрязняет воздух на нашей планете? (ответы детей)

Дым фабрик и заводов, автомобили, курящие люди и т.д. Вспомните, какой грязный воздух, с каким неприятным запахом вырывается из выхлопной трубы вашего автомобиля. Им же невозможно дышать. Эти ядовитые вещества загрязняют воздух нашей планеты Земля.  Грязный воздух поднимается вверх, окутывая нашу планету.

Посмотрите опыт № 2.

Длинная леска привязывается под потолком, на леску одевается трубочка, к трубочке скотчем приклеивается надутый шар, закрепленный скрепкой. Когда скрепка снимается, шар с силой поднимается вверх.

Воспитатель: Вот так выбрасываются в атмосферу воздух, загрязненный вредными химическими веществами различных заводов и фабрик, выхлопными газами автомобилей, копотью.

Давайте посмотрим на другой глобус. Примерно так выглядит воздушная оболочка нашей Планеты Земля. Полупрозрачная ткань - это грязный воздух, который окружает Землю. (Показывается глобус, покрытый серой полупрозрачной тканью). А, какой вред приносит грязный воздух, мы с вами сейчас разберем с помощью опыта.

Посмотрите Опыт № 3.

Воспитатель: Давайте рассмотрим мини-парник и открытый ящик с посаженными растениями салата. И в том и в другом заранее были посажены семена салата.

Где семена выросли быстрее, в мини-парнике или в открытом ящике? (быстрее семена выросли в парнике).

Скажите, дети, а для чего же нужен парник? (Солнечный луч проходит через крышу парника, согревает Землю внутри него, и тепло не убегает из парника, растениям в нем всегда тепло и достаточно влаги).

Посмотрите на глобус, который окружает грязный воздух.

Грязный воздух – это тоже как бы парник, ловушка для тепла. Солнечные лучи должны нагреть нашу Землю, а потом снова уйти в атмосферу, но грязный «плащ нашей планеты» не пускает их обратно. Поэтому на Земле, как и в парнике, становится теплее, начинают таять вечные ледники и льды Антарктиды и Арктики.

Посмотрите опыт № 4.

Воспитатель: Смотрите, ребята, в условиях загрязненного воздуха, (снег в бутылке), а он на нашем макете символизирует ледники, в результате нагревания (настольной лампы), которая символизирует солнечные лучи (которые не могут вернуться в атмосферу), начинает таять. Вода стекает в океан, уровень воды в океане растет и может затопить самые низкие места на нашей планете.

Воспитатель: Теперь, вы знаете, что загрязняет воздух. Давайте мы с вами создадим город, где все будут дышать чистым, свежим воздухом.  Посмотрите, что из изображенного на картинках, мы возьмем в наш город с чистым воздухом. Выберите картинки, на которых нарисованы, предметы, которые не загрязняют воздух и наклейте их на нашу картину города.

(Дети работают и объясняют, почему они взяли ту или иную картинку).  

Воспитатель: Конечно, отлично очищают воздух растения. Чем больше зелени в городе, тем чище и здоровее воздух, которым мы дышим.

А кто мне скажет почему вы выбрали растения? (Растения выделяют кислород, которым мы дышим. Чем больше растений, тем больше кислорода. Растения поглощают углекислый газ, который выдыхают люди и животные, а также разные вредные вещества).

Воспитатель: Я надеюсь, теперь вы поняли, что, загрязняя воздушную среду, мы подвергаем нашу жизнь опасности. Из-за варварской деятельности человека, из-за загрязнения, в последнее время участились разрушающие ураганы, смерчи и наводнения. Люди стали чаще болеть, т.к. дышат грязным воздухом. И мне хочется, чтобы вы задумались о чистоте воздуха на нашей планете и не разжигали бы вредных костров, и когда выросли бы, заботились о чистоте нашей планеты и строили бы настоящие чистые города.

 

. . . . .