Познавательно-игровой проект "Цветик-семицветик"
Познавательно-игровой проект "Цветик-семицветик"
Автор: Мартемьянова Наталья Дмитриевна
ГБДОУ "Детский сад № 53 Колпинского района Санкт-Петербурга"
Актуальность.
Главным признаком предмета для ребенка – дошкольника является цвет. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь. Чувство красоты необходимо воспитывать у детей. Так как не все дети в группе знают цвета радуги, некоторые дети путаются в оттенках, было принято решение провести данный проект.
Цель проекта: расширение и обогащение знаний о цветах.
Задачи:
1. Формировать знания цветового спектра у детей.
2. Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
3. Учить детей различать теплые и холодные цвета.
4. Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
5. Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, из которых состоят предметы.
6. Развивать речь и словарный запас детей.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:
- Непосредственно-образовательная деятельность, настольные игры, дидактические игры, работа с родителями.
- Словесные методы – беседы, чтение стихов, отгадывание загадок;
- Творческие методы - театральная деятельность;
- Наглядные методы – показ иллюстраций, выставок.
- Игровые методы - настольные игры, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.
- Практические методы - совместные действия воспитателя и детей, экспериментирование с красками, конструирование из деревянного конструктора, рисование, лепка, аппликация.
Ожидаемые результаты.
Дети получат и закрепят на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать оттенки основных цветов. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов. А родители смогут расширить возможности сотрудничества со своими детьми.
Педагоги продолжают освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
План-график мероприятий.
I этап – предварительный:
Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
Составить конспекты образовательной деятельности, бесед, досуга.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме.
Изготовление и подбор дидактических игр.
Подбор художественной литературы, загадок, стихов, аудиозаписи.
Подготовка материала для оформления группы в зависимости от цвета дня (игрушки, воздушные шары, иллюстрации).
Организация родителей в подборе одежды для детей в соответствии с цветом дня.
II этап – основной:
Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеться в цвет дня, и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета, а группа детского сада украшается соответствующего цвета шарами.
Дата |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совершенствование предметно-развивающей среды |
13 марта 2023г. Красный день |
Беседа с ребятами «Что бывает красным?» Д/и «Найди и назови всё красное», «Помоги цвету спрятаться» Подвижная игра «Красная ленточка» Экспериментирование с красками «Оттенки красного». Отгадывание «красных» загадок. |
Подбор одежды ребёнка красного цвета. |
Украшение группы красными шарами. Подбор раскрасок по теме проекта. Внести дидактическую игру « Помоги цвету спрятаться». |
14 марта 2023г Жёлтый день |
Игра-театрализация "Колобок". Д/и «Найди и назови всё желтое». Подвижная игра «Солнышко и дождик». НОД Аппликация «Желтые флажки». Экспериментирование с красками «Оттенки желтого». Отгадывание «желтых» загадок. |
Подбор одежды ребёнка желтого цвета. |
Украшение группы желтыми шарами. Внесение в пространство группы природные иллюстрации желтого цвета. |
15 марта 2023г. Синий день |
Беседа с ребятами «Давайте познакомимся – я синее море и голубое небо». НОД Рисование «Синее, синее море». Д/и « Помоги цвету спрятаться», «Синий или голубой». Подвижная игра «Плавает или летает». Экспериментирование с красками «Оттенки синего». Прослушивание фонограммы «Шум моря». |
Подбор одежды ребёнка синего цвета. |
Украшение группы синими и голубыми шарами. Выставка книг на тему «Море». Внести дидактическую игру «Синий или голубой». |
16 марта 2023г. Зелёный день |
Беседа «В мире зеленого цвета» Подвижная игра «Разноцветные мячики». Экспериментирование с красками «Оттенки зелёного». Сюжетно-ролевая игра «Магазин красок» Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного. |
Подбор одежды ребёнка зелёного цвета. |
Украшение группы зелёными шарами. Выставка книг про природу (лес, поля) |
17 марта 2023г. Фиолетовый день. |
НОД Рисование «Сирень». Экспериментирование с красками «Смешиваем краски-фиолетовый » Д/и «Какой цвет получиться?» |
Подбор одежды ребёнка фиолетового цвета. |
Украшение группы красными и синими шарами. Внести дидактическую игру «Какой цвет получиться?» |
20 марта 2023г. Черно-белый день. |
Беседа «Если бы в мир был черно-белый». |
Подбор одежды ребёнка черного и белого цвета. |
Украшение группы белыми и черными шарами. Выставка черно-белых фотографий. |
21 марта 2023г. Разноцветный день. |
Беседа «Разноцветный мир». Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Радуга- дуга» Конструктивная игра «Разноцветный городок» Музыкально-физкультурный досуг «Разноцветные игры». |
Подбор одежды ребёнка под цвет игрушки на выставку. Организация выставки домашних игрушек. |
Украшение группы разноцветными шарами. Выставка «Любимые игрушки». |
III этап – заключительный:
Музыкально-физкультурный досуг «Разноцветные игры».
Выводы: В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов и группировать их по сходству в цвете. Проект дал большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысился уровень связной речи.
Сплотился коллектив группы. Родители были вовлечены в педагогический процесс, повысилась заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.
В заключение хочется отметить, что все поставленные задачи решены.