Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2023-10-11 23:02:37
Статью разместил(а):
Некрасова Юлия Юрьевна

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Автор: Некрасова Юлия Юрьевна

ГБОУ "Школа № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга"

 

Здоровье и здоровый образ жизни, к сожалению, пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма.

Вопрос здоровья детей в школе остается актуальным и первостепенным уже не один год.

Почему дети так часто болеют в школе? Каковы основные причины их болезней? Как сохранить здоровье ребенка в школе? Как оградить его от наиболее частых школьных заболеваний?

Ни закаливанием, ни зарядкой, ни здоровым образом жизни нельзя предотвратить детские болезни на все сто процентов. Каждый ребенок встречается в своей жизни (особенно в школе) с огромным количеством микробов. И до тех пор, пока к большинству из них в организме ученика не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни, увы, — неизбежность.

Но и тогда всегда остается большая вероятность того, что найдется тот микроб, защиты к которому у ребенка нет. Поэтому дети так часто болеют.

Наиболее частые инфекции, поражающие школьников: ОРЗ, грипп, стрептококковая ангина, ветрянка, краснуха, педикулез (особенно в начальной школе), конъюнктивит.

Общий жизненный тонус ребенка, а также общий уровень его здоровья во многом определяются уровнем энергозатрат организма и нагрузкой на все его основные системы. А ведь обычный ребенок в школе большую часть времени находится в состоянии стресса (невропатологи утверждают, что двойка, поставленная ручкой красного цвета, эквивалентна сердечному приступу!). Он испытывает колоссальную нагрузку на нервную систему и на организм в целом.

Ежедневные стрессы, связанные с плохими отметками, заданиями на дом, контрольными, опросами и зачастую с неподготовленностью к школе (у первоклашек) вызывают неврозы, переутомления, проблемы с позвоночником, близорукость, гастрит, хронические респираторные заболевания.

Так почему многие родители и учителя делают основной упор на учебу, забывая о здоровье ребенка? И разве ребенок, замученный постоянными болезнями (насморк, головная боль, головокружение и т.д.) и не умеющий бороться с недугами, может учиться на «отлично»?

А ведь здоровье – это не просто отсутствие болезней, это — состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

Основные причины школьных болезней:

· несоответствие школьных программ возрастным и функциональным особенностям детей;

· несоблюдение элементарных гигиенических требований;

· чрезмерная интенсификация (ускоренный темп и увеличенный объем нагрузки) учебного процесса;

· неоправданно ранний старт дошкольного образования (систематического);

· недостаточная осведомленность учителей в вопросах охраны здоровья детей;

· недостаточная грамотность родителей в таких важных вопросах, как формирование, сохранение и укрепление здоровья детей. 

Причинами частых заболеваний различных отклонений в состоянии организма являются:

· малоподвижный образ жизни (гиподинамия);

· накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость;

· тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым учителем возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, с учетом его способностей? С одной стороны – педагогу в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – попытаться при этом оптимизировать нагрузку.

Как же эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Конечно же, обратиться к здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, анализировать, рассуждать, поэтому необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: игровая, исследовательская, проектная, ИКТ, блочно-модульная, личностно ориентированная.

 Критерии здоровьесберегающего урока:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа).

2. Число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы (норма - 4-7 за урок).

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма - 7-10 минут).

4. Виды деятельности: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа.

5. Динамические паузы рекомендуются для всех детей как профилактика утомления. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, дидактические подвижные игры, точечный самомассаж (особенно в периоды эпидемии гриппа).

6. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризм. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Важно не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров.

1. Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки - 1-2 минуты.

2. Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.

3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д. Помещение, в котором проводится занятие, должно соответствовать гигиеническим требованиям (свежий воздух, оптимальный температурный режим, чистота, хорошая освещённость). 

В сохранности здоровья ребенка должны быть заинтересованы родители, поэтому целесообразно проводить родительские собрания на тему: «Как сохранить здоровье ребенка в школе». Напоминать и объяснять родителям необходимость соблюдения следующих правил:

1. Полноценный 9-часовой сон может сотворить чудеса и сделать иммунитет ребенка крепким и стойким. Дети с постоянным дефицитом сна чаще болеют, хуже развиваются физически и умственно, чаще имеют неблагоприятные реакции на прививки. А всё из-за телевизора и компьютера, поставленных в их спальнях! Подумайте над этим.

2. Здоровое питание. Кормите свое чадо полноценным здоровым завтраком, если хотите, чтобы он хорошо учился, был активным на уроках, более внимательным в выполнении различных заданий и даже более послушным! Не нужно недооценивать завтраки! Ведь витамины, усвоенные вместе с ними, стимулируют иммунитет ребенка и значительно повышают его сопротивляемость простудным заболеваниям.

3. Гигиена. Банальное мытье рук, полоскание ротовой и носовой полости помогут избавиться от вредоносных бактерий. Но делать все это нужно правильно: чтобы тщательно вымыть руки, следует намыливать их мылом не меньше 20-30 секунд. Научите своего ребенка мыть руки с мылом после улицы, перед едой, после каждого пользования туалетом. Обеспечьте его влажными антибактериальными салфетками, чтобы он мог протереть ими руки в школе при необходимости.

4. Занятия физкультурой. Все без исключения понимают, как важно заниматься спортом, делать зарядку, вести активный образ жизни и закаливать свой организм, но ведь делать это так лень. Как итог — малоподвижный образ жизни постепенно становится нормой существования для детей и взрослых. И даже если ребенок в силу своей активности двигается достаточно много, его движения однообразны и вовлекают не все группы мышц. В результате: проблемы со здоровьем, стойкие трудности в учебе (проблема концентрации внимания и памяти, проблема запоминания материала и усидчивости на уроках, боязнь ответа у доски и т.д.). А ведь ребенку достаточно всего 10 минут активно подвигаться (зарядка, танцы, бег), чтобы результат не заставил себя ждать. Сделайте упражнения вместе с ним, помогайте ему и одобряйте – для него это важно.

5. Ранец. Забитый до отказа учебниками и тетрадями портфель заставляет страдать в первую очередь позвоночник школьника. Запомните, вес ранца должен быть не больше 15-20% веса ребенка. Т.е. если школьник весит 30 кг, то его портфель должен быть не тяжелее 5-6 кг.

6. Воспитывайте своего ребенка в духе любви и уважения к своему здоровью, подавайте ему достойный пример.

И в заключение хочется отметить, что здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.

 

Литература:

1. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011.

2. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009.

3. Тареева Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008.

4. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011.

5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации // Под редакцией В.Д. Сонькина, М.М. Безруких. - М.: Триада-фарм, 2004.

6. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технология. Волгоград. 2000г.

7. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. Москва, 2002г.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998.

9. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: «Перемена», 1998.

10. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». М: АРКТИ, 2003.

11. Смирнов Н.К. «Как обучать школьников без ущерба для их здоровья», М., Чистые пруды, 2005.

 

. . . . .