Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное. Обобщающий урок"

Дата публикации: 2023-10-14 21:18:32
Статью разместил(а):
Зиганурова Гульнара Магарифовна

Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное. Обобщающий урок"

Автор:  Зиганурова Гульнара Магарифовна

МБОУ "СОШ имени А. Абдуллина", с. Дюмеево

 

Тип урока: урок-обобщение.

Цели урока:

- повторить и систематизировать знания обучающихся по развитию речи и культуре речи;

- научить видеть и исправлять грамматические ошибки;

- повторит орфографические правила, изученные по данной теме.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Проверьте, всё ли необходимое вы приготовили к уроку. Чтобы урок прошёл с пользой вам надо:

- внимательно слушать учителя;

- стараться отвечать на вопросы полным ответом;

- чётко проговаривать слова.

А урок мы начнём с просмотра небольшого клипа. Внимание на экран (Клип «Зимняя сказка» Таривердиева).

Что вы увидели, ребята, на экране? Какое это время года? Вы любите зиму?

За окном декабрьский день, так всем нам хочется тепла и света. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и подарите свою солнечную улыбку, пожелайте друг другу удачи на уроке. А я желаю удачи вам!

II. Актуализация знаний.

Сначала мы с вами, ребята, проведём разминку. Выполним мини-тест. Внимательно смотрим на экран. Называем правильный вариант ответа.

1. Выберите приставку: Несколько дней стреляли  бе…прерывно

А. Бес-             Б. Без-

2. Выберите приставку: Наутро решили ра…бить крепость

А. Рас-            Б. Раз-

3. Выберите пропущенную букву: Капюш…н, ш…мпол, ш…в, ш…ссе.

А. О                Б. Ё

4. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц: А.  И    Б. Ы

5. Какая буква пишется в словах: Позиц…я, акац…я,  ситуац…я

А. И    Б. Ы.

III. Постановка учебной задачи.

Прочитайте, ребята, стихотворение Льва Успенского. О чём идёт речь в стихотворении? О какой части речи?

Земля вода, пшеница, класс –

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом …

Явления природы: буря, дождь …

Без  этой части речи никак не проживёшь!

Лев Успенский

Правильно, об именах существительных.

Какую часть речи мы с вами изучали?

Давайте, сформулируем тему сегодняшнего урока.

Правильно, ребята. «Имя существительное. Обобщающий урок». Открыли тетради, запишем дату и тему урока.

Какие цели поставим перед собой?

- систематизировать и обобщить знания по теме «Имя существительное»;

- проверить, усвоена ли тема «Имя существительное».

IV. Работа по теме урока.

Эпиграфом к уроку я взяла высказывание Ветвицкого: «Существительное – дирижёр грамматического оркестра».

Что такое оркестр? А кто такой дирижёр?

Давайте по толковому словарю найдём определение этих слов. Учащиеся находят определения слов, читают.

Сейчас вы послушаете сообщение, из которого узнаете, какое место среди других частей речи занимает имя существительное. (Слушают сообщение ученицы).

Посмотрите, ребята, на экран и прочитайте несколько строк из стихотворения Афанасия Фета.

Что вы заметили? (Нет глаголов)

Лев Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

Можно сделать вывод, что с помощью существительных «нарисовать» картину природы, портрет и др.

А теперь ответим на несколько вопросов:

Какая часть речи называется именем существительным? ( Учащиеся дают определение).

Что вы знаете об этой части речи? Что узнали о склонении, роде имён существительных?

Я раздаю вам карточки. Вам надо выписать только имена существительные, распределить их по группам. Сколько вариантов группировки можете предложить? ( 3 группы) . У доски работают 3 ученика.

Существительные общего рода       Разносклоняемые        Несклоняемые

Молодцы, ребята. А теперь, все дружно встали и немножко отдохнём (физминутка).

Открыли учебники, страницу 162. Упражнение 315. Прочитаем задание и выполним.

Перед тем как отправиться в небольшое путешествие, ребята, вспомним правило.

Как различить на письме суффиксы –ик,  -ек?

Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик ( -щик)

Как определить, когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных?

Молодцы, ребята. Готовы к путешествию с лингвистическими колобками? Главное- сесть в нужный кораблик, чтобы не утонуть!. (На экране кораблики, в каждом  из них вопрос, надо правильно решить).

Вспомним следующее правило. Как пишется имя существительное с частицей НЕ? Слитно или раздельно? Когда слитно, а когда раздельно?

Следующее задание выполним в тетрадях письменно. Я вам раздаю карточки с заданиями.

1. Самой дорогой для человека святыней является не….зависимость Родины.

2 Не…счастье помогло в открытии, а настойчивость и упорство.

3. Не…нависти можно положить конец только любовью.

4. Не…удача пробный камень настойчивости и железной воли.

Обменяйтесь тетрадями  с соседом по парте. Проверьте работы. Выводы.

V. Обобщение.

А теперь, ребята, подведём итоги. Проверим, как вы усвоили тему «Имена существительные». Обобщим (На слайде тест).

Составим синквейн.

Имя существительное

Полезное, нужное

Помогает, называет, украшает

Речь невозможна без него

Часть речи.

Молодцы, ребята! (выставление оценок)

Запишите домашнее задание.

1) выполнить упражнение 317;

2) написать мини-сочинение на тему «Зимний вечер».

Желаю удачи! До свидания!

 

Литература:

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык: 5 класс, 2023г.

 

. . . . .