Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Полезные ископаемые"

Дата публикации: 2023-10-16 22:19:43
Статью разместил(а):
Глазкова Раиса Ивановна

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Полезные ископаемые"

Автор: Глазкова Раиса Ивановна

МБОУ "Лицей № 10", г. Химки, Московская область 

 

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми.

Педагогические задачи урока: создать условия для знакомства с горючими, рудными и строительными полезными ископаемыми, с их значением в жизни человека; объяснить понятия «полезные ископаемые», «сплавы», «металлы», «месторождение», «руда»; раскрыть их значение в жизни человека; учить различать и называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; способствовать формированию умений высказывать предположения, обосновывать собственное мнение.

УУД: Предметные: познакомятся с понятиями «полезные ископаемые», «сплавы», «металлы», «месторождение», «руда»;  «горючие, рудные и строительные полезные ископаемые»; их значением в жизни человека; научатся называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефтепродукты.

Метапредметные:

Коммуникативные: разрешать конфликты; выявлять идентифицировать проблемы; формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит  усвоению, качество и уровень усвоения.

Познавательные: понимать заданный вопрос;, в соответствии с ним  строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку)

Личностные: учитывать чужую точку зрения; формировать умение общаться, как умение говорить и слушать формировать позитивное отношение к полезным ископаемым,

Оборудование: демонстрационный материал «Полезные ископаемые», видеоматериал, карта полезных ископаемых; коллекция карта полезных ископаемых ;отдельные образцы полезных ископаемых; материал для деления детей на группы; учебник, хрестоматия,  компьютер. 

Организационная структура урока:

№ п/п Этап уро­ка, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности обучающегося

1. Организационный

момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся
к усвоению изучаемого материала.

2. Актуализация опорных знаний.

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации.

Сообщение темы и целей урока. Открытие нового знания, способа действия.

Этап целеполагания.

Работа по учебнику.

Открытие новых знаний.

ГОРЮЧИЕ

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Опыт с каменным углем

Просмотр видеоматериала о каменном угле.

НЕФТЬ

Просмотр видеоматериала про нефть.

Природный газ

Просмотр видеоматериала о природном газе.

Торф 

Просмотр видеоматериала о торфе

РУДНЫЕ

Сообщения ученика

Руды чёрных металлов 

Руды цветных металлов

драгоценные металлы 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

ФИЗМИНУТКА

Работа по рисунку учебника

IV. Включе­ние нового в активное использование в сочетании с ранее изу­ченным, освоенным.

Самостоя­тельная работа.

Обобщение.

Подведение итогов. Рефлексия.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково? Во!

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
И сегодня нам опять

Тайну предстоит узнать!

А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям.  Садитесь.

Сегодня на мы продолжим открывать тайны недр Земли.

Посмотрите, что я сегодня принесла к уроку.

Что обычно кладут в такие сундучки?

Как вы думаете, что находится внутри?

У нас сундук обыкновенный, но в нем лежат не менее ценные сокровища, чем золотые украшения и драгоценности.

 

-Эти сокровища находятся в земле, некоторые из них вы часто видите, с некоторыми познакомились на предыдущих уроках.

 

Хотите узнать, что здесь? 

Тогда ответьте на вопросы-подсказки:

Чтобы сделать стеклянный стакан или стеклянную вазу, нам надо… . Что? (Песок)

Чтобы сделать керамическую вазу или горшочек, что нам понадобится? (Глина)

Из чего сделаны эти ножницы, эти трубы?  (Железная руда)

Отгадайте ЗАГАДКИ:

Белый камушек растаял. На доске следы оставил. (Мел, известняк)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)

А лежат здесь минералы и горные породы.

Их еще называют ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

Почему их так называют?

Определите, что такое полезные ископаемые?

Чем они так полезны и зачем их  искапывают?

Открывает сундук и показывает (гранит, каменный уголь, песок, торф, мрамор, бурый железняк)

Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. , постановку учебной задачи. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает  контроль за выполнением задания

Откройте раздел «Содержание». Найдите тему, которую изучали на прошлом уроке?

С какой темой  познакомимся сегодня?

Назовите страницу учебника.

Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные слова:

1. Что такое ….

2. Какие ….

3. Как   люди  ….

4.Как   их…

5. Как нужно …

Люди какой профессии занимаются поиском полезных ископаемых? (Геологи)

Давайте покопаемся в учебнике и получим полезную информацию  о полезных ископаемых. Для этого поработаем в парах.

Прочитайте первый абзац на стр. 16.

Найдите ответы на вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. На какие группы разделили?

3. Заполните таблицу «Группы полезных ископаемых»

 (Соедините полезные ископаемые с их группой)

(Проверка выполнения задания.)

Какие твердые полезные ископаемые вы можете назвать?

Какие жидкие  полезные ископаемые вы можете назвать?

Какие газообразные полезные ископаемые вы можете назвать?

Человек все время занимается разведкой месторождений полезных ископаемых.

Предположите, что значит слово «месторождение»?

Посмотрите в словаре значение слова «месторождение».

Вы уже умеете работать с ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ. Знаете -многие условные обозначения. Полезные ископаемые также обозначены на карте. Посмотрите.

Каждое полезное ископаемое обозначено значком

Перечислите, какие полезные ископаемые есть на территории России?

Какие полезные ископаемые есть на территории Мордовии?

Учёные - геологи разделили полезные ископаемые группы еще и по другому принципу: горючие, рудные (металлические), строительные (нерудные).

Горючие

Рудные

Строительные

Предположите, почему эту группы так назвали, какие полезные ископаемые к ним отнесёте?

Давайте их рассмотрим подробнее.

В мире существует   множество полезных ископаемых.

А сегодня  мы поговорим лишь о некоторых из них.

Свой рассказ о полезных ископаемых будем строить по такому плану:

План.

1.      Внешний вид.

2.      Где добывают?

3.      Как добывают?

4.      Применение.

ГОРЮЧИЕ полезные ископаемые :

Какие ГОРЮЧИЕ полезные ископаемые вы знаете?

Основным топливом для заводов, фабрик, жилых домов являются каменный уголь, торф, природный газ.

Рассмотрите  КАМЕННЫЙ УГОЛЬ. Какой он?

Положим кусочек каменного угля  и ударим по нему молоточком.

Бросим кусочек в воду.

Основное свойство-горючесть. Его используют для выплавки металлов и железных руд.

Рассмотрите карту полезных ископаемых. Найдите основные месторождения каменного угля.

Посмотрите видеоматериал, где узнаете, как добывают каменный уголь.

Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение все машины?

Бензин, керосин, дизельное топливо-это продукты переработки НЕФТИ

Посмотрите на физическую карту и найдите условные знаки в виде вышек-это местонахождения нефти.

Какое главное свойство нефти?

Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть дает больше тепла, чем каменный уголь.

Посмотрите  видеоматериал, где узнаете, как добывают нефть.

Загадка: 

На кухне у  мамы  помощник отличный,

Он синим цветком  расцветает от спички.

О каком синем цветке идет речь в этой загадке? 

Какое топливо мы используем сейчас в наших домах?

Какое топливо мы используем сейчас в наших домах?

Почему мы его не будем рассматривать на уроке?

А можем ли дома ощутить присутствие газа?

Чем опасно присутствие газа в комнате?

Как отмечается на карте?

Найдите месторождения природного газа?

Посмотрите  видеоматериал, где узнаете, как добывают природный газ.

Загадка: Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Рассмотрите торф . Какой он?

Положим кусочек торфа 

Попробуйте разломать руками?

Бросим кусочек в воду.

Основное свойство-горючесть. Его использовали долгое время как топливо

Рассмотрите карту полезных ископаемых. Найдите основные месторождения торфа.

Посмотрите  видеоматериал, где узнаете, как добывают торф.

С давних пор человек ищет месторождения руд,содержащих различные металлы.

Люди впервые овладели железом за 4-5 тысячелетий до н.э.

На поверхности земли им попадались ЖЕЛЕЗНЫЕ МЕТЕОРИТЫ, из которых люди делали украшения, орудия труда и охоты.

Их и сейчас находят при археологических раскопках на всех континентах.

Самый древний предмет из железа-бусы из полых трубочек, найденные при рас­копках египетских захоронений.

Древние индийские металлурги получили чистое железо, растирая руду в поро­шок.

В мире разведано около 800 млрд тонн железных руд- этих запасов хватит человечеству примерно на 400 лет. 

Из чего сделаны ножницы, ножи, вагоны, тракторы?

(Сообщение учащегося)

«Из руды чёрных металлов выплавляют железо. Оно входит в состав стали и чугуна.

Руды чёрных металлов: 

1. магнитный  железняк – притягивает магнит;

2. бурый железняк;

3. красный железняк.

Все эти руды называют железной рудой. 

Железную руду добывают: 

1. открытым способом -  карьер   

2. закрытым способом – шахта  

Руда очень твёрдая. Поэтому её сначала взрывают, потом загружают в вагоны.  На металлургических заводах в доменных печах из неё сначала выплавляют чугун. А из него выплавляют сталь. 

Чугун и сталь – это сплавы железа. В чистом виде железо не используется, так как быстро покрывается ржавчиной. По запасам руды Казахстан занимает одно из ведущих мест. 

Более 85 % всех запасов железной руды Казахстана находится в Костанайской области»

Из РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ получают медь, свинец, цинк, алюминий. серебро, золото и другие металлы.

В Казахстан богат медной рудой: крупнейшие месторождения меди – Жесказган и Конырат в Сарыарке. Медную руду называют медным  колчеданом. Она золотистого цвета.

Медь

1. Мягкий металл красного цвета.

2. Легко обрабатывается и сплавляется с другими металлами. Она хорошо проводит электрический ток.

3. Широко используют в электротехнике: телефонная и телеграфная связь.

Латунь – сплав меди и цинка.

1. Желтоватый цвет.

2. Прочная, твёрдая, не ржавеет.

3. Из неё изготавливают проволоку, гильзы, художественные изделия, радиаторные трубы. корпуса часов, нагрудные знаки отличия.

Бронза – сплав меди с оловом. алюминием и никелем. 

1. Ею пользовались в древности для изготовления оружия, инструментов.

Этот период в истории человечества называют бронзовым веком.

2. Сейчас из бронзы изготавливают детали машин, самолётов и ракет.

Алюминий

1. Лёгкий металл серебристо-белого цвета.

2. Легко гнётся. не ржавеет, хорошо проводит электрический ток.

3. Изготавливают посуду, но особенно ценны сплавы алюминия с другими

металлами – они прочны и легки, применяются в самолётостроении и

ракетостроении, строительстве, электротехнике. пищевой

промышленности.

Свинец. 

1. Серовато-белый металл.

2. Он тяжёлый , ковкий, задерживает радиоактивные и рентгеновские лучи.

3. Использовали ещё в древности: статуи, домашняя утварь, дробь и пули.

Сейчас: оболочки для кабелей и аккумуляторов, ёмкости для хранения радиоактивных отходов.

Цинк. 

1. Голубовато-серый металл

2. Устойчив к воздействию воздуха и влаги.

3. Покрывают железо: вёдра, ванны и т.д.

Свинец и цинк получают из полиметаллических руд. 

Полиметаллические руды содержат: медь, золото, серебро и другие металлы.

В Казахстане полиметаллические руды находятся на Алтае. 

Чтобы получить сталь, в железо добавляют другие ме­таллы. Получается сплав.

Что такое сплав? 

Почему изделия изготавливают не из чистых метал­лов? 

Какие драгоценные металлы привлекают ювелиров? 

Существуют СТРОИТЕЛЬНЫЕ полезные ископаемые. Ка­кие? Расскажите о них. 

Мы хорошо отличаем почву песочную —легкую, сухую, сыпучую - от глинистой - вязкой, насыщенной водой после дождя, и твердой, окаменевшей в сухую
погоду. 

Как приятно лежать на горячем песке на пляже, на бере­гу реки или моря. И как тяжело идти в дождь по глине, в которой вязнут ноги. 

Сколько песка на Земле? 

Представьте песчаные земли на десятки и сотни километров. В пустынях Средней Азии и Казахстана пескизанимают не менее миллиона квадратных километров. 

Рассмотрите песок. Какого он цвета?

Из чего он состоит? 

Как образовался песок? 

Больше всего в песке кварца. Благодаря его присутствию песок незаменим в стекольном производстве.
Кирпич делают с использованием песка. 

Глина - тоже очень широко применяемый строитель­ный материал. Кирпичи делают из глины. А кроме того, из разных сортов глины получают фарфор и фаянс. 

Как образуется глина? 

Мрамор — разновидность известняка. 

Какой он по составу? 

Давайте расколем мрамор. Мрамор бывает различной окраски. Он хорошо полируется. — Где вы видели мрамор? 

Какие строительные полезные ископаемые вы знаете?

Особенно ценится гранит. Он твердый и прочный. 

Из него делают опоры мостов, фундаменты высотных зданий. Им украшают полы и лестницы дворцов и музеев. 

Проводит динамическую минуту.

Перед тем, как продолжить работу, давайте отдохнём

Скажите, а люди какой профессии занимаются разведкой и открытием полезных ископаемых? (Геологи)

Давайте и мы представим себя геологами

Встаньте из-за парт.

Дружно повторяем слова и выполняем движения.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.

Делит школьников на три группы.

Каждая группа читает свою часть одного и того же па­раграфа учебника:

1-я группа-об использовании песка  (ч. 2, с. 19);

2-я группа - использование глины (ч. 2,с. 19-20);

3-я группа - использование гранита (ч. 2, с. 21). 

Далее представитель каждой из групп рассказывает свою часть текста параграфа.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточня­ет и расширяет знания обучающихся.

Рассмотрите рисунки в учебнике (ч. 2. с. 17-18),

Расскажите, какие искусственные материалы люди научились изготавливать из каменного угля, нефти и железной руды. 

Рассмотрите физическую карту России (полезных ис­копаемых).

Назовите полезные ископаемые, которые есть на территории России.

Что вы знаете о полезных ископаемых  Мордовии? (презентация)

Организует работу в тетради № 2 (задание 5, с. 5).

Допишите полезные ископаемые, которые еще есть на территории России. 

На какие группы можно разделить полезные ископае­мые? (Жидкие, твердые и газообразные.) 

Назовите полезные ископаемые каждой группы.

Игра «Верю – не верю» ( если осталось время)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю»(верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)

* Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

* Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

* Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

* Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

* Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

* Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Мордовии?

* Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

* Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

* Верите ли вы, что в Республике Мордовия есть месторождения различных полезных ископаемых? 

Закрепление и обобщение 

Человек получил в дар подземные богатства:

 из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом,  подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?

Из моего сундука я  вытащивала полезные ископаемые. Посмотрим, что теперь в нем лежит? Пусто … Запасы закончились.

А на нашей планете  может такое произойти или нет?

Представим на миг, что запасы полезных ископаемых на Земле иссякли … Что произойдёт?

Как сохранить полезные ископаемые для потомства.

Об этом более подробно поговорим на следующем уроке.

Самооценка.

«Я ничего непонял(а). Было трудно.- выберите красный «самоцвет»

«Я все понял, но было трудно»- выберите желтый самоцвет»

«Я все понял. Было легко»- выберите зеленый самоцвет

Д/з

Сообщают о готовности к уроку

Отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отвечают на вопросы учителя. 

1. Что такое «Полезные ископаемые»?

2. Какие полезные  ископаемые бывают?

3. Как люди  используют   полезные  ископаемые?

4. Как  их  добывают?

5. Как нужно относиться к полезным   ископаемым?

Геологи

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалам учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат пары.

«Группы полезных ископаемых»

торф

Газообразные       нефть

каменный уголь

Жидкие

песок

минеральная вода

Твёрдые               природный газ

гранит

Находят в словаре значение слова. месторождение

каменный уголь, торф, природный газ

Каменный уголь рассыпался, хрупкий.

Каменный уголь тонет в воде.

Нефть горит.

Темно-коричневого цвета.

Хрупкий.

Сплав - вещество, полученное при плавлении двух и бо­лее металлов. 

-Одним изделиям необходимы пластичность, гибкость: дру­гим — прочность, твердость', третьим —легкость и блеск.

Серебро, золото, платина.

Строительные полезные ископаемые: песок и глина,
мрамор и гранит.

Песка очень много

Песок бывает черным, зеленоватым, красноватым, хотя желтым и белым ветре чается чаще всего. 

-Песок состоит из минеральных частиц размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. - Песок — продукт разрушения твердых вулканических, изверженных и осадочных пород под действием солнца, воды, ветра.

Глина образуется в результате выветривания различ­ных горных пород. 

Мрамор - твердый и плотный камень. Мрамор состоит из отдельных блестящих зернышек. 

Делятся на три группы. 

Работа в парах. Читают абзац параграфа о мраморе, рас­сматривают фотографию мраморной скульптуры и выделенные фрагменты. Один обучающийся находит фрагменты на фотографии и показывает соседу по парте. Сосед рассказывает о разнообразной окраске горной породы, из которой сделана эта скульптура.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения.

Уточняют и расширяют свои знания       

по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку            в соответствии

зрения. 

 

 -На территории  Мордовии  нет крупных месторождений  полезных   ископаемых, за исключением строительных материалов.

Тем не менее, она выделяется их разнообразием.

Дети выбирают нужный «самоцвет и закрепляют на доске»

Полная готовность класса к работе

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Планировать решение учебной задачи; выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирать дей­ствия в соот­ветствии с по­ставленной задачей, оце­нивать уро­вень владения тем или иным учебным дей­ствием, уметь вносить необ­ходимые кор­ректировки в действие после завер­шения на ос­нове оценки и учёта харак­тера сделан­ных ошибок. Осуществлять контроль по результату.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. 

Осуществлятьвзаимный контроль,планировать способы взаимодействия.

. . . . .