Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация самостоятельной работы на уроках физики и математики

Дата публикации: 2023-10-18 21:37:53
Статью разместил(а):
Шаповалов Владимир Иванович

Организация самостоятельной работы на уроках физики и математики

Автор: Шаповалов Владимир Иванович

МКОУ "Бычковская СОШ"

 

Статья может быть использована при подготовке выступления на педсовете, а также на заседании методических объединений.

Особенности нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах. Необходимо быть в наше время грамотными, чтобы выжить в требовательном обществе, и следовательно образованными. Чем выше уровень образованности, тем выше профессионализм.

Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Мы готовим учеников к испытаниям в нашем современном мире. Важно, чтобы ученики не испытывали страха перед современной жизнью. Поэтому на уроках, внеклассных мероприятиях постоянно ученикам надо предлагать различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей.

Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа - важнейшее условие формирования личности, ее творческих возможностей. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов, сомнений и переживаний. Самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В процессе обучения математике и физике задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, а также развить самостоятельность и активность мышления учащихся.

При этом самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:     

- формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций;

- развитие и тренинг мышления;

- поддержание интереса к деятельности учащихся;

- развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная  активность, упорство в достижении цели, самостоятельность;

- регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

Активная учебно-познавательная деятельность предполагает практические действия учащихся. Знания не могут быть переданы в готовом виде, они усваиваются осмысленно в процессе определенных действий, при этом важно, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли эти действия. Причем учитель должен умело организовать самостоятельный поиск, самостоятельную работу учащихся, в нужных случаях создать проблемную ситуацию.

Творческий подход к работе, потребность в самостоятельности, умения и навыки самостоятельной работы не приходят сами собой, они формируются, воспитываются в ходе всего процесса обучения, причем степень самостоятельности выполнения работ учащимися должна возрастать от класса к классу.

Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроке математики и физики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.

Самостоятельная работа – это метод, который помогает учителю для выяснения способностей учащихся.

Самостоятельная работа может быть:

- обучающей;

- тренировочной;

- закрепляющей;

- повторительной;

- развивающей;

- творческой;

- контрольной.

Главная цель организации самостоятельной работы – учить учащихся самостоятельно приобретать знания. Одним из важных и распространенных видов является работа над книгой-учебником. Наибольшее распространение получили такие приемы:

- чтение текста вслух;

- чтение текста про себя;

- воспроизведение содержания прочитанного вслух;

- обсуждение прочитанного материала;

- самостоятельное составление плана прочитанного;

- работа с оглавлением и предметным указателем;

- работа с рисунками и иллюстрациями;

- работа над понятиями и терминами.

Если ученик научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получит после объяснения учителя. Самостоятельно изученный на уроке материал должен быть закреплен здесь же.

Любая самостоятельная работа учащихся с учебником должна осуществляться под руководством учителя. При этом он не должен самоустраняться или проявлять излишнюю активность, постоянно дополнять свои инструкции, мешая тем самым учащимся сосредоточиться. Наблюдая за работой всей группы учеников, в то же время важно давать индивидуальные указания, уделять больше внимания нуждающимся в помощи. После выполнения самостоятельной работы преподавателю следует совместно с учениками проанализировать ее, отметить недостатки, дать указания о том, как их устранить, привести примеры хороших работ.

При выведении оценки нужно учитывать не только результаты работы, но и наблюдения за учащимися в ходе ее выполнения. Навыки вдумчивого и целенаправленного чтения, самостоятельной работы с книгой вырабатываются в результате многократных упражнений, поэтому нельзя ограничиваться проведением такой работы на 1-5 занятиях. Вопросы формирования умений и навыков самостоятельной работы с книгой следует включать в перспективно-тематический план всего курса.

Работа с учебником должна проводиться на всех этапах учебного процесса (при изучении нового учебного материала, закрепления и углублении знаний учащихся, повторении и обобщении изученного материала). При овладении новым материалом можно рекомендовать самостоятельное изучение  отдельных вопросов программы, составление планов текстов и доказательства теорем, выписыванием примеров, цитат, чтение дополнительной литературы, написание докладов, сообщений, рефератов по отдельным вопросам данной темы и т.д.

Нужно шире использовать учебник для углубления и закрепления знаний учащихся на уроке (составление простых и развернутых планов по материалам данного урока или данного и предыдущего уроков, чтение параграфа после объяснения преподавателя и подготовка ответов на вопросы, выполнения упражнений по учебнику, работе со справочной литературой и др.). При обобщении и повторении учебного материала учащимся предлагаются следующие задания: самостоятельное повторение важнейших вопросов темы, составление диаграмм, таблиц, схем, обобщающих пройденный материал, подготовка рефератов и докладов и т.д. Перед тем как предложить учащимся самостоятельную работу с учебником, необходимо обучить их основным приемам такой работы. Любая систематическая умственная работа предполагает наличие умений правильно читать и понимать прочитанное.

Важно уметь при самостоятельной работе пользоваться дополнительной и справочной литературой. Написание докладов и рефератов – высшая ступень самостоятельной работы с книгой, так как она связана с чтением нескольких литературных источников. В процессе подготовки учащиеся используют учебник, научно-популярную литературу, журналы.

Не менее распространенным видом самостоятельных работ на уроке – это выполнение письменных самостоятельных работ.

Можно выделить следующие виды самостоятельных работ:

- работы, организуемые с целью изучения нового материала;

- работы, направленные на повторение, закрепление знаний;

- работы, организуемые с целью применения знаний и формирование умений;

- обобщающие самостоятельные работы;

- проверочные самостоятельные работы.

Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как ученики справляются с домашней работой, то она дается в начале урока. В начале урока проводятся непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 минут, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочее настроение. Надо предложить учащимся задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома. Учитель увидит,  кто из ребят выполнял задание самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Причем учитель выясняет готовность класса к усвоению нового материала. Такого рода самостоятельные работы носят проверочный характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала.

Учитель должен определить место самостоятельной работы на уроке, также рассчитать время, необходимое для ее выполнения. Завышение объема работы вызывает у учеников состояние тревожности, быстроты выполнения, неудовлетворенность качеством выполнения заданий.

Если самостоятельная проводиться с целью проверки усвоения нового материала, то она дается на этапе закрепления. Результативность самостоятельной работы на уроке математики и физики зависит от умелой постановки цели. Даже самая небольшая и несложная самостоятельная работа, планируемая на уроке должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную цель.

В структуре проверки знаний на уроках математики тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, обобщающими, итоговыми. Так же в зависимости от используемого вида теста варьируются и временные рамки, но все же оптимальным временем для работы с тестом является 10-15 минут. Среди всего многообразия тестов можно выделить следующие:

- задания закрытого типа с выбором ответа;

- задания на установление соответствия;

- задания на установление логической последовательности;

- задания открытого типа;

- задания свободной формы;

- комбинированные задания.

Для большей эффективности самостоятельной работы надо применять тесты или карточки. Очень важно, чтобы тесты имели разноуровневый характер, т.е. список заданий делился на обязательный и необязательный уровень. Тесты дают большую экономию времени. Однако практика показала, что с помощью тестов и конструктивных заданий нельзя проводить работу по развитию устной и письменной речи, формированию умений связно, в логической последовательности излагать свои мысли, т.к. эти задания выявляют главным образом результаты, а не ход работы. Поэтому, тесты и конструктивные задания учитель должен сочетать с традиционными заданиями.

На уроках должна быть видна картина подготовленности группы и осуществлялась обратная связь (ученик – учитель). Для этого применяют математические диктанты, работу в тетрадях  с печатной основой.

Одним из важных видов самостоятельной работы является выполнение домашних заданий. Непосредственно при задании на дом необходим четкий инструктаж по выполнению домашней работы.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

- одна на весь класс;

- индивидуальная;

- дифференцированная;

- групповая;

- творческая;

- составление домашней работы для соседа по парте;

- составление слайдов.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности  в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.

Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закрепление. Но в отличии от работы в классе она носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. При этом каждый ученик может выполнять задание  в привычном для себя темпе не оглядываясь сколько времени он затрачивает на выполнение, пользуется более подходящими способами. Домашняя учебная работа важна для формирования у учащихся навыков самообразования и воспитания ответственности за результат своей работы.

Индивидуальную учебную домашнюю работу задают отдельным ученикам класса. В данном случае легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такую работу ученики выполняют по карточкам или с использованием тетрадей на печатной основе, подготовку рефератов, докладов, моделей геометрических фигур, таблиц, чертежей и т.д. Задания одинаковые для всех по содержанию, но различны по способам выполнения. Например: «Надо вырезать из бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см², но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ученик индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, а другие больше. При этом деятельность учеников носит поисковый, творческий характер. Эти задания включают несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.     

Проблемы организации домашней работы связаны с преодолением присущих ей типичных недостатков: перегрузок, невыполнения домашних заданий, однообразия видов деятельности. По объему задания на дом не должны превышать допустимых перегрузок, определенных уставом общеобразовательного учреждения, согласованных с органами здравоохранения. 

Дифференцированный подход - при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроке - один из возможных путей устранения перегрузки.

Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня знаний и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно.

Цель обучающей самостоятельной работы – развитие интереса к изучаемому материалу; не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке.

К обучающим работам можно отнести составление примеров на изучаемые свойства, правила. Самостоятельно составляя примеры на изученные правила и свойства, учащиеся осмысленно их запоминают, учатся применять, с интересом воспринимают изучаемый материал, так как они сами участвуют в его объяснении.

К тренировочным работам относятся задания на распознание различных объектов и их свойств. Например: какая из изображенных прямых является координатной прямой или какие из изображенных графиков являются графиками квадратичной функции? В тренировочных заданиях требуется воспроизвести или применить теоремы, определения, свойства каких-либо математических объектов. При выполнении данных работ можно учащимся помогать. К таким работам можно отнести выполнение заданий на карточках разного уровня, а также математические диктанты и работа в тетрадях с печатной основой.

Закрепляющие самостоятельные работы – это работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных теорем и правил. Они показывают, насколько прочно, усвоен учебный материал. Данные задания учитель может брать из дидактического материала или составлять сам.

Повторительные работы проводятся перед изучением новой темы, чтобы выяснить подготовлены ли учащиеся, какие пробелы в знаниях, и тут же их устранить.

Самостоятельные работы развивающего характера могут быть домашние задания – это составление докладов, подготовка к олимпиадам, самостоятельные работы, требующие умение решать исследовательские задачи.

Творческие самостоятельные работы – это задания на поиск второго, третьего способа решения задач.

Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.

Темп работы на уроке должен быть оптимальным, чтобы все ученики успевали выполнить работу самостоятельно. Но нужно помнить, что частое применение  самостоятельной работы в учебном процессе также вредно.

При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ  ускоряются темпы формирования у детей умений и навыков практического  характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. Постепенно у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. Во всем  многообразии ее видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности, как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.

  

Список литературы:

1. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. М: «Просвещение», 1989.

2. Леонтьева М.Р., Суворова С.Б. Упражнения в обучении алгебре. – М: «Просвещение»,1985.

3. Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М: «Просвещение», 1985.

4. Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. М: «Центр «Педагогический поиск»». 2001.

 

. . . . .