Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок-мастерская творческого письма "Встреча с поэзией Фета"

Дата публикации: 2023-10-18 21:41:15
Статью разместил(а):
Шкарбутко Людмила Николаевна

Урок-мастерская творческого письма "Встреча с поэзией Фета"

Автор: Шкарбутко Людмила Николаевна

МОУ «СОШ № 4», г. Коряжма

 

Традиционный урок представляет собой процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику. Пассивная позиция обучающегося не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им как своим приобретением. Последствиями такого обучения становятся страх, скованность детей перед ответом, неумение высказать свою точку зрения. На наш взгляд, частично решить эти проблемы позволяет педагогическая мастерская. Здесь представлена одна из многих мастерских, которые проводит учитель. В своей практике он использует теоретические положения Окунева А.А., Беловой Н.И., Ермолаевой М.Г., Беловой О.Д., Соколовой Э.С.  

Аудитория: 10 класс.

Цель: пережить мысли и чувства, вызванные содержанием стихов Фета, учить анализировать поэтический текст, создавать собственный текст.

Ход мастерской

Индуктор.

1. Звучит романс на стихи Фета: «Я тебе ничего не скажу …».  3 мин.

Отобразите, нарисуйте свое настроение, вызванное этими стихами.  3 мин.

2. Сам поэт о поэзии сказал так: «Лирическое стихотворение подобно розовому шипку: чем туже свернуто, тем больше носит в себе красоты и аромата».

Выберите и запишите в строчку ключевые слова этого высказывания

стихотворение   розовый   шипок   красота    3 мин.

3. Подберите к этим словам ассоциативный ряд.   5 мин.

4. Допишите высказывание: «Поэзия – это …»    3 мин.

5. Социализация. Чтение в группах.   3 мин.

6. Читаем стихотворение «Шепот, робкое дыханье», 1850г.   3 мин.

7. Составьте по 2 вопроса к стихотворению. В парах задайте друг другу? От группы выберите один   вопрос, задайте его другой группе.   5 мин.

8. Определите особенности мелодики, ритма, рифмы.    3 мин.

9. Назовите и запишите чувства лирического героя. Обведите слово, которое будет здесь доминирующим.  2 мин. (Волнение, радость, восхищение, ликование, страх, любовь) 

10. Попробуем найти в тексте слова, называющие это чувство. Прямо не сказано, только намеки. Для героя любовь – высокое духовное чувство, вершина всего.

11. Миниатюра. Смысл концовки стихотворения: «И заря, заря!».    5 мин.

Работа с материалом «Учись у них – у дуба, у березы»,1883 г.

1. Прочитаем стихотворение про себя, вслух.  3 мин.

2. Найдем отличие в построении данного стихотворения от 1-го. – Да, это глаголы. Выпишите глаголы в той грамматической форме, в которой они употреблены: учись, застыли, треснула, рвёт, хватает, стоят, молчат, молчи, промчится, переболит.  3 мин.

3. К кому они обращены? – Ко мне, к душе человека.

4. Сгруппируйте слова стихотворения по темам:   3 мин.

дуб, береза, зима,                   учись, слёзы, сердце

кора, метель, листы,               ты, жизнь, откровения, душа

холод, весна, ясные дни        (внутренний мир человека)

(природа)

5. Выпишите строчки, которые вас «зацепили».  2 мин.

6. Прочитайте карточки-помощники. Выпишите в тетрадь высказывания о поэте, которые привлекли ваше внимание.  5 мин.

7. Пользуясь записями в тетради, скажите свое слово о поэте, встреча с которым состоялась в нашей мастерской.

8. Творческая работа на одну из тем:   10 мин.

a) Слово о поэте Фете.

b) Мир поэзии Фета.

c) Встреча с Фетом.

9. Афиширование работ.   10 мин.

10. Рефлексия.   3 мин.

 

Приложение 1.

Карточка – помощник 1.

П.И. Чайковский писал : «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область… это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».

Дружинин А.В.: «Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них ест нечто обаятельное, звучащее как струны, волнующее сердце, как изящная музыкальная симфония».

Карточка – помощник 2. Любовь и поэзия.

«Ничто не сближает так, как искусство, вообще – поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия. Люди становятся чутки и понимают то, для полного объяснения чего никаких слов не нужно,»-писал Фет. Во время военной службы А.Фет познакомился с Марией Лазич, ей было 24 года, ему – 28. Фет увидел в Марии не только привлекательную девушку, но и на редкость культурного человека, музыкально и литературно образованного. Мария была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала её.

Жизнь Марии Лазич закончилась трагически: она сгорела. После трагической её кончины к Фету приходит осознание любви. Теперь он всю жизнь будет вспоминать и петь об этой любви – высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Карточка – помощник 3. Своеобразие стихов Фета.

«В лучших своих стихотворениях Фет тонко и чутко передаёт в синтаксических построениях те интонации, которые отражают эмоциональный строй произведения. «Музыкальность» создаётся всем строем стихотворений – интонацией, ритмом, звуковыми повторами. В его поэтической манере, на первый взгляд небрежной, привлекает свежесть, особая живость и неподдельность выражения. Благодаря неопределённости, широте и некоторой зыбкости своего значения слова вызывают самые разнообразные ассоциации…». Маймин Е.А.

 

Литература:

1. Галицких Е.О. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод. пособие. СПб.: «Паритет», 2003.- 160 с.

2. Дорога к согласию. / Под. ред. Н.И.Беловой / СПб: Издательство «Корифей», 1999- 224 с.

3. Еремина Т.Я. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. СПб.: Издательство «Корифей», 2000.- 220 с.

4. Окунев А.А. Как учить не уча или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. - СПб.: СПГУПМ, - 1996. - 445с. 

5. Палитра мастерской. Материалы научно-практических семинаров. Сборник № 6. СПб. 2000 г. 

6. Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. Метод. пособие. СПб.: «Паритет»,2003. 192 с.

 

. . . . .