Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мастерская как форма организации учебной деятельности при изучении литературы

Дата публикации: 2023-10-19 18:56:31
Статью разместил(а):
Шкарбутко Людмила Николаевна

Мастерская как форма организации учебной деятельности при изучении литературы

Автор: Шкарбутко Людмила Николаевна

МОУ «СОШ № 4», г. Коряжма

 

Аннотация: В данной работе приведено теоретическое обоснование педагогической технологии мастерских, также рассматриваются алгоритм, содержание и принципы отбора заданий. Мастерская как форма организации учебной деятельности используется при изучении как прозаических произведений, так и поэзии. В приложениях представлены две разработки   уроков литературы в форме мастерской.

Ключевые слова: технология мастерских, работа с текстом.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Список ИПМ:

ИПМ - 1 Теоретическая интерпретация опыта.

ИПМ - 2 Педагогическая мастерская.

ИПМ - 3 Алгоритм процесса в мастерской.

ИПМ - 4 Содержание и принципы подбора заданий.

ИПМ - 5 Процесс взаимодействия учителя и учащихся.

ИПМ - 6 Диалоговое взаимодействие в мастерской.

ИПМ - 7 Диагностика «Фиксация положительной динамики по освоению навыков работы в диалоге».

ИПМ - 1 Теоретическая интерпретация опыта.

Традиционный урок представляет собой процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику. Пассивная позиция обучающегося не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им как своим приобретением. Последствия такого обучения:

•      Страх, скованность детей перед ответом;

•      стандартность мышления, слепое следование образцам;

•      конформизм, отсутствие инициативы;

•      неумение детей высказать свою точку зрения;

•      безграмотность речевого развития.

На ваш взгляд, частично решить эти проблемы позволяет новая форма обучения - педагогическая мастерская, мастерская - это занятие, на котором учитель через систему заданий организует исследовательскую работу детей и в результате каждый сам строит свой путь познания. Получение знаний в мастерской происходит в процессе развития себя, своего отношения к себе и к другим. Знания добываются в процессе выполнения творческих заданий, которые предлагаются решить индивидуально в коллективе. Роль опыта автора заключается во внедрении педагогических мастерских в активную практику.

Цель: создание условий для формирования собственной позиции, развития речевой культуры.

Опыт проведения мастерских применим, наряду с традиционными формами, при обучении учащихся любых классов в условиях общеобразовательной школы. Начинающему мастеру необходимо познакомиться с теорией проведения мастерских, а также обязателен личный опыт участия, или «проживания» в них. Специальных учебников, методических рекомендаций по новой форме обучения нет. Педагог может использовать готовые мастерские в своей практике, а также создавать свои проекты.

Трудности, которые возникают в работе с мастерскими:

•      создание достаточного количества раздаточного материала для обеспечения разных форм работы;

•      подбор материалов, способных активизировать эмоциональную память учащихся, актуализировать их личный опыт;

•      смена привычных профессиональных установок учителя;

•      необходимость пребывания в условиях импровизации, непредсказуемости;

•      создание мастерской в рамках одного академического часа.

Мастерская. в соответствии с требованиями современной дидактики, реализует такие подходы к обучению: личностный, деятельный, творческий, целостный, отвечает гуманистическим установкам современной школы.

Педагогические мастерские - это новая форма обучения, которую поначалу называли французской. Французская Группа Нового Образования (ЖФЕН), возникшая в 20-х годах прошлого века, представила новый взгляд на образование. Основные идеи ЖФЕН выражаются в следующих положениях:

1. Каждый ребенок обладает способностями.

2. Личность сама способна строить свои знания, активно и творчески пользоваться им в жизни.

3. Гражданин понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально ­ответственная, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающего мира». И в современной дидактике принцип воспитывающего и развивающего обучения является главным, а одна из задач - развитие всех сфер личности. развитие ребенка стимулирует эмоциональная стабильность его жизни, которая создается доброжелательным отношением, умением прощать, признанием прав: на ошибку. на тайну, на самовыражение.  Мастерская как форма обучения по-новому организует жизнедеятельность ученика, направленную на самореализацию, развитие инициативы, сотрудничество с учителем и другими учениками.

Авторская разработка основывается на теоретических положениях Окунева А.А., Беловой Н.И., Ермолаевой М.Г., Беловой О.Д., Соколовой Э.С.

Новизна опыта - активное использование существующих и создание новых мастерских по литературе.

Педагогическое кредо: «Каждый ребенок по-своему талантлив и неповторим. Как развиться этому таланту в школе? Безусловно, школьники могут проявить свои способности, и лучший способ сделать это - урок литературы».

Мастерская реализует следующие принципы:

1. Равенства и способности всех.

2. Поиска, т.е. важности не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.

3. Целостности, т.е. взаимодействие с учащимися как с целостным человеком, учет всего многообразия его проявлений в этом мире.

4. Бытийности.

5. Субъективности, т.е. опора на опыт учащихся, создание личностной мотивации.

6. Выбора (материала, вида деятельности).

7. Рефлексивности.

Мастерская не отрицает принципов традиционного образования, строится в соответствии с ними, дополняет их.

Результативность мастерской не столько в динамике познания учащимся окружающей действительности, сколько в динамике их самопознания. На сегодняшний день такая форма организации учебного процесса является лишь фрагментом, частью традиционно-классной системы.

Мастерская как форма обучения дает такие результаты:

•      вдумчивое чтение, погружение в текст, в каждое предложение, в слово;

•      возможность самовыражения;

•      способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной;

•      новый взгляд на известные ранее явления;

•      возможность выступать перед классом, вести публичную дискуссию;

•      ощущение процесса творчества.

Повышается уровень учебной мотивации, благодаря непременному присутствию в мастерской моментов выбора, социализации, рефлексии. Мастерской не заканчивается процесс построения знаний: ученики задают вопросы, проявляют интерес к жизни и другим произведениям писателя, испытывают потребность в новых знаниях. Мастерская предоставляет детям возможность самостоятельной работы с научной, справочной литературой. Речь учащихся, работающих в мастерской, становится эмоциональной, выразительной, логичной. правильной. Они активно высказывают свое мнение, свое отношение к изучаемому явлению. В сочинениях детей ясно выражена их гражданская позиция. Высокий уровень успеваемости и качества знаний прослеживается в итоговых работах по литературе и русскому языку. Школьники заявляют о себе во всех поэтических театральных конкурсах, выставках творческих работ любых жанров.

ИПМ - 2 Педагогическая мастерская.

1.      Алгоритм процесса мастерской.

2.      Содержание и принципы отбора заданий.

3.      Процесс взаимодействия учителя и учащихся.

4.      Диалоговое взаимодействие в мастерской.

ИПМ - 3 Алгоритм процесса мастерской.

Мастерская рассматривается как педагогическая технология, поскольку она представляет собой целенаправленную последовательность шагов, отражающую объективный и сбалансированный путь достижения конкретной педагогической цели. Эта последовательность отрефлексирована и переведена в письменный текст в виде алгоритма.

1. Введение в тему - «Индуктор» -начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, задание неожиданное для учеников, загадочное, обязательно личностное.

2. Работа с материалом:

а) «Деконструкция» и «реконструкция» материала, смешение явлений, событий, слов и создание своего мира текста.

б) «Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем какого-то промежуточного результата.

в)   «Разрыв» - проживание ощущений, кульминация творческого процесса. Разрыв как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. Здесь и проявляется информационный запрос. У каждого - свой. Нужны словари, справочники, учебники, компьютер.

3. Построение собственных знаний в мастерской. Творческая работа.

4. «Афиширование» -вывешивание своих работ.

5. Рефлексия - самоанализ, выход из мастерской, ответ на вопрос: «Что для вас состоялось? Что хочется предпринять после мастерской?».

Учащиеся приобретают опыт разных видов рефлексивной деятельности (интеллектуальной, личностной, коммуникативной).

ИПМ - 4 Содержание и принципы подбора знаний.

Мастерская - это цепь творческих заданий, которые предлагается решить сначала одному и от которых каждый не сможет уйти.

Подобрать задания в определенной логике - самый сложный момент в подготовке мастерской.

Принципы, лежащие в основе подбора заданий:

1. Постепенность (вхождение в проблему).

2. Непрерывность (нить рассуждений не должна рваться).

3. Преодоление пассивных трудностей.

4. Единство индивидуальной, парной, групповой работы, их разумного сочетания.

5. Незавершенность (проблема решена, но как бы в черновике).

6. Зеркальное отражение (рефлексия в заключение мастерской).

7. Замкнутость (круг участников не должен меняться до конца). Требования к содержанию мастерской:

•      неожиданность материала для данного предмета;

•      неадаптированность текстов (художественные и научные, газетные и журнальные статьи), разобраться с которыми учащимся предстоит самостоятельно в рамках групповой и индивидуальной работы;

•      избыточность материала (ощущение новых горизонтов, к которым предстоит идти);

•      предъявление любых фактов, событий как явлений жизни в их цельности, а не фрагментарно;

•      обращение к личному опыту учащихся, к их эмоциональной памяти;

•      активизация всех каналов восприятия, побуждения к работе не только логики, но и эмоций, интуиции участников.

ИПМ - 5 Процесс взаимодействия в мастерской.

Новизна мастерской проявляется в новом отношении педагога к образовательному процессу, им осуществляемом, в новом понимании его компонентов. Случайность, импровизация, непредсказуемость, спонтанность учебного процесса становится на мастерской ожидаемыми элементами, непременными условиями действия. Меняются значимые характеристики деятельности учителя, проявляется спрос на инициативу и творчество педагога. В рамках мастерской происходит смена ролевого репертуара учителя по сравнению с традиционным уроком.

На мастерской ученик становится скорее учащимися в результате актуализации многочисленных процессов само: -развития, -познания, -предъявления, -выражения, -коррекции, -оценки, -мотивации.

Мастерская подходит к обучению с гуманистических позиций: отношение к ученику как активному субъекту учения, создание условий для его творческой самореализации, учет его внутренних мотивов.

ИПМ - 6 Диалоговое взаимодействие в мастерской.

Одной из существенных характеристик мастерской как формы обучения является диалоговое взаимодействие. «Диалог - это процесс взаимодействия качественно различных позиций, выраженных в слове, предполагающих два различных взгляда на одну предметность» (Бахтин М.) Следует различать два варианта диалога: внутренний и внешний.

Во внутреннем диалоге разнообразие позиций и отношений представлено в одном человеке, в его сознании. Задания и действия для запуска внутреннего диалога:

•      предоставление учащимся возможности выбора;

•      выполнение действий, не сопровожденных четкой инструкцией;

•      разрешение проблемных ситуаций;

•      рефлексия.

Внешний диалог - это межличностный, межгрупповой и диалог разных культур. Приемы внешнего диалога:

•      обмен позициями, мнениями, идеями;

•      организация дискуссии;

•      использование вопросов на уточнение, пояснение. критику;

•      выход на обобщение, систематизацию;

•       индивидуальная, групповая. коллективная интерпретация фактов, явлений. Условия для возникновения и поддержания диалога:

•      наличие доброжелательной и открытой атмосферы на уроке;

•      готовность учащихся слушать и слышать иные позиции, точки зрения;

•      наличие достаточного объема информации по обсуждаемому вопросу;

•      возможность предъявить свою позицию на решаемую проблему.

ИПМ - 7 Диагностика «Фиксация положительной динамики по освоению навыков работы в диалоге» Андреева Ж.О., Николаева Т.А.

Виды искусств для ведения диалога

Умения

До участия в мастерских

Послелет участия в мастерских

1. Искусство владения словом.

Ясно и точно формулировать свою мысль

 

 

2. Искусство порождать, формулировать, задавать вопросы.

ставить вопросы по существу;

вопросы на понимание чужой точки зрения

 

 

3. Искусство слушать и слышать.

обладать терпением,               сдерживать себя,

выслушивать выступление других до конца;

понимать суть высказывания, уметь уловить детали, фиксировать чужую точку зрения.

 

 

4. Искусство аргументации.

выбирать                 доказательства,                 предлагать

контраргументы, делать следствия из своих утверждений, замечать противоречия в высказанных суждениях

 

 

5. Знание предмета диалога

информированность в области, по которой идет обмен мнениями

 

 

6. Искусство создания творческой атмосферы, владение невербальными средствами общения

способность переживать, понимать чувства другого;

проявлять согласие, несогласие в мягкой форме;

использовать жесты, мимику

 

 

7. Искусство компромисса

находить приемлемые варианты для разных сторон, гибкость в принятии решений

 

 

Библиография:

1. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд. Рос. Открытого ун-та, - 1995.

2. Бедная О.Д. Приглашение к сотрудничеству. - СПб.: СПГУПМ, - 1995.

3. Белова Н.И. Мастерская: приглашение к поиску / Н.И. Белова/ «на путях к новой школе» №1, - 1994.

4. Белова Н.И. «Я знания построю в мастерской» Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении биологии, - СПб.: СПГУПМ, - 1994.

5. Васильева Е.Ю. Педагогическая мастерская: опыт проектирования образовательной программы. - Архангельск: АО ИППК, 1999, - 55с.

6. «Дорога к согласию» /Под ред. Беловой Н.И./ - СПб.: Изд-во «Корифей», 1999, - 22с.

7. Ермолаева М.Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже. - СПб.: СПГУПМ, - 1998. - 170с.

8. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М: Просвещение, - 1994.

9. Мухина И.А. Педагогические мастерские: постановка проблемы. - СПб.: СПГУПМ, - 1995.

10. Нелькин А., Фураева Л. Шаг за шагом. Рабочие тетради по литературе - М.: Открытый мир, 1998.

 

. . . . .