Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Исследовательская работа "Роль музыки в жизни человека"

Дата публикации: 2023-10-21 20:07:49
Статью разместил(а):
Токарева Надежда Георгиевна

Исследовательская работа "Роль музыки в жизни человека"

Автор: Токарева Надежда Георгиевна

МКОУ "Новокриушанская СОШ им. П.И. Дейнекина"

 

В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.

Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. Она воздействует  на человека, меняя его настроение.

В начале своего исследования мне было интересно узнать — что дети знают о роли музыки в нашей жизни, для чего она нужна, какую музыку ребята слушают? Для этого я провела анкетирование, построила график количества ответов и проанализировала их правильность. Из графика видно, что девочки знают больше музыкальных инструментов и когда музыка необходима человеку. Мальчики лучше знают музыкальные направления и физиологические процессы от воздействия музыки.  (Приложение 1)

Исходя из этих данных, я определила цель проекта – определить роль музыки в жизни человека, выяснить, как именно влияют различные жанры музыки на душевное состояние людей, их здоровье.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

·       Собрать и проанализировать информацию по заданной теме.

·       Выделить основные жанры музыки и определить их особенности.

·       Проследить влияние разной музыки на настроение человека.

·       Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений.

·       Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

·       Установить связь между звуками и способностями личности.

Практическая значимость.

Музыка появилась очень давно, ещё в доисторические времена. Древние люди верили, что музыка не только влияет на погоду и способствует хорошему урожаю, но и способна лечить. В сети интернет я нашла сведения на эту тему:

Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Известный хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа (звучит запись колокольного звона). В известном московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, шума дождя и особенно — пения птиц ( звучит запись пения птиц). Здесь было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние при помощи звуков, человек может изменить уровень сахара в крови.

Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней. Так, например, кларнет — улучшает работу кровеносных сосудов (звучание инструмента), флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи (звучание инструмента), а труба эффективна при радикулитах и невритах (звучание инструмента).

И конечно же пение, которое тоже благотворно влияет на человеческие органы: головной мозг, глаза, уши, нос, горло, щитовидная железа, лёгкие, печень, сердце, желудок ,почки.

в Китае, Японии и в Индии можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки».

Совсем недавно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американских исследователей о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект (звучит произведение В.А. Моцарта). После прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

А почему человек слышит звук? Ответить на этот вопрос не смогли больше половины моих одноклассников. Почему один слышит лучше, а другой хуже? Почему у одного музыкальный слух, а у другого нет? Звук - это упругие волны или колебания молекул воздуха. Если человек плохо слышит – говорят, что ему наступил на ухо медведь. А ведь это не так. Человек слышит не ухом, а мозгом. Звуковая волна через ушную раковину приводит в колебания барабанную перепонку, которая через сложный механизм передаёт колебания нервным окончаниям, которые в свою очередь передают нервные сигналы непосредственно в мозг. Поэтому звук влияет на наше восприятие.

Посмотрите на эту страшную акулу. Волосы дыбом. А если добавлена тревожная музыка, то становится ещё страшнее. Из примера стало понятно, что звук меняет представление о том или ином предмете. И основную обработку звука производит мозг, а не ухо. Для человека ухо только передает информацию о звуке для мозга. Для того чтобы выяснить, как музыка влияет на организм, были проведены исследование. И  вот что выяснилось:

· Когда слушаешь музыку в стиле рэп, джаз повышается активность, улучшается настроение и эта музыка тебя бодрит.

· При прослушивании классической музыки повышается концентрация, уходит напряжение, а спокойная фоновая музыка усиливает состояние расслабленности.

· При прослушивании рок-музыки стимулируется активное движение, но при долгом прослушивании эта музыка вызывает диссонанс и вызывает агрессивность.

Американским учёным Дэвидом Элкарном было доказано, что звучание тяжёлого рока большой громкости способствует сворачиванию белка. Тяжёлый рок приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. А ведь анализ музыкальных предпочтений моих одноклассников показал, что тяжёлый рок слушают многие из них. (Приложение 2)

В настоящее время тяжёлая электронная музыка получила широкое развитие. Но известно, что организм человека не рассчитан жить в этих ритмах постоянно. За увлечение такой музыкой мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

В сети интернет я нашла интересные сведения об исследованиях, посвященных свойствам воды, озвученной музыкой. Эти исследования были проведены японским исследователем, доктором Масару Эмото, в ходе которых он замораживал капельку воды, а потом — при температуре - 5 градусов — рассматривал образовавшиеся кристаллы под микроскопом и фотографировал их встроенной в микроскоп фотокамерой. Подвергая воду различным воздействиям, он снова ее замораживал, фотографировал и сравнивал изменения. Наиболее рельефно эти изменения видны после того, как вода «прослушивает» музыку. Воду на 1 час помещали между двумя колонками и включали музыку. Самые красивые кристаллы образуются под воздействием классики и молитвы. И уж совсем безобразная «грязь» остается от музыки в стиле «тяжелого металла»

Так как человек на 70-80 % состоит из воды, каждому из нас необходимо задуматься, как влияет прослушиваемая им музыка на его организм.

В своей работе я хочу поделиться  очень интересными и необычными для меня открытиями – о связи музыки и математики. Математика и музыка – два совсем разных школьных предмета. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом. Первым исследователем музыки был, кто бы вы думали? Пифагор! Пифагор был не только математиком и философом, но и теоретиком музыки. Однажды, проходя мимо кузницы, Пифагор случайно услышал, как удары молотов создают вполне определенное созвучие, и после этого занялся экспериментами, пытаясь найти соотношения между высотой тона и числами. Следуя теории Пифагора, числа обладают абсолютной властью над всеми событиями, над всеми живыми существами, а значит, что числа правят музыкой.

Вот и я решила провести такое исследование и попробовать установить связь между числами и музыкой. Мною были исследованы даты рождения учащихся 9 класса. Как известно дата – набор цифр. Мы переложили даты на ноты. Если сыграть все ноты вместе, то у каждого из ребят получится аккорд.

Были аккорды звучащие гармонично и аккорды, звучащие безобразно и резко. На рисунке, где под аккордом стоит знак «-», аккорд звучал негармонично. А если мелодично, то знак «+».

После того, как были переложены даты рождения на аккорды, я попробовала  установить связь между звучанием даты рождения и способностями человека. Таким образом учащиеся моего класса, по звучанию разделились на две группы:

В первой группе, где аккорды звучали мелодично, оказалось большинство детей с творческими наклонностями, косвенно или напрямую связанными с музыкой.

Во второй группе, где аккорды звучали «резко», большинство детей занимаются различными видами спорта.

Заключение.

Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! А если вдруг заболеете, лечитесь музыкой!

 

Список литературы:

1. Наблюдения, эксперименты и открытия ученых в области музыкотерапии Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. «Музыка в истории культуры».

2. Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988.

3. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1996.

4. Кандыба В.М. Непознанное и невероятное: энциклопедия чудесного и непознанного.

5. Кукушкин А., Вода, как дискета, записывает нашу жизнь?

6. Макеева О.Н. Научно-исследовательская работа по теме: «Математическое представление музыки».

7. Холопов Ю.Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия

 

Приложение 1. Анкетирование.

1) Что такое музыка?

2) Для чего музыка нужна в жизни?

3) Почему человек слышит звук?

4) Как с возрастом меняется слух человека?

5) Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

6) Каких композиторов-классиков знаешь? Какие произведения музыкальной классики знаешь?

7) Как вы думаете, откуда возникла музыка?

8) Какие музыкальные направления ты знаешь?

9) Может ли музыка лечить, как?

10) Какие чувства может вызывать музыка?

 

. . . . .