Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Рабочая программа "Кружок "Экологическая тропа"

Дата публикации: 2023-10-22 01:24:46
Статью разместил(а):
Сараева Светлана Евгеньевна

Рабочая программа "Кружок "Экологическая тропа"

Автор: Сараева Светлана Евгеньевна

ГБОУ города Москвы "Школа № 727"

 

   

Полное наименование программы

 «Экологическая тропа»

Руководитель

Сараева Светлана Евгеньевна

Нормативная основа разработки программы 

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ Министерства образования и науки РФ от  9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196) 

Направленность

туристско-краеведческая

Статус программы

модифицированный

Цель реализации программы

формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

Возраст обучающихся

7-10 лет

Форма организации процесса обучения

Очная, групповая 

Режим занятий, продолжительность реализации программы

1 час в неделю

Используемые учебники и пособия

А.В. Абрамов Рассказы о Москве – М.,2003г.

М.Семёнова Мы – славяне – М.,1997г.

Пояснительная записка.

Краеведение - всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Краеведение связанно с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод краеведения — сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. Краеведение имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветительское значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью.

Удивительна природа Москвы. Поражает количество сохранившихся на территории города уникальных уголков природы. Одно из них - "Долина реки Сходни в Куркино". Так называется особо охраняемая территория, расположенная на живописном левобережье реки Сходни в районе Куркино на северо-западе столицы, имеющая статус ландшафтного заказника. Несмотря на соседство с мегаполисом, в долине реки Сходни сохранились ценные природные биотопы, представляющие собой уникальную мозаику суходольных и пойменных лугов, пойменных ольшаников и ивняков, небольших болот, а также смешанных лесов из березы, осины, ели, сосны и липы. Это позволяет существовать на сравнительно небольшой территории представителям лесной фауны, фауны открытых пространств и видов, связанных с прибрежными биотопами. Подобное разнообразие для Москвы уникально. На территории парка зарегистрировано 247 видов сосудистых растений, 2 вида амфибий, 2 вида рептилий, 77 видов птиц и 14 видов млекопитающих.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из  главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом». 

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время. 

Настоящий курс краеведения «История нашего края» предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Программа разработана на основе системных учебных курсов с экологической направленностью «Зелёный дом» под руководством А.А. Плешакова. Однако содержание курса краеведения качественно отличается от содержания предмета «Окружающий мир». Принципиальной особенностью краеведческого курса является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона проживания.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.

Содержание  программы ознакомительного уровня обучения:

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Предметные знания

Учебные действия

1

Моя маленькая родина

5

Приобретение знаний о микрорайоне, где находится школа. Познакомиться с традициями школы.

использование речевых средств для решения коммуникационных задач

выступать с сообщениями; иллюстрировать их наглядным материалом.

2

Наш город

5

Узнавать основные достопримечательности города. Знать символику города. Изучить ПДД.

получение информации из литературных источников

ориентироваться по карте

3

Район, где я живу

20

Познакомиться с историческим прошлым района. Различать растения и животные; относить их к определённым группам. Различать водоёмы на территории района. Знать полезные ископаемые местности.

понимание текстов, извлечение необходимой информации; установка причинно-следственных связей; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора.

4

Люди нашего края

7

Узнать людей, оставившие след в истории края. Познакомиться с ремёслами. Сознавать учащимися связи с традициями земляков.

Уметь использовать полученные знания для поиска дополни­тельной информа­ции о занятиях людей, их национальных костюмах.

5

Повторение изученного материала

2

Выявить положительное и отрицательное влия­ние деятельности человека на приро­ду. Закрепить правила поведе­ния в природе.

Устанавливать взаимосвязь человека с природой.

Создания индивидуальных проектов.

Содержание программы базового уровня обучения:

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Предметные знания

Учебные действия

1

Вводное занятие

Основы безопасности в природных условиях

14

Узнать как действовать в чрезвычайных ситуациях в лесу, на водоёмах.

понимать  и предотвращать возможные опасные ситуации в лесу, на водоёмах

2

История края

48

Познакомиться с историей московской области;

понимание текстов, извлечение необходимой информации; установка причинно-следственных связей; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

3

Фольклор

36

Узнать традиции народов нашего края; познакомиться с ремёслами, как природа влияла на развитие тех или иных ремёсел. Изучить историю костюма народов нашего края.

Уметь использовать полученные знания для поиска дополни­тельной информа­ции 

4

Станции экологической тропы

18

Различать растения и животные; относить их к определённым группам. Различать водоёмы на территории района.

Уметь использовать полученные знания для поиска дополни­тельной информа­ции

- формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора.

5

Повторение

1

Выявить положительное и отрицательное влия­ние деятельности человека на приро­ду. Закрепить правила поведе­ния в природе.

Устанавливать взаимосвязь человека с природой.

Создания индивидуальных проектов. 

Программа призвана дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом Сходненского края, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, ИКТ и печатными  периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Краеведческий курс рассчитан на преподавание в 1-4 классах начальной школы и предусматривает 39 часов в год (1 час в  неделю) в рамках организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы. 

Цели курса:

  • формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;
  • осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; воспитание гражданственности и патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компонентов.

                           

Задачи курса:

- Ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  населения  Московской  области,  участием  и   значением  родного  края  в  исторической,  политической,  экономической  и  культурной  жизни  России.

- Развитие  гражданских  качеств  личности  младшего  школьника;  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;  формирование  личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.

- Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.

- Профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

- Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.

- Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.         

Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии,  выход в театры и библиотеки города.

Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, предусмотренные в рабочей тетради после изучения конкретных тем. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих  и проектных работ.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях края, о богатстве растительного и животного мира.
Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. Учитывая это, я в своей работе использую сочетание программного материала (литературоведческого, исторического, природоведческого) с краеведческим с целью формирования у обучающихся   общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой Родины.  

В результате, развивая познавательный интерес и прививая любовь к родному краю, я стараюсь также показать детям необходимость их бережного  отношения к окружающей природе.  

Срок реализации программы 4 года для детей возраста 7-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в группах по 15-20 человек.

Планируемые результаты:

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности Гражданско-патриотического воспитания: 

становление ценностного отношения к своей Родине - России; 

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; 

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; 

уважение к своему и другим народам; 

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 

Духовно-нравственного воспитания: 

признание индивидуальности каждого человека; 

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; 

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 

Эстетического воспитания: 

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 

Метапредметные результаты  

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Предметные результаты:

Сформировано начальное представление о культуре и традициях русского народа; об истории становления столицы России; о личностях, благодаря которым наше государство стало сильной державой.

 

Учебно-тематический план ознакомительного уровня обучения:

№ занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Формы работы, виды деятельности уч-ся

1

1

Моя школа – мой дом.

Коллективная - экскурсия по школе

2

1

Традиции школы.

Фронтальная - беседа

3

1

Мой двор.

Индивидуальная - творческая работа (проект) из пластилина и картона

4

1

Достопримечательности нашей улицы.

Викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах

5

1

Мой район.

Практическая работа: составление безопасного маршрута из дома в школу

6

1

История Москвы

Практическая работа с картой

7

1

Символы нашего города

Фронтальная - беседа

8

1

Достопримечательности города

Фронтальная – работа с книгой, коллективная – обмен мнениями

Заочное путешествие

9

1

Профессии родителей

Игра «Знаю все профессии»

10

1

Правила дорожного движения

Викторина «Безопасная дорога»

11

1

Географическое положение района Стрешнево

Фронтальная – беседа, групповая - практическая работа с картой

12

1

История возникновения Стрешнево

Фронтальная – беседа, работа с текстом

13

1

Символика района

Фронтальная – беседа, индивидуальная - конкурс рисунков

14

1

Коренные жители

Фронтальная – работа с книгой, коллективная – обмен мнениями

Заочное путешествие

15

1

Традиционные ремёсла края

Индивидуальная - творческие работы из скульптурного пластилина

16

1

Богатства нашей земли

Индивидуальная – поиск информации, коллективная – обмен мнениями

17

1

Разнообразие растений нашего края

Практическая работа: рассматривание гербарных растений

18

1

Значение растений в жизни человека

Викторина «Мир растений»

19

1

Разнообразие животного мира нашего края

Фронтальная – работа со статьями

20

1

Охрана и значение животного мира для человека

Игра «Что? Где? Когда?»

21

1

Реки и озёра нашего края

Практическая работа – ориентация по карте

Коллективная - составление правил поведения на водоёмах

22

1

Растительный  и животный мир водоёмов

Индивидуальная - работа с литературными источниками

23

1

Птицы нашего края

Индивидуальная - конкурс рисунков «Удивительные птицы»

24

1

Насекомые нашего края

Коллективная - просмотр фильма. Беседа.

25

1

Редкие растения нашего края

Викторина «Удивительное рядом»

26

1

Животные красной книги

Игра «Познай мир»

27

1

Полезные ископаемые нашего района

Групповая – беседа, рассматривание образцов п/и, формулирование выводов

28

1

Полезные ископаемые

Индивидуальная - работа с картой, коллективная -  просмотр фильма

29

1

Сельское хозяйство

Фронтальная - беседа. Конкурс загадок

30

1

Проверочная работа по разделу

Самостоятельная работа

31

1

Труд людей нашего края

Фронтальная – беседа

32

1

Какие люди считались красивыми

Фронтальная – работа с книгой, коллективная – обмен мнениями

Заочное путешествие

33

1

Как москвичи лечились

Викторина «Аптекарский огород»

34

1

Как был сделан деревянный дом

Фронтальная –беседа, работа с текстом

35

1

«Профессии» русской печки

Фронтальная –беседа, загадки

36

1

Развлечения и забавы

Игра «Русские забавы»

37

1

Современные праздники

Индивидуальная -конкурс стихов

38

1

Контрольная работа

Индивидуальная работа (тест)

39

1

КВН «Хочу всё знать»

Коллективная игра

 

Учебно-тематический план базового уровня обучения

№ занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Формы работы, виды деятельности уч-ся

1

1

Вводное занятие

Фронтальная – беседа

2-3

2

Введение в экологию

Групповая – работа с книгой

4-5

2

Пожары в лесном массиве

Коллективная -  просмотр фильма, обмен мнениями

6-8

3

Какая опасность может угрожать на водоёме?

Фронтальная – беседа

9-11

3

Как не заблудиться в лесу?

Коллективная – обмен мнениями, формулирование выводов

12-14

3

Почему надо соблюдать тишину в лесу?

Коллективная – обмен мнениями, формулирование выводов

15-18

4

Возникновение Москвы. Легенды и факты.

Фронтальная – работа с книгой, коллективная – обмен мнениями

Заочное путешествие

19-22

4

От приграничного стража до великокняжеской столицы.

Просмотр фильма, обмен мнениями

23-26

4

Разгром Москвы Тохтамышем в 1382г.

Фронтальная – работа с книгой, коллективная – обмен мнениями

Заочное путешествие

27-30

4

Москва при Петре 1

Работа с литературными источниками

31-34

4

У стен Кремля

Групповая - викторина

35-40

6

Прогулка по Кремлю

Индивидуальная - конкурс стихов, Фронтальная – работа с книгой, коллективная – обмен мнениями

41-42

2

Московский печатный двор

Просмотр фильма, обмен мнениями

43-44

2

Московский пушечный двор

Групповая – работа с литературными источниками

45-50

6

Сколько в Москве храмов

Индивидуальная - конкурс рисунков

51-53

3

Москва 1812г.

Групповая - работа с книгой

54-58

5

Москва в ВОВ

Коллективная -  просмотр фильма, обмен мнениями

59-62

4

Современный город

Индивидуальная – создание проекта

63-65

3

Игры и развлечения в средневековой Москве

Коллективная – игры.

66-68

3

Песни. Пестушки. Потешки.

Коллективная – игры, фронтальная – беседа.

69-70

2

Детская обрядовая поэзия.

Групповая – работа с литературным источником

71-73

3

Словесные игры.

Коллективная – игры.

74-77

4

Ролевые игры с игровыми припевами.

Групповая - игры.

78-81

4

Ролевые игры с приговорками.

Коллективная – игры.

82-84

3

На весёлой ярмарке.

Фронтальная – работа с книгой, коллективная – обмен мнениями

Заочное путешествие

85-86

2

Кукольный театр.

Коллективная - создание спектакля

87-89

3

Кукольный театр.

Коллективная - создание спектакля

90-92

3

Кукольный театр.

Коллективная - создание спектакля

93-95

3

Кукольный театр.

Коллективная - создание спектакля

96-98

3

Кукольный театр.

Коллективная - создание спектакля

99-100

2

Живые этажи

Коллективная - просмотр фильма, обмен мнениями

101-103

3

Декоративные многолетники

Творческая работа с бумагой

104-106

3

Городской парк

Экскурсия

107-109

3

Мудрое дерево

Групповая - творческая работа

110

1

Дружный муравейник

Проверка знаний - тестовая работа

111-113

3

Цветочная мозаика

Индивидуальная  - работа с пластилином

114-115

2

Помощники - опылители

Коллективная -  просмотр фильма, обмен мнениями

116

1

Птичий домик

Групповая - викторина

117

1

Викторина «Всё обо всём»

Групповая - викторина

 

Календарно-тематическое планирование ознакомительного уровня обучения:

Дата

№ занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Формы контроля

5.09

1

1

Моя школа – мой дом.

 

12.09

2

1

Традиции школы.

Дидактическая игра

19.09

3

1

Мой двор.

Индивидуальная - творческая работа (проект) из пластилина и картона

26.09

4

1

Достопримечательности нашей улицы.

 

3.10

5

1

Мой район.

Практическая работа: составление безопасного маршрута из дома в школу

10.10

6

1

История Москвы

Самостоятельная работа

17.10

7

1

Символы нашего города

 

24.10

8

1

Достопримечательности города

Тест

31.10

9

1

Профессии родителей

Игра «Знаю все профессии»

7.11

10

1

Правила дорожного движения

Викторина «Безопасная дорога»

14.11

11

1

Географическое положение района Стрешнево

 

21.11

12

1

История возникновения Стрешнево

 

28.11

13

1

Символика района

 

5.12

14

1

Коренные жители

 

12.12

15

1

Традиционные ремёсла края

Тест

19.12

16

1

Богатства нашей земли

 

26.12

17

1

Разнообразие растений нашего края

Практическая работа: рассматривание гербарных растений

9.01

18

1

Значение растений в жизни человека

Викторина «Мир растений»

16.01

19

1

Разнообразие животного мира нашего края

 

23.01

20

1

Охрана и значение животного мира для человека

Игра «Что? Где? Когда?»

30.01

21

1

Реки и озёра нашего края

Практическая работа – ориентация по карте

Коллективная - составление правил поведения на водоёмах

6.02

22

1

Растительный  и животный мир водоёмов

 

13.02

23

1

Птицы нашего края

Индивидуальная - конкурс рисунков «Удивительные птицы»

20.02

24

1

Насекомые нашего края

 

27.02

25

1

Редкие растения нашего края

Викторина «Удивительное рядом»

5.03

26

1

Животные красной книги

Игра «Познай мир»

12.03

27

1

Полезные ископаемые нашего района

 

19.03

28

1

Полезные ископаемые

 

26.03

29

1

Сельское хозяйство

Конкурс загадок

2.04

30

1

Проверочная работа по разделу

Самостоятельная работа

9.04

31

1

Труд людей нашего края

 

16.04

32

1

Какие люди считались красивыми

 

23.04

33

1

Как москвичи лечились

Викторина «Аптекарский огород»

30.04

34

1

Как был сделан деревянный дом

 

7.05

35

1

«Профессии» русской печки

 

14.05

36

1

Развлечения и забавы

Игра «Русские забавы»

21.05

37

1

Современные праздники

Индивидуальная -конкурс стихов

28.05

38

1

Контрольная работа

Тест

 

Календарно-тематический план базового уровня обучения

Дата

№ занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Формы контроля

сентябрь

1

1

Вводное занятие

 

сентябрь

2-3

2

Введение в экологию

 

сентябрь

4-5

2

Пожары в лесном массиве

 

сентябрь

6-8

3

Какая опасность может угрожать на водоёме?

Тест

сентябрь

9-11

3

Как не заблудиться в лесу?

 

октябрь

12-14

3

Почему надо соблюдать тишину в лесу?

 

октябрь

15-18

4

Возникновение Москвы. Легенды и факты.

Викторина

октябрь

19-22

4

От приграничного стража до великокняжеской столицы.

 

октябрь

23-26

4

Разгром Москвы Тохтамышем в 1382г.

 

октябрь

27-30

4

Москва при Петре 1

Самостоятельная работа

ноябрь

31-34

4

У стен Кремля

Групповая - викторина

ноябрь

35-40

6

Прогулка по Кремлю

Конкурс стихов

ноябрь

41-42

2

Московский печатный двор

 

ноябрь

43-44

2

Московский пушечный двор

 

ноябрь

45-50

6

Сколько в Москве храмов

Индивидуальная - конкурс рисунков

декабрь

51-53

3

Москва 1812г.

 

декабрь

54-58

5

Москва в ВОВ

 

декабрь

59-62

4

Современный город

Индивидуальная – создание проекта

декабрь

63-65

3

Игры и развлечения в средневековой Москве

Коллективная – игры.

декабрь

66-68

3

Песни. Пестушки. Потешки.

Коллективная – игры

январь

69-70

2

Детская обрядовая поэзия.

 

январь

71-73

3

Словесные игры.

Коллективная – игры.

январь

74-77

4

Ролевые игры с игровыми припевами.

Групповая - игры.

январь

78-81

4

Ролевые игры с приговорками.

 

февраль

82-84

3

На весёлой ярмарке.

 

февраль

85-86

2

Кукольный театр.

Коллективная - создание спектакля

февраль

87-89

3

Кукольный театр.

Коллективная - создание спектакля

февраль

90-92

3

Кукольный театр.

Коллективная - создание спектакля

март

93-95

3

Кукольный театр.

Коллективная - создание спектакля

март

96-98

3

Кукольный театр.

Коллективная - создание спектакля

март

99-100

2

Живые этажи

 

март

101-103

3

Декоративные многолетники

Творческая работа с бумагой

март

104-106

3

Городской парк

 

апрель

107-109

3

Мудрое дерево

Групповая - творческая работа

апрель

110

1

Дружный муравейник

Проверка знаний - тестовая работа

апрель

111-113

3

Цветочная мозаика

 

апрель

114-115

2

Помощники - опылители

 

май

116

1

Птичий домик

Групповая - викторина

май

117

1

Викторина «Всё обо всём»

Групповая - викторина

 

Формы контроля и оценочные материалы 

Виды контроля:

- входной контроль: сентябрь (викторина);

- текущий контроль:  в течение всего учебного года; творческие работы, тесты, решение практических задач;

- промежуточный контроль: январь; тест;

- итоговый контроль: май, защита проекта.

Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов.

Критерии оценки результатов:

Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:

- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;

- широта кругозора;

- свобода восприятия теоретической информации;

Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:

- культура организации своей практической деятельности;

- культура поведения;

- творческое отношение к выполнению практического задания.

Система оценивания.

Результаты воспитания: наблюдение, беседа;

Результаты развития: знакомство с литературой, самостоятельная работа, дидактические игры;

Метапредметные результаты: тестирование, оценка учащегося уровня своих познаний.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Методическое обеспечение курса:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы : 

Процесс организации самостоятельной работы  включает в себя следующие этапы: 

1.        Подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования). 

2.        Основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы).

3.        Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда). 

Методические рекомендации при организации проектной деятельности школьников по краеведению.

Вопросы:

1.     Разработка научного аппарата исследования.

2.     Разработка плана-наброска содержания проекта.

3.     Методики, применяемые для реализации проекта.

Методические рекомендации при организации и постановки опытов и наблюдений.

Вопросы:

1.     Методика постановки кратковременных опытов.

2.     Закладка опыта и осуществление наблюдений за объектами в условиях класса.

Методические рекомендации при изучении географического положения района Стрешнево:

Вопросы: 

1. Население района

2. Основной род деятельности и  ремёсла 

3. Географическая характеристика района 

4. Возможности краеведения по выявлению особенностей экономико-географического развития района

Методические рекомендации при  проведении учебных краеведческих экскурсий:

Вопросы:

1.     Примерный план изучения природных объектов на экскурсиях

2.     Ход сезонных наблюдений за неживой природе

3.     Возможности наблюдений за живой природой своей местности

4.     Способы обработки полученной в результате наблюдений информации

 

Список литературы:

А.В. Абрамов Рассказы о Москве – М.,2003г.

М. Аксёнова Энциклопедия для детей – М.,2006г.

С.Ю. Афонькин Минералы и драгоценные камни – М.,2011г.

В.П. Герасимов Животный мир нашей Родины – М.,1985г.

О. Колпакова Секреты профессий –М.,2010г.

М.В. Короткова Повседневная жизнь старой Москвы – М.,2008г.

С. Лаврова Русские игрушки, игры, забавы – М.,2009г.

К. Лазье Тайны природы – М.,2010г.

В. Маяковский Кем быть? – М.1980г.

Т.Д. Панова Древний Кремль – М.,2009г.

В.В. Петров Растительный мир нашей Родины – М.,1991г.

А.А.Плешаков Атлас – определитель. От земли до неба. – М.,1998г.

А.А. Плешаков Зелёные страницы – М.,1994г.

М.Семёнова Мы – славяне – М.,1997г.

А.В. Тихонов Животные России. Красная книга. – М.,2009г.

 

. . . . .