Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Инновационные и здоровьесберегающие методы и приемы на занятиях физической культуры в ДОУ

Дата публикации: 2023-10-22 18:39:39
Статью разместил(а):
Каплина Нелля Федоровна

Инновационные и здоровьесберегающие методы и приемы на занятиях физической культуры в дошкольном учреждении

Автор: Каплина Нелля Федоровна

МКДОУ "Кантемировский детский сад № 1"

 

Аннотация: В этой статье педагог описывает практический опыт в работе с дошкольниками с использованием инновационных технологий на занятии.

Ключевые слова: направления инновационной деятельности, здоровьесбережение, ДОУ.

 

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования, я стараюсь внедрять новые элементы (инновации, которые вызывают переход системы из одного состояния в другое). Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогических инноваций выпадает вся образовательная, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности. Второй отличительной чертой педагогических инноваций является необходимость систематического охвата как можно большего числа педагогических проблем.

Применительно к сфере образования инновацию можно считать конечным результатом инноваций воплощается в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса или в новом подходе к предоставлению социальных услуг в сфере образования, основанном на реальных запросах родителей, т.е. новых формах дошкольного образования. Дошкольный возраст - один из самых важных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и гармоничного развития ребенка. С незапамятных времен наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию. Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в нашем дошкольном образовательном учреждении являются:

1. Систематизация медицинских и оздоровительных технологий, используемых в современном ДОУ. В настоящее время в ДОУ используются оздоровительные технологии, некоторые из которых являются традиционными, другие - инновационными.

2. Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического , физического и социального развития ребенка.

3. Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.

Исходя из личного опыта, можно сказать, что для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательных и оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и врача. В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применению на практике внедрения различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Корректирующая ортопедическая гимнастика применяется для профилактики плоскостопия с использованием массажных дорожек, прекрасно массирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния детского организма. Самомассаж также приносит большую пользу.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком в игровой форме. Это улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Это способствует не только физическому укреплению человека, но и улучшению его психики. Таким образом, именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируются здоровье и здоровый образ жизни, закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, улучшается деятельность основных физиологических систем организма.

Учитывая важнейшее значение двигательной активности для развития растущего организма, необходимо увеличивать его объем; повышать эмоциональный настрой детей на уроках физкультуры, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение; поощрять детей к самостоятельной двигательной активности.  

В своей практике я применяю такие инновации, как:

1. Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, развивают силу, гибкость, растяжку.

2. Ритмопластика "Ритмика - это инновационная технология в физкультурно-оздоровительной работе. Музыка, игра и разнообразные движения создают благоприятные условия для формирования двигательных, психомоторных функций. Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требуют эффективных мер по улучшению их здоровья, так как современные дети испытывают "двигательный дефицит", дошкольники большую часть времени проводят за столом, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных групп мышц, что влечет за собой нарушение осанки.

 

Список литературы:

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М: Эксмо, 2012. -190 с.

2. Горшкова В.В. Образование взрослых: формат опережения. М: Феникс, 2011. - 25 с.

3. Макарова Л.П. Особенности состояния здоровья современных дошкольников / Л.П. Макарова, Г.А. Корчагина - СПБ: Питер, 2012. - 145 с.

 

. . . . .