Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Технологическая карта занятия "Ах, ты прялица, кокорица моя"

Дата публикации: 2023-10-23 14:09:07
Статью разместил(а):
Гридчина Любовь Юрьевна

Технологическая карта занятия "Ах, ты прялица, кокорица моя"

Авторы: Дрягина О.А., Гридчина Л.Ю., Задорина Т.В.

МАДОУ ЦРР "Детский сад № 103 "Родники", Екатеринбург

 

Аннотация: В рамках занятия детям рассказывается о знакомстве с прялкой, веретеном, процессом изготовления ниток из пряжи, процессом прядения. Детей знакомят с традициями народного быта, рукоделием, фольклором.

Ключевые слова: прялка, веретено, пряжа, прядение, фольклор, традиции.

 

Материал и оборудование: прялка, веретено, самодельная печь, самовар,  шерстяные нитки, кудель. 

Предварительная работа: знакомство с предметами быта (печь, самовар, веретено), обычаями и традициями, рассматривание картинок с предметами русского быта; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («В клубочек»). 

Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с предметами крестьянского быта. 

 

Задачи образовательной программы 

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы 

Образовательные: 

  • Формировать представления детей о предметах старины, их назначении. 
  • Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель. 

Развивающие: 

  • Обогащать словарь поговорками, загадками. 
  • Развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, расширить словарный запас; 
  • Развивать внимание, память, мышление. 

Воспитательные: 

  • Воспитывать у детей уважительное отношение к русской народной культуре и традициям. 

Отвечать на вопросы полным ответом. 

 

Этапы (последовательность) деятельности 

Содержание деятельности 

Действия, деятельность педагога 

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов 

Планируемый результат 

1 этап. Мотивация проблемная ситуация. 

Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю. И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

Отгадывание загадки: 

Кто за печкою живет, 

Дом хранит от бед, невзгод, 

Но бывает злым порой? - 

Существо то ... (домовой).

Это домовенок Кузя и он пришел к вам в гости.

Здравствуй домовёнок Кузя, а что это у тебя носочки порванные, не красиво так ходить.

(Кукла отвечает на ушко воспитателю)

Ребята, носочки у Кузи порвались, а новые связать он не умеет. Да и ниток у него нет. Что же будем делать? Как помочь домовому? 

Ответы детей.

Ребята, а где можно взять нитки для носков. 

Ответы детей.

Я знаю кто нам сможет помочь, у меня есть знакомая, которая нам поможет. Ребята я вам предлагаю сходить со мной к ней в гости, и Кузю с собой возьмем, ведь не прилично ходить в порванных носках.

(воспитатель и дети идут в гости к хозяйке русской избы) 

Задает загадку, вовлекает детей в совместную деятельность. 

Обращает внимание детей на проблему. 

Вовлекает детей в совместную деятельность. 

Слушают, отвечают на вопросы. 

Делают выводы. Отвечают на вопросы. 

Развивают внимание, мышление.

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности. 

2 этап. Основная часть занятия 

Пока дети заходят в избу и рассаживаются, звучат русские народные мелодии.

- Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу! 

Горница у меня небольшая 

Да красивая какая! 

Проходите, хорошо всё обглядите. 

Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. С чем ко мне пожаловали?

Ответы детей.

Я вам помогу, ну и вы меня не обижайте, пообщайтесь со мной и поиграйте. Ребята, я Вам предлагаю отгадать мои загадки и найти в моей горнице то, что я вам загадаю 

В избе — Изба, 

На избе —Труба. 

Я лучинку зажег, 

Положил на порог, 

Зашумело в избе, 

Загудело в трубе. 

Видит пламя народ, 

А тушить не идет. (печь) 

Ответы детей 

Правильно ребята, это печь. Ребята, а вы знаете для чего нужна печь? (ответы детей) 

Печь - это сердце дома. Раньше в старые времена Печь кормила семью, готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка — деревенская кормилица. Она обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, люди сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. И сейчас в некоторых деревнях есть печки. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? (ответы детей) 

Молодцы ребята. Следующая загадка:

И шипит, и кряхтит 

Воду быстро кипятит, 

Он наелся угольков, 

Вот для нас и чай готов. 

Кран на брюхе открывает, 

Кипяточек разливает. (Самовар) 

Правильно это самовар. Ребята для чего служил самовар? (ответы детей - чтоб варить в нём чай). (Рассматривание самовара.)

Ведет диалог с детьми 

Загадывает загадки. 

 Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания, выявляет знания детей. 

Рассказывает, обсуждает с детьми. 

Слушают, отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы, рассуждают. 

Рассматривают предметы быта. 

Обогащение словаря 

3 этап. Введение новых знаний.

Ребята, а вы не забыли, зачем ко мне пришли?

Ответы детей.

Помогу я вам ребята. А вы знаете, где можно взять нитки для шерстяных носков?

На фабрике. А на фабрику они как попадают?  

Ответы детей.

Для того чтоб нитки попали в магазин, их нужно спрясть. Придутся нитки на фабриках. А раньше в старые времена, нитки пряли вот на таких прялках (показывает прялку).

Раньше в каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской женщины на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку). К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором. 

(Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его). 

Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».

А нитка шерстяная сама делается из шерсти.

(Дает детям потрогать шерсть).

После того как все нитки спрядут и намотают на веретено, делают из этих ниток клубок.

Вовлекает детей в беседу, объясняет. Использует наглядные средства. 

Рассуждают, отвечают на вопросы. 

Рассматривают, выполняют по образцу по инструкции педагога. 

 

Физминутка. 

Ребята я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Клубочек».

Подвижная игра «Клубочек» 

Дети сидят в кругу и поют: 

Я по горенке шла, 

Клубок ниток нашла. 

Клубок маленький, 

Нитки аленькие. 

Клубок катится, 

Нитка тянется. 

У кого клубок остался, тот называет  любой предмет, который его окружает.

Мотивирует детей на двигательную деятельность. 

Двигательная активность. 

 

4 этап 

Прясть учили с детства. Пряденье - это тяжелый труд. В одном доме прясть собиралось несколько женщин. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей, и работа спорилась, пряха пела песни: 

Позолочена прялица, 

Я пряду, а нитка тянется, 

Я пряду, а нитка тянется, 

Мне работа эта нравится. 

Мне работа эта нравится. 

И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные. Чтоб получились такие клубки нужно смотать пряжу, у меня уже есть пряжа её нужно смотать. Поможете мне ребята?

(В корзине лежат нитки разных цветов, дети выбирают себе пару и  цвет ниток которые они  будут мотать в клубок. Хозяйка сначала показывает как это делается.) 

Вовлекает детей в совместную деятельность. Даёт право выбора. 

Выполняют задание в соответствии с поставленной задачей. 

 

5 этап. Рефлексия.

Хозяйка: Молодцы, хорошо поработали.

Ребята вам понравилось у меня в гостях?

Как называется предмет, на котором прядут пряжу?

На что пряжу наматывают? Посмотрите сколько у меня много клубочков пряжи. Я с этих ниток связала носки и варежки.

Эти носочки передадим домовому, пусть не мёрзнет.

А когда придёте домой спросите у своих бабушек пряли ли они пряжу в детстве.

Попросите их рассказать,  получалось ли у них эта тяжёлая работа. 

     

. . . . .