Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методические рекомендации по выполнению работы над ошибками по русскому языку

Дата публикации: 2023-10-25 01:36:51
Статью разместил(а):
Сараева Светлана Евгеньевна

Методические рекомендации по выполнению работы над ошибками по русскому языку

Автор: Сараева Светлана Евгегьевна

 

Цель:

- проанализировать и исправить допущенные недочёты в работе;

 - отработать ошибки.

Задача: систематизировать и укрепить знания учащегося.

Требования к выполнению и оценивание работы над ошибками в начальной школе.

Учителя ежедневно проверяют каждую письменную работу учащихся.

В ходе проверки ученических работ учитель указывает на типичные ошибки, вынося их на поля тетради, и пути их исправления (использование памятки для работы над ошибками).

Систематическое выполнение работы над ошибками (РНО) учащимися является неотъемлемым требованием к выполнению письменных работ.

Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день. Работа над ошибками проводится ежедневно в тетрадях для текущих работ, а также в тетрадях  для контрольных работ (не далее, чем через 1-2 дня после написания работы).

 В работе над ошибками по математике учащиеся выполняют задания на вычисления, в которых были допущены ошибки, либо переделывают неверно решённые задачи и уравнения.

Исправление ошибок по русскому языку выполняется в соответствии с памяткой, где указаны все виды изученных орфограмм, способы их обозначения и проверки.

Оценивание работы над ошибками осуществляется систематически по факту её выполнения учащимся. За работу над ошибками учитель выставляет отдельную отметку, как и за остальные виды работы. Систематическое невыполнение учащимся работы над ошибками является причиной для установления индивидуального  контроля за работой учащегося:

- дополнительные занятия в рамках школьного компонента ( выполнение РНО на дополнительных занятиях);

- систематический контроль за  добросовестным выполнением всех видов работ ( классных и домашних),

- оповещение родителей о проблемах в обучении ребёнка, о несоблюдении требований к выполнению письменных работ;

- привлечение родителей к контролю за систематическим выполнением работы над ошибками.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Большая буква в начале предложения. Первое слово предложения пишется с большой буквы. Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения. Придумай и напиши ещё 1 предложение. 

2. Знаки препинания в конце предложения. Предложение, в котором о чём-либо сообщают, называется повествовательным: Хорошо быть сильным. Предложение, в котором о чём-либо спрашивают, называется вопросительным: Хочешь быть сильным? Предложение, в котором о чём-либо просят, побуждают к действию, называется побудительным: Давай заниматься спортом! Выпиши предложение правильно. Придумай предложение с таким же знаком.

3. Пропуск буквы, замена, искажение букв. Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги.

Например: ВОК|ЗÂЛ.

4. Слог. Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении. В  словах столько слогов, сколько в нём гласных звуков: лес, ми-ну-та. Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой  Ё: лес, ночь, огонёк, ёжик. 

Выпиши слово, раздели на слоги правильно.

5. Перенос слов. Слова переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя оставлять на  строке и переносить на новую строку. Буквы  Й, Ъ, Ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Слова из одного слога не переносятся: шёл. Слог из одной буквы не переносится: иду, Азия. Раздели слово на слоги для переноса правильно. Например: оси-на, осен-ний, зай-ка, пись-мо, подъ-езд.                                                                                             

6. Имена собственные. К именам собственным относятся: имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия улиц, сёл, деревень, городов, рек, морей, океанов, материков, частей света. Все они пишутся с заглавной буквы. Екатерина Ивановна Веселова, котёнок Мурзик, улица Мира, деревня Иваньково, город  Химки, река Руза, Чёрное море, Тихий океан, Африка. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

7. Мягкий знак – показатель  мягкости согласных. Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: мальчик, букварь. Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. 

8. Мягкие согласные звуки. Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е,  ё,  и,  ю,  я  и  ь. Буквы  е, ё, ю, я обозначают два звука: 

· в начале слова: ягода [й’а], юла [й’у], ель [й’э], ёжик [й’о]

· после гласного звука: уедем [й’э], поёт [йо], знают [йу], пояс [йа].

· после согласного звука в словах с разделительными Ь и Ъ: вьёт  [й’о], подъезд  [й’э].

Согласные звуки [Й’ ], [Ч’ ], [Щ’ ] – это мягкие согласные звуки. Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкие согласные звуки.

9. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Например: шитьё, жизнь, чаща, чужой. 

10. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, РЩ. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Например: дочка, солнечный, женщина, мощный, борщ. 

11. Ударение. Выпиши слово. Поставь в нём правильно ударение.

12. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова, нужно проверить его ударением. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением:  сосна – сóсны. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Обозначь орфограмму. 

13. Непроверяемые написания в слове (словарные слова). Во многих словах правописание гласных или согласных нельзя проверить: вагон, вокзал. Правописание таких слов надо запомнить. Выпиши слово правильно. Раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни безударную гласную. 

14. Парные согласные звуки в конце слова (б–п  в–ф  г–к  д–т  ж–ш   з–с). Чтобы правильно обозначить  парный  согласный звук  в конце или в середине слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный:  год – годы, связка – связать. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму.

15. Разделительный Ь. Разделительный Ь пишется в корне слова и показывает, что согласный звук и следующий за ним звук [Й’] произносятся раздельно. Разделительный  Ь  пишется после согласного перед буквами е, ё, и, ю,  я:  (раздолье, шьёт, воробьи, вьюга, семья). Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. 

16. Разделительный Ъ. Разделительный  Ъ показывает, что согласный звук и следующий за ним звук [Й’] произносятся раздельно.   Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук перед буквами е, ё,  я или ю: въезд, подъёмник, объявление, предъюбилейный. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму.  

17. Гласные и согласные в приставках.

Во многих словах используются приставки с гласными О- или А-. эти приставки надо запомнить.

А-: на-, над-, за-, О-: о-, по-, под-, подо-, про-, до-, об-, обо-, во-, от-, ото-, со-(с-)  

В словах прадедушка, прабабушка, правнук, правнучка, праматерь используется  приставка ПРА. В словах пасынок, падчерица, паводок – приставка ПА-. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Напиши ещё 2 слова с такой же приставкой.

18. Двойные согласные. Слова с двойными согласными надо запомнить: ванна, аккуратный. Напиши слово 2 раза, раздели на слоги и для переноса, подчеркни удвоенную согласную.

19. Двойные согласные на стыке приставки и корня. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается с одной и той же согласной. Например: подделка, оттепель. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Напиши ещё 2 слова с такой же приставкой.

20. Непроизносимые согласные звуки. Чтобы правильно обозначить непроизносимый согласный звук в сочетаниях:  -вст-,  -стн-, -здн-,  -рдц- , -лнц-, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный:  здравствуй – здравие, окрестный - окрестить. Важно использовать это правило, проверяя сочетание -СН-: тесный – тесен, ужасный – ужасы. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Обозначь орфограмму. 

21. Сложные слова, соединительные гласные О и Е в сложных словах. 

Сложными называются слова с двумя корнями. Соединительная гласная -О- пишется после корня, оканчивающегося на твёрдый согласный, например: пароход. Соединительная гласная -Е- пишется после корня, оканчивающегося на мягкий согласный или Ж, Ц, например: мореход, чужестранец, лицедей. Выпиши слово правильно. Выдели корни, подчеркни соединительную гласную.

22. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. У существительных 3 склонения с шипящим на конце пишется Ь. Выпиши слово, укажи род и склонение имени существительного, подчеркни Ь. Например: речь — ж. р., 3 скл.; обруч - м. р., 2 скл.

23. Имена существительные мн. ч., Р. п. Имена существительные во множественном числе в Родительном падеже с основой на шипящий пишутся без Ь. Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж.Например: много задач - мн. ч., Р. п.

24. Безударные падежные окончания имён существительных. Безударные окончания имён существительных проверяй по таблице:

Падеж

Тип склонения

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И.п.

-а, -я

-□, -о, -е, -ё

-□

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, -ю

неодушевленные, как в Р.п

одушевленные как в И.п

-□

Т.п.

-ой, -ою, -ей, -ею

-ом, -ем

П.п

 

Пользуйся также словами-помощниками:

1-е склонение

2-е склонение

2-е склонение

земля

луна

стол

конь

степь

печь

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Например:

с ветки (ветка, 1 скл., Р.п., ед.ч., с земли, с луны)

в парке (парк, 2 скл., П.п, ед.ч., в столе, в коне)

к двери (дверь, 3 скл., Д.п., к степи, к печи)

Подбери и запиши ещё один пример.

25. Безударные падежные окончания имён прилагательных. 

Имена прилагательные согласуются с именами существительными. Безударные окончания имён прилагательных проверяются по вопросу.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь вопрос, определи по вопросу окончание имени прилагательного.

Например: к  лесу  (как ому ?)  соснов ому, ленту  (как ую ?) син юю

26. Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений.
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно знать его спряжение. Для этого ставим глагол в неопределенную форму. Если неопределенная форма глагола оканчивается на –ИТЬ и глагол не является исключением, то глагол относится ко II спряжению, в окончании следует писать гласную И. Если неопределенная форма глагола оканчивается НЕ на -ИТЬ и глагол не является исключением, значит глагол I спряжения и в окончании следует писать гласную Е. 

Помни о глаголах-исключениях:

I спряжение 

II спряжение 

2 глагола – исключения на -ить:

                    брить,

                      стелить 

7 глаголов – исключений на –еть:

видеть, ненавидеть, смотреть, 

зависеть, вертеть, обидеть, терпеть 

4 глагола – исключения на –ать:

гнать, держать, дышать, слышать 

Выпиши глагол. Поставь его в неопределенную форму. Выдели глагольный суффикс. Определи спряжение глагола: ЕСЛИ глагольный суффикс –И-, это глагол II спряжения – пиши в окончании И; ЕСЛИ глагольный суффикс не –И-, это глагол I спряжения - пиши в окончании Е. Например:

Клеит  – непр.ф.: кле и ть, не исключение, 2 спр.

Держит – неопр.ф.: держ а ть, исключение, 2 спр.

Стелет - неопр.ф.: стел и ть, исключение, 1 спр.

27. Мягкий знак у глагола 2 лица единственного числа. Окончания глаголов 2 лица в единственном числе в настоящем и будущем времени пишутся с Ь: играешь-2 л., ед. ч., наст.вр.; соберёшься – 2 л., ед.ч., буд.вр. Выпиши слово, укажи лицо, число и время глагола, подчеркни Ь.

28. Написание –ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, надо задать вопросы что делать? или что делает?. Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе.

Например: Грамоте (что делать?) учиться всегда (что сделает?) пригодится.

Выпиши глагол. Задай к нему вопрос. Подчеркни –тся или –ться.

29. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел). Предлог – это служебная ЧАСТЬ РЕЧИ. Предлоги служат для связи слов  в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Зашёл за _ (каким?) товарищем, пошёл по (широкой) дороге. Выпиши слово с предлогом правильно, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.  Выдели орфограмму-пробел. 

30. Правописание предлогов с местоимениями. 

Предлог с местоимением пишется раздельно. Между предлогом и местоимением можно вставить вопрос:  у_меня -  ( у_кого?) у_меня.

Выпиши местоимение вместе с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел.

31. Частица не с глаголом (орфограмма-пробел). Частица НЕ с глаголом пишется раздельно. Выпиши слово с частицей НЕ, напиши ещё 2 глагола с этой частицей. 

32. Корень слова. Однокоренные слова. Общая часть родственных слов называется корнем. Ход, ходить, выход, переход, проход.  Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными. Выпиши слово, выдели корень. Запиши ещё 2 однокоренных слова. 

33. Состав слова. Выпиши слово. Укажи его состав по алгоритму: окончание-основа-корень-приставка-суффикс. 

34. Правописание приставки со словом. Приставка – это ЧАСТЬ СЛОВА. Приставка находится перед корнем, она пишется слитно. Зашёл за товарищем, пошёл по дороге. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с такой же приставкой. 

35. Главные члены предложения.

Выясни, о ком или о чём говорится в предложении – это подлежащее, подчеркни его одной чертой (кто? что?). Выясни, что говорится о подлежащем – это сказуемое, подчеркни его двумя чертами (что делал? что сделал? что делает? и др.) Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют основу предложения. Например: Снегири  клевали мёрзлую рябину. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены.

36. Разбор предложения.

Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные; по интонации – восклицательные и невосклицательные, по количеству грамматических основ – простые и сложные; по наличию главных и второстепенных членов – распространенные и нераспространённые.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи.

Найди и подчеркни: подлежащее (кто? что?; сказуемое (что делает? что делал?; дополнение (падежные вопросы;) определение (какой? чей?); обстоятельство (где? куда? когда? откуда? как?). Например: пр.  сущ.  нар.  гл.   прил.    сущ.

По небу быстро бегут пушистые облака (повеств., невоскл., прост., распр., без однородных членов).

Выпиши слова парами: облака (какие?) пушистые. Бегут (как?) быстро. Бегут (по чему?) по небу.

37. Однородные члены предложения. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. Они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи. Бывают однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Запятая между однородными членами СТАВИТСЯ, если отсутствует союз И, если есть союзы А, НО. Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если есть одиночный союз И.

Например: Ласточки, стрижи, кукушки улетели.  [   __   ,   __  ,  __         ].

Ласточки, стрижи и кукушки улетели.  [   __   ,    __   и    __         ].

Мы купались, загорали.   [   __          ,         ]. 

Мы купались и загорали.   [   __          и        ].

Мы не купались, а загорали.  [   __        ,  а         ].

Мы купались, но не загорали.  [   __        ,  но        ].

Выпиши предложение. Правильно расставь запятые. Нарисуй схему предложения. 

38. Сложное предложение. Сложным называется предложение, в котором две и более грамматические основы. Запятая между частями сложного предложения ставится ВСЕГДА. Например:

Поезд остановился, пассажиры вышли из вагона.  [ ___      ] , [ ___      ].                                     

Поезд остановился, а пассажиры вышли из вагона.  [ ___      ] , а [ ___      ].

Поезд остановился, но пассажиры не вышли из вагона. [___    ], но [ ___    ].

Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему.

39. Предложения с прямой речью. Прямая речь – точно переданная чужая речь от лица того, кто её произнёс.
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.

Предложение с прямой речью 

Схема предложения 

Я сказал ему: "Это письмо ждёт тебя уже три дня".

А: "П". 

Вопрос застал нас врасплох: "А что, собственно, вы тут делаете?"

А: "П?" 

С порога он радостно закричал: "Привет!"

А: "П!" 

Я не знал, что сказать, поэтому растерянно протянул: "Да..."

А: "П..." 

"Это письмо ждёт тебя уже три дня", – сказал я ему.

"П", – а. 

"А что, собственно, вы тут делаете?" – спросил кладовщик.

"П?" – а. 

"Привет!" – закричал он радостно прямо с порога.

"П!" – а. 

"Да..." – протянул я растерянно, потому что не знал, что сказать.

"П..." – а. 

Запиши предложение правильно. Составь схему. 

40. Неизученные правила. Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся. Составь и запиши предложение с этим словом.

Список дитературы:

1. Иванов С. Работа над ошибками. Журнал «Начальная школа» № 15 (602), 1- 15.8.2006.    

2. Вера Илюхина. «Методические рекомендации по  оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования». Журнал «Начальная школа» № 20(583), 16 - 31.10.2005.

3. Бунеева Е.В. Методические рекомендации. Русский язык, 1-2 класс. – М.: Баласс, 2010.

4. Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Методические рекомендации. Русский язык, 3 класс. – М.: Баласс, 2011.

5. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации. Русский язык, 4 класс. – М.: Баласс, 2007.

6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, – 1990.

7. Николаева С.М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся // Нач. школа. – 1998. – № 2. – С. 26-30.

8. Николаева С.М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся // Нач. школа. – 1998. – № 4. – С. 30-34.

9. Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности. // Нач. школа. – 1999. – № 7. – С. 35 – 48.

 

. . . . .