Занятие по окружающему миру "В царстве грибов"
Занятие по окружающему миру "В царстве грибов"
Автор: Москвина Надежда Алексеевна
Класс: 3.
Основной ПУ: понятие «съедобные грибы» и «ядовитые грибы», умение различать съедобные грибы от ядовитых, представление о существенных признаках грибов (съедобные, ядовитые).
Этап усвоения ПУ: закрепление.
Текст УЗ: Работая в парах, определите по описанию, известные вам грибы и зарисуйте их на карточках. Разделите грибы на группы. Результат своей работы представьте в таблице, объяснив выбор.
Это первый из тех немногих грибов, которые люди научились выращивать дома. Как ни странно, но даже опытные грибники не собирают их в лесу, просто потому что привыкли видеть их на полках магазинов и не могут опознать, что это съедобный и вкусный гриб. Шляпка диаметром 15-20 см - не редкость, масса одного гриба доходит до 200-300 г. Рисунок: |
Самый красивый и эффектный гриб. И с другими его не спутаешь: где ещё найдешь такую яркую шляпку с белыми крапинками! На нижней части ножки, есть несколько рядов выпуклых красноватых «бородавочек». Ножка сильно утолщена в основании, на ней есть остатки «чашечки» в виде валика. Рисунок: |
Гриб с высокой ножкой и плоской, волнистой по краю шляпкой. Шляпка старого гриба имеет форму воронки с извилистыми, иногда разорванными краями. растут в сырую и сухую погоду, в начале лета и поздно осенью, в лесах любого типа. Имеет оранжевый оттенок, который может меняться на яичный, желтый и т.п. Иногда окрас выцветает до практически белого. Рисунок: |
Сеточка на ножке гриба тёмная, а шляпка бархатистая. И цвет её тусклый, желтовато-серый. Низ шляпки розоватого цвета, особенно у старых грибов. Произрастает гриб в хвойных лесах, чаще в сосняках. Его можно найти на пнях, гнилых колодах (поваленных деревьях), у самого основания стволов сосен. В мякоти находятся горькие вещества, из-за которых растение получило такое название. Рисунок: |
Яркие, весёлые грибы, которые не прячутся в лесу, не маскируются под цвет опавшей листвы. Жёлтые, красные, розовые, зелёные. Шляпки молодых грибов шарообразные, с возрастом распрямляются, а у старых приобретают форму воронки. Почти у всех ровные, цилиндрической формы ножки. Мякоть белая, плотная у молодых грибков, с возрастом становится ломкой, хрупкой, рыхлой. Рисунок: |
Организация деятельности по выполнению УЗ (монолог учителя):
Учитель раздает карточки с учебным заданием
Учитель: Прочитайте задание на карточках. Определите по описанию, известные вам грибы и зарисуйте их. После этого разделите грибы на группы. Результат своей работы представьте в таблице, объяснив выбор.
Работайте сообща и контролируйте деятельность друг друга.
После выполнения задания, каждая пара расскажет одноклассникам, какие грибы они определили, покажет, как они выглядят, и поделится, на какие группы они разделили грибы. Остальные будут внимательно слушать и контролировать ответы выступающих.
Организация контроля (полилог):
Учитель: прежде чем мы начнем работу, нам нужно выделить критерии, по которым мы будем контролировать себя и оценивать работу у других.
Ученики:
1. Правильность определения грибов по описанию.
2. Правильность рисунка гриба (внешний вид).
3. Правильность деления на группы.
4. Задание выполнено в парах.
5. Заполнена таблица.
6. Ответ четкий и достаточно громкий.
7. Не повторяются основания для классификации.
Учитель: Хорошо. Проверять будем так: один человек из пары выходит к доске, показывает нам карточки с рисунками и названиями грибов, и объясняет, по каким основаниям они сделали группировку. Ответы на вопросы буду спрашивать у нескольких людей по моему выбору. Не забывайте контролировать деятельность одноклассников с помощью сигнальных карточек.
По степени пищевой ценности:
Ядовитые |
Съедобные |
Мухомор, Желчный гриб |
Шампиньоны, Лисичка, Сыроежка |
По цвету:
Яркий цвет |
Бледный цвет |
Мухомор, Сыроежка |
Желчный гриб Шампиньоны, Лисичка |
По виду:
Трубчатые |
Пластинчатые |
Желчный гриб, Лисичка, |
Шампиньоны, Мухомор, Сыроежка |
Примерное публичное выступление:
1 пара – Мы определили названия грибов. По первому описанию гриба мы поняли, что это – шампиньон, самым простым, на наш взгляд, показалось описание второго гриба - это мухомор. Третий гриб – это лисичка. Четвертый – желчный гриб и под последнее описание подходит гриб сыроежка (ученики поднимают зеленые карточки).
Также мы представляем вашему вниманию рисунки каждого гриба (демонстрируют рисунки).
В них мы отразили существенные признаки, по которым можно узнать гриб.
Также мы разделили грибы по такому основанию, как ядовиты и съедобные.
В первую колонку – ЯДОВИТЫЕ грибы у нас вошли: мухомор и желчный гриб.
Во вторую – СЪЕДОБНЫЕ грибы: шампиньон, лисичка и сыроежка.
(ученики поднимают зеленые карточки).
На этом у нас все. Спасибо!
Анализ структурных компонентов УЗ и содержательно-логических связей между ними:
а) требование УЗ: Определите по описанию, известные вам грибы и зарисуйте их на карточках. Разделите грибы на группы. Результат своей работы представьте в таблице, объяснив выбор.
1 требование: Определите.
2 требование: Зарисуйте.
3 требование: Разделите.
4 требование: Представьте результат.
5 требование: Объясните.
б) условие УЗ: Карточка с описанием грибов; таблица для группировки.
Обоснование связи требования и условия:
1. Требование подходит к условию. В требовании содержится установка на заполнение карточки, которая есть в условии, а также дети действительно могут определить по описанию грибы и сделать рисунок. Также таблицу для группировки учащиеся строят самостоятельно, определяя количество строк и столбцов (так как основания для классификации не озвучивается).
2. Условие подходит к требованию. В условии содержится карточка с описанием грибов и таблица (озвучивается) без основания для классификации.
в) организационная форма выполнения УЗ: парная с фронтальной проверкой.
Обоснование связи требования и условия с формой организации деятельности учащихся:
В данном учебном задании используется парная форма работы с фронтальной проверкой, потому что задание для детей объемное и требует большое количество времени для выполнения. Также, карточки и таблица являются обобщающими, следовательно, парная форма работы будет оптимальной для выполнения данного учебного задания. При выполнении задания обучающиеся актуализируют, закрепляют свои знания по данной теме.
Обоснование того, что УЗ интересное и оригинальное.
Я уверена, что мое УЗ подходит под критерии оригинальности и вызывает неподдельный интерес. Это обусловлено тем, что учащиеся на примере обычных грибов закрепляют полученные ранее навыки по классификации и текстовому распознаванию, пробуют изобразить полученную информацию графически. Кроме того, они делают это сообща, работая в парах, активно обсуждая и дискуссируя.
Учебное задание соответствует принципу научности, доступности и посильно для учеников третьего класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания задания и подачи учебного материала, повысится возможности учеников в достижении поставленных целей.
УЗ направлено на формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. В парной работе развивается экологическая культура, мышление, совершенствуется жизненный опыт.
Задание предложено в интересной форме, где надо уметь строить таблицу, анализировать прочитанное, классифицировать. При выполнении УЗ происходит формирование основ экологической культуры, экологического мышления и опыта.
В процессе выполнения УЗ у школьников развивается читательская и естественно- научная грамотность.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение соотносить свои действия с критериями, планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, умение корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.
И что немаловажно, полученные на уроке знания, пригодятся детям в жизни. Отправляясь по грибы с родителями, они уже будут знать, какой гриб можно положить в корзинку и принести домой.