Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Занятие по окружающему миру "В царстве грибов"

Дата публикации: 2023-10-25 11:28:38
Статью разместил(а):
Москвина Надежда Алексеевна

Занятие по окружающему миру "В царстве грибов"

Автор: Москвина Надежда Алексеевна

 

Класс: 3.

Основной ПУ: понятие «съедобные грибы» и «ядовитые грибы», умение различать съедобные грибы от ядовитых, представление о существенных признаках грибов (съедобные, ядовитые).

Этап усвоения ПУ: закрепление.

Текст УЗ: Работая в парах, определите по описанию, известные вам грибы и зарисуйте их на карточках. Разделите грибы на группы. Результат своей работы представьте в таблице, объяснив выбор.

Это первый из тех немногих грибов, которые люди научились выращивать дома.

Как ни странно, но даже опытные грибники не собирают их в лесу, просто потому что привыкли видеть их на полках магазинов и не могут опознать, что это съедобный и вкусный гриб.

Шляпка диаметром 15-20 см - не редкость, масса одного гриба доходит до 200-300 г.

Рисунок:

Самый красивый и эффектный гриб. И с другими его не спутаешь: где ещё найдешь такую яркую шляпку с белыми крапинками!

На нижней части ножки, есть несколько рядов выпуклых красноватых «бородавочек».

Ножка сильно утолщена в основании, на ней есть остатки «чашечки» в виде валика.

Рисунок:

Гриб с высокой ножкой и плоской, волнистой по краю шляпкой. Шляпка старого гриба имеет форму воронки с извилистыми, иногда разорванными краями.

растут в сырую и сухую погоду, в начале лета и поздно осенью, в лесах любого типа. Имеет оранжевый оттенок, который может меняться на яичный, желтый и т.п. Иногда окрас выцветает до практически белого.

Рисунок:

Сеточка на ножке гриба тёмная, а шляпка бархатистая. И цвет её тусклый, желтовато-серый. Низ шляпки розоватого цвета, особенно у старых грибов.

Произрастает гриб в хвойных лесах, чаще в сосняках. Его можно найти на пнях, гнилых колодах (поваленных деревьях), у самого основания стволов сосен. В мякоти находятся горькие вещества, из-за которых растение получило такое название.

Рисунок:

Яркие, весёлые грибы, которые не прячутся в лесу, не маскируются под цвет опавшей листвы. Жёлтые, красные, розовые, зелёные.

Шляпки молодых грибов шарообразные, с возрастом распрямляются, а у старых приобретают форму воронки.

Почти у всех ровные, цилиндрической формы ножки. Мякоть белая, плотная у молодых грибков, с возрастом становится ломкой, хрупкой, рыхлой.

Рисунок:

Организация деятельности по выполнению УЗ (монолог учителя):

Учитель раздает карточки с учебным заданием 

Учитель: Прочитайте задание на карточках. Определите по описанию, известные вам грибы и зарисуйте их. После этого разделите грибы на группы. Результат своей работы представьте в таблице, объяснив выбор.

Работайте сообща и контролируйте деятельность друг друга.

После выполнения задания, каждая пара расскажет одноклассникам, какие грибы они определили,  покажет, как они выглядят, и поделится, на какие группы они разделили грибы. Остальные будут внимательно слушать и контролировать ответы выступающих.

Организация контроля (полилог):

Учитель: прежде чем мы начнем работу, нам нужно выделить критерии, по которым мы будем контролировать себя и оценивать работу у других.

Ученики:

1. Правильность определения грибов по описанию.

2. Правильность рисунка гриба (внешний вид).

3. Правильность деления на группы.

4. Задание выполнено в парах.

5. Заполнена таблица.

6. Ответ четкий и достаточно громкий.

7. Не повторяются основания для классификации.

Учитель: Хорошо. Проверять будем так: один человек из пары выходит к доске, показывает нам карточки с рисунками и названиями грибов, и объясняет, по каким основаниям они сделали группировку. Ответы на вопросы буду спрашивать у нескольких людей по моему выбору. Не забывайте контролировать деятельность одноклассников с помощью сигнальных карточек.

По степени пищевой ценности:

Ядовитые

Съедобные

Мухомор, Желчный гриб

Шампиньоны, Лисичка, Сыроежка

 

По цвету:

Яркий цвет

Бледный цвет

Мухомор, Сыроежка

Желчный гриб Шампиньоны, Лисичка

 

По виду:

Трубчатые

Пластинчатые

Желчный гриб, Лисичка,

Шампиньоны, Мухомор,  Сыроежка

 

Примерное публичное выступление:

1 пара – Мы определили названия грибов. По первому описанию гриба мы поняли, что это – шампиньон, самым простым, на наш взгляд, показалось описание второго гриба - это мухомор. Третий гриб – это лисичка. Четвертый – желчный гриб и под последнее описание подходит гриб сыроежка (ученики поднимают зеленые карточки).

Также мы представляем вашему вниманию рисунки каждого гриба (демонстрируют рисунки).

В них мы отразили существенные признаки, по которым можно узнать гриб.

Также мы разделили грибы по такому основанию, как ядовиты и съедобные.

В первую колонку – ЯДОВИТЫЕ грибы у нас вошли: мухомор и желчный гриб.

Во вторую – СЪЕДОБНЫЕ грибы: шампиньон, лисичка и сыроежка.

(ученики поднимают зеленые карточки).

На этом у нас все. Спасибо! 

Анализ структурных компонентов УЗ и содержательно-логических связей между ними:

а) требование УЗ: Определите по описанию, известные вам грибы и зарисуйте их на карточках. Разделите грибы на группы. Результат своей работы представьте в таблице, объяснив выбор.

1 требование: Определите.

2 требование: Зарисуйте.

3 требование: Разделите.

4 требование: Представьте результат.

5 требование: Объясните.

б) условие УЗ: Карточка с описанием грибов; таблица для группировки.

Обоснование связи требования и условия:

1. Требование подходит к условию. В требовании содержится установка на заполнение карточки, которая есть в условии, а также дети действительно могут определить по описанию грибы и сделать рисунок. Также таблицу для группировки учащиеся строят самостоятельно, определяя количество строк и столбцов (так как основания для классификации не озвучивается).

2. Условие подходит к требованию. В условии содержится карточка с описанием грибов и таблица (озвучивается) без основания для классификации.

в) организационная форма выполнения УЗ: парная с фронтальной проверкой.

Обоснование связи требования и условия с формой организации деятельности учащихся:

В данном учебном задании используется парная форма работы с фронтальной проверкой, потому что задание для детей объемное и требует большое количество времени для выполнения. Также, карточки и таблица являются обобщающими, следовательно, парная форма работы будет оптимальной для выполнения данного учебного задания.  При выполнении задания обучающиеся актуализируют, закрепляют свои знания по данной теме.

Обоснование того, что УЗ интересное и оригинальное.

Я уверена, что мое УЗ подходит под критерии оригинальности и вызывает неподдельный интерес. Это обусловлено тем, что учащиеся на примере обычных грибов закрепляют полученные ранее навыки по классификации и текстовому распознаванию, пробуют изобразить полученную информацию графически. Кроме того, они делают это сообща, работая в парах, активно обсуждая и дискуссируя.

Учебное задание соответствует принципу научности, доступности и  посильно для учеников третьего класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания задания и подачи учебного материала, повысится возможности учеников в достижении поставленных целей.

УЗ направлено на формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. В парной работе развивается экологическая культура, мышление, совершенствуется жизненный  опыт. 

Задание предложено в интересной форме, где надо уметь строить таблицу, анализировать прочитанное, классифицировать. При выполнении УЗ происходит   формирование основ экологической культуры, экологического мышления и опыта.

В процессе выполнения УЗ у школьников развивается читательская и естественно- научная грамотность.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение соотносить свои действия с критериями, планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, умение корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.

И что немаловажно, полученные на уроке знания, пригодятся детям в жизни. Отправляясь по грибы с родителями, они уже будут знать, какой гриб можно положить в корзинку и принести домой.

 

. . . . .