Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока по рассказу К. Паустовского "Растрёпанный воробей"

Дата публикации: 2023-10-29 14:42:30
Статью разместил(а):
Тухватуллина Фаниса Талгатовна

Конспект урока по рассказу К. Паустовского "Растрёпанный воробей"

Автор: Тухватуллина Фаниса Талгатовна

 

Цель урока: продолжить работу с произведением К. Паустовского «Растрёпанный воробей»; продолжать учить детей составлять характеристики, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации.

Планируемые результаты:

Предметные: воспринимать на слух текст в исполнении учителя; осмысленно правильно читать; отвечать на вопросы; соотносить пословицу с темой урока; давать оценку героям и их поступкам.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной целичерез определение темы урока, построение логической цепи рассуждений через составление истории телеграммы.

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности через самостоятельную постановку цели урока.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий через ответы на домашнее задание.

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей через сопоставление характеров героев.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка», карточка для работы в парах и в группах.

  

Ход урока

I. Организационный этап.

Сообщить тему и основные цели урока, создать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность.

II. Изучение новой темы. 

Произведение направлено на то, что хорошее, доброе никогда не забудется и не останется без внимания. Добро возвращается добром, нужно дарить добро людям и братьям нашим меньшим, птицам и животным.

Маша – девочка, у которой мама работает балериной. Девочка оставалась дома с няней. Недалеко от дома, где жила Маша стоял киоск. Там летом продавали мороженное, зимой он пустовал. Ларек приглянулся вороне и стал ее жилищем. Птица стало хитрой и проворной. Однажды меленький воробышек проник в ее обитель и поплатился. Ворона ударила клювом Пашке в голову и столкнула вниз. Милиционер нашел птичку, положил в рукавичку и отдал Маше. Девочка была рада новому питомцу и приютила воробушка. Форточка всегда для него была открыта. И в знак благодарности Пашка приносил девочке в клюве забавные сувениры. Когда отец Маши находился дома, он подарил своей жене великолепную брошь в форме букета. Мама перед выступлением достала брошь и показала Маше, попросила не трогать. Девочке стало любопытно, как вороне удается воровать вещи через окно. Она затаилась, когда ворона пробралась внутрь, стала смотреть за ней. Ворона не растерялась и утащила ту самую брошь. Когда мама танцевала на сцене, вдруг влетел воробушек и в клюве у него блеснула брошь. Он выронил ее прямо в руки героини. Так маленький воробей отблагодарил девочку за доброту.

Линейная композиция.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение отрывка:

Чуть живой. Не чирикает даже. 
Замерзает совсем воробей. 
Как заметит подводу с поклажей, 
И – под крыши бросается к ней! 
И дрожит он над зёрнышком бедным, 
И летит к чердаку своему. 
А гляди, не становится вредным 
Оттого, что так трудно ему …  

III. Закрепление. 

У: Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение?

У: Да, зимой воробьям приходится особенно «туго». Они питаются тем, чем придется.

У: Прочитайте ещё одну загадку, отгадайте ее. Чтение с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией, с ускорением.

Окраской - сероватая, 
Повадкой – вороватая, 
Крикунья хрипловатая – 
Известная персона.  

Это … ( ворона)  

По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне? 
Почему мы читаем о воробье и вороне?

Верно, сегодня нам предстоит продолжить определять характеры героев, сравнивать их и мы продолжим знакомиться с произведением.

IV. Подготовка к осмыслению произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей».

Чтение учителем.

Чтение  детьми по «цепочке».

Физкультминутка.

Повторное чтении. Анализ.

Что для вас было смешным, забавным?

Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик?

Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик?

Какова была реакция домашних на это происшествие?

Как повел себя Пашка?

Выявить лексическое значение слов, неизвестных детям, умение излагать свое мнение через определения лексического значения слов.

Давайте вспомним все особенности героев.

Посмотрите в учебник, здесь размещены иллюстрации.

Кто знает к каким эпизодам они относятся, поднимает руку.

Совершенствовать навык чтения через многократное перечитывание. Формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения.

Выполните следующее задание. Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его, вписать в листочки пропущенные слова и словосочетания в данные предложения.

Содержание: 

1) В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, (что казалось, все спит кругом)_____: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё сильнее белел от снега. Не спали только   (Мама, отопление и зима.) ___________ .   Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою тёплую песню, а зима  всё ( сыпала и сыпала с неба тихий снег) ____________.  Он летел мимо фонарей и ложился на землю.

2) И было непонятно, как с такого (чёрного неба ) _________ может слетать такой  (белый снег) __.  И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине (красные большие)  ______ цветы. Но непонятнее всего была (седая) ____  ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая на Машу.

ВР: Составление характеристики героя.

Цели: формировать умение находить истинные поступки героя в произведении, умение находить и выделять необходимую информацию через организацию работы с текстом

Запишите на карточках в левый столбик, какие слова подбирает автор для описания героя. Какие качества характера мы можем оценить в человеке?

Внимательно выполняете задание, находитеответ в учебнике, работаете в группах если вы нашли ответ, записывайте его в тетрадь.

Содержание:

Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона …». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.

Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

VII. Закрепление.

Сейчас мы с вами определим главную мысль произведения, что нам хотел сказать автор в своем рассказе. На стр.23 мама сказала такие слова: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут». Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.

Да, в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни. 

Значит, автор нам хотел рассказать то, что хорошее, доброе никогда не забудется и не останется без внимания. Добро возвращается добром, нужно дарить добро людям и братьям нашим меньшим, птицам и животным.

У: Ребята, почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?

Д: Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдётся такой воробей, который его вернет.

У: В рассказе присутствует храбрость, доброта и взаимоуважение.

VIII. Подведение итогов урока.

Придать уроку логическую завершенность

С каким литературным произведением продолжили знакомится на уроке?

 Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?

Зачем написано это произведение? Чему оно нас научило?

Доброте. Милиционер подобрал воробья. Маша выходила его, спасла. Воробей отблагодарил Машу. Забота о птицах. 

Давайте еще раз вспомним: какая мечта была Машиной мамы?

Мама мечтала танцевать Золушку.

Давайте послушаем музыку Сергея Прокофьева – Вальс «Полночь» из балета «Золушка».

О чем же рассказывает музыка? Золушка уже попала на бал или нет?

Выберите нужный смайлик и оцените свою работу на уроке.

IХ. Домашнее задание.

У: Выразительное чтение 3 части сказки.

Оценивание.

 

. . . . .