Занятие-тренинг с подростками "Я - это замечательно"
Занятие-тренинг с подростками "Я - это замечательно"
Автор: Баранова Людмила Сергеевна
МОУ "СОШ № 4", г. Комсомольск-на-Амуре
Актуальность.
Самоубийство во все времена было самой сложной загадкой для философов врачей и психологов. Особенно тревожно сейчас, потому что растет количество детских и подростковых самоубийств.
С одной стороны, гипертрофированная значимость собственных проблем, обостренное чувство «Я», нестабильная самооценка в связи с недостаточным развитием рефлексии, и неудовлетворенная потребность в непосредственном интимно-личностном общении, принятии и любви - с другой стороны, могут привести к повышению уровня тревоги у подростка, неуверенности в себе, чувству одиночества, депрессии.
Предлагаемое занятие-тренинг с подростками – это вариант тренинговых занятий, которые могут проводить не только школьные педагоги-психологи, но и классные руководители в целях сплочения классного коллектива, формирования у ребят чувства привязанности друг к другу, уважения и самоуважения. Такие занятия способствуют снижению социальной тревожности подростков, повышению устойчивой самооценки, что в свою очередь помогает справляться с жизненными трудностями.
1. Разминка (10 мин).
Упражнение «Самопрезентация».
Подростки сидят в кругу.
Задание. Нужно представиться классу, не просто назвав своё имя, его так все знают, а по аналогии с именами известных людей- прозвищем. Например: Владимир - Красно Солнышко; Варвара - Искусница, Илья - Муромец, Александр - Победитель и т.п.
Если участник затрудняется ведущий предлагает ребятам дать прозвище очередному мальчику или девочки. Главное условие: прозвище не должно быть обидным, неприятным. Хорошо зная друг друга, одноклассники с легкостью придумывают прозвища, например: Никита - великий математик, Оксана - поэтесса, Кристина - модель и т.п.
Упражнение эмоционально раскрепощает участников, вносит оживление, поднимает настроение.
2. Упражнение «Новенький» (20 минут).
Ведущий: ребята представьте, что в ваш класс пришли новенькие ребята. Для игры выбираются «новенькие». Достаточно трех человек. Задание: каждому «новенькому» нужно вписаться в импровизированные коллективы.
Создаём 3 небольших коллектива - группы по 3- 5 человек. Ребята общаются внутри каждой группы между собой, ни на кого не обращая внимания.
Задания группам:
1 группа – встретить первого «новенького» радушно, пожать ему руку, проявить интерес, сделать комплемент, включить в свою группу «побрататься»: ко 2 «новенькому» проявить безразличие. К третьему - скрытую агрессию.
2 группа - проявить к 1«новенькому» безразличие. Замолчать, когда он подойдет. Деликатно отстраниться от него. Ко 2 – радушие, принятие, интерес. К 3 - скрытую агрессию;
3 группа: проявить скрытую агрессивность к 1«новенькому», безразличие ко 2, бурную радость к 3 новенькому.
Каждый «новенький» пробует войти в каждый «коллектив».
Потом все трое по очереди рассказывают о своих ощущениях: где им были рады, где выразили холодность, безразличие, где они почувствовали агрессию по отношению к себе.
Полилог.
Что влияет на нашу самооценку? Что вызывает прилив сил и энергии? Что влияет на наше настроение?
Важно подвести подростков к выводу о том, что, когда мы сталкиваемся с негативом в наш адрес, настроение портится, падает самооценка, и у нас тоже вырабатывается негативное отношение к действительности, возникают тревога, страх, раздражение. Появляются проблемы с окружающими людьми. Что мы тоже ответсвенны за то какие эмоции мы вызываем у окружающих.
3. Упражнение: «Зеркало» (10 мин).
Учащиеся сидят в кругу.
Задание: Глядя в ручное зеркальце, каждый в свою очередь должен сказать что-то о себе начиная словами: «Что мне во мне нравится, так это то, что я …»
Участники по очереди добавляют: «А еще ты …»
Например, участник держит в руках ручное зеркальце, глядит в него и не улыбаясь говорит: «Что мне во мне нравится, так это, что я умею писать стихи», а участники группы добавляют: «А еще ты красивая», «А еще ты добрая», «А еще ты умеешь хранить секреты» и т.п.
Зеркальце передается следующему участнику. Все повторяется, только высказывания касаются уже следующего участника. Желательно, чтобы высказались все. И чтобы каждый подросток услышал в свой адрес признания одноклассников.
4. Рефлексия.
Участникам, предлагается назвать свое настроение в цвете и объяснить почему, он чувствует свое настроение «зелёным», «красным», «серым» или «чёрным». С учащимися «обозначивших свое настроение «серым» или «черным» нужно поговорить дополнительно.