Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Ф.И. Тютчев. Зима недаром злится"

Дата публикации: 2023-11-02 13:12:54
Статью разместил(а):
Фомина Надежда Викторовна

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Ф.И. Тютчев. Зима недаром злится"

Автор: Фомина Надежда Викторовна

МБОУ "СОШ с. Тербуны в с. Ивановка"

 

Урок литературного чтения по теме "Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится" проводится во 2 классе и приходится на начало весны. В ходе урока предусмотрены разные виды работ по формированию временных представлений и природоведческих понятий, по развитию речи учащихся. Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Игровые изанимательные моменты направлены на развитие познавательного интереса к урокам литературного чтения. Урок имеет большое воспитательное значение.

Цель: знакомство учащихся с произведением Ф.И.Тютчева о весне.

Задачи: ознакомить  с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева; показать примеры особого взгляда на природу и природные явления с точки зрения поэта; учить находить красочные средства изображения (сравнение, олицетворение, контраст);  расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать навык выразительного чтения, как способа  передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Планируемые результаты урока:

Личностные: формировать интерес к учению.

Предметные: формировать умение работать с поэтическим произведением.  

Метапредметные: формировать умение анализировать изучаемый материал, выделять главное, самостоятельно строить план работы, уметь работать с различными текстами и предметными моделями. 

Познавательные УУД: уметь анализировать языковые средства, используемые автором в произведении; правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

Коммуникативные УУД: уметь определять тему и главную мысль произведения; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других; уметь высказывать свою точку зрения, и аргументировано доказывать её; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель и задачи на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Оборудование: презентация к уроку, грамзапись, текст стихотворения с заданиями.

Ход  урока

1. Мотивация к учебной деятельности. 

Улыбнёмся солнышку:

Здравствуй, золотое!

Рады мы цветочкам:

Пусть они цветут!

Гостям улыбнёмся:

Желаем вам добра!

Урок мы начинаем:

Готова детвора!

2. Этап целеполагания.

1. Сообщение темы и цели.

В какое время года появляются первые цветочки? ( Весной)

А с каким разделом мы будем знакомится? (Поэтическая тетрадь)

Так какая  же тема нашего урока? (Стихотворения о весне)

Сегодня мы продолжим знакомство с поэтическими произведениями о весне. Наша задача не только познакомиться со стихотворным произведением, но и самим создать образ весны, изучить литературные приемы, которые помогут «увидеть» весну глазами автора. 

3. Проверка домашнего задания. Дома  вы учили стихотворения разных поэтов о весне. (Проверка) 

После чтения стихотворения, дети ставят на полку портрет поэта-автора прочитанного стихотворения.       

Портрета какого знаменитого поэта 19 века здесь нет? (Ф.И. Тютчева) 

Правильно. Мы будем знакомиться со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злиться» 

4. Работа по теме урока. Давайте вспомним, а что мы знаем о Ф.И. Тютчеве.

Рассказ ученика о Ф.И.Тютчеве.

Ф.И.Тютчев (1803-1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.

В творчестве этого поэта большое место занимают стихи о природе. Не случайно его произведения любил художник Левитан, изображавший русскую природу в картинах. В природе Тютчева привлекают переходные моменты смены времен года.

Презентация учителем его книги.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

1. Знакомство со стихотворением.

Давайте закроем глаза и внимательно послушаем стихотворение, постарайтесь представить  картины, которые возникнут в вашем воображении. 

Прослушивание аудиозаписи стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится».

2. Проверка восприятия:

Какие картины представили? 

Что вы чувствовали, слушая стихотворение? (Радость от прихода весны)

3. Работа над стихотворением. 

А) Лексическая работа

Какие слова вам показались незнакомыми?

Недаром – не напрасно, есть причины – анаа эвес

И все засуетилось – все движется, все тает – девидеп эгелээн

Пора – время - уе

Нудит Зиму вон – вынуждает, заставляет – албадап турар

Трезвон – частые резкие звуки, сильный звон

Наперекор – назло-

Пуще – сильнее

Горя мало – о беззаботном, неунывающем человеке - мунгаравас

Б) Определение темы стихотворения 

Тему можно выразить словами текста. 

Учитель открывает запись на доске: “Тема: “ Прошла пора зимы”. 

3. Чтение стихотворения про себя, определение идеи (главной мысли). 

(Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.) 

4. Анализ стихотворения: 

А сейчас поразмышляем над текстом, вглядимся в картины природы.

Кто главные герои стихотворения? 

Как это в тексте автор показал? (написал с большой буквы Зима и Весна)

Что напоминает стихотворение? Почему? Рассказ, сказку или загадку?  (сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа). 

Знакомство с приемом олицетворения. 

А теперь посмотрим, какие приемы использует автор, чтобы раскрыть идею. Какие слова и выражения помогают увидеть Зиму и Весну так, словно они живые?  

Что делает Зима? 

Что делает Весна?  

Перечитайте стихотворение и составьте портрет Зимы (1 вариант) и портрет Весны (2 вариант).

1в. – читает все, что говорится о действиях Зимы.

2 в. – все, что говорится о действиях Весны.

О ком так говорят? (О человеке.)
Каким человеком представляете Зиму? Какой бы ее нарисовали?
С каким выражением будем читать о зиме? (Сердито, ворчливо, со злобой, недовольно, разъяренно, гневно.)
Отметим это в тексте.
Как бы изобразили Весну?
С каким выражением будем читать о Весне? (Весело, жизнерадостно, светло, задорно, с ликованием.)
Отметим это в тексте. 

Такой прием, когда о неживом существе говорят, как о человеке, называется олицетворением. 

Дети хором читают записанное на доске слово: олицетворение.

Почему поэт называет Весну – прекрасное дитя, а Зиму - ведьма злая? (Весна родилась, Начинает пробуждаться природа от зимнего сна, Зима заканчивается, состарилась, жить ей осталось недолго. 

Кто из вас заметил, какие слова использует автор для описания образа Весны? (ласковые, добрые)

А для описания образа Зимы? (злые, грубые)

Ребята, поэт действительно,  показал два образа – два настроения.

Какой ещё прием использует автор? Ставит злой  образ Зимы против  доброго образа Весны (противопоставление)

Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, юности и старости.

А как вы, думаете, на чьей стороне автор? Почему? (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит).

Какова  идея, главная мысль стихотворения? (Победа весны. Весна непременно наступит и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому.) 

Учитель открывает запись на доске: “Идея: “Как бы зима ни злилась, весна наступит”.

6. Физкультминутка. 

(Дети выполняют движения, иллюстрируя слова учителя.) 

Спал цветок и вдруг проснулся, 

Больше спать не захотел. 

Шевельнулся, потянулся, 

Взвился вверх и полетел. 

5. Подготовка к выразительному чтению.

А сейчас мы будем готовиться к выразительному чтению стихотворения. 

Что значит читать выразительно? (Делать паузы, ставить логическое ударение, определить темп чтения,  настроение)

На сколько частей можно разделить стихотворение? (5 ч.)

С каким чувством, настроением будем читать стихотворение? Одинаково или нет?

(О Весне будем читать радостно, а о Зиме – с недовольством, гневом) 

В каком темпе? Одинаково или нет? (О Зиме – медленно, а о Весне – быстро).

Найдите первое четверостишье.  

-Какое слово выделим голосом в первой строчке? (Недаром). 

Почему? (зиме грозит опасность)
Прочитайте эту строчку, выделив это слово. 
Какое слово выделим голосом во второй строчке? (Прошла).  

Почему?
Прочитайте эту строчку, выделив это слово. 
Какие слова выделим голосом в третьей строчке? (В окно стучится). 
Прочитайте эту строчку, выделив это слово. 
Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке? (Гонит). 
Прочитайте эту строчку, выделив это слово. 
А теперь попробуем прочитать всё четверостишье, выделяя главные слова голосом.
Про кого у нас следующее четверостишье? (Про Весну) 
Каким тоном будет читать? (Радостным) 
А в каком темпе? (Быстро)  

Какие слова выделим голосом? (засуетилось, нудит, жаворонки)

Попробуйте прочитать. О ком говорится в третьем четверостишье? (О Зиме и о Весне)  

Какое слово выделим голосом в первой строчке? (хлопочет)
Какое слово выделим голосом во второй строчке? (ворчит) 

Какое слово выделим голосом в третьей строчке? (хохочет)

Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке? (шумит)

Каким тоном будет читать? 
А в каком темпе? 
Попробуйте прочитать. 
О ком говорится в четвёртом четверостишье? (О Зиме) 
Каким тоном будет читать? (с гневом)
А в каком темпе? 

Какие слова выделим голосом? (Взбесилась, захватя, пустила, убегая)
Попробуйте
прочитать.

О ком говорится в пятом четверостишье? (О Весне) 
Каким тоном будет читать? (Радостным) 
А в каком темпе? (Быстро)  

Какие слова выделим голосом? (горя мало, умылася, румяней стала, наперекор)

Попробуйте прочитать. 

6. Выразительное чтение стихотворения.

А сейчас попробуем  представить два образа и передать их характеры, их отношения при чтении.

Оцените каждый своё чтение с помощью смайликов:

Зелёный – всё получилось

Жёлтый – трудно

Красный – не получилось

Как оценили?

Что удалось передать? Что можно посоветовать?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Оцените степень успешности овладения новым знанием;( смайлики)

Самооценки учащимися.

Выразите общую мысль этого стихотворения, его главную идею. (Какое чудесное и прекрасное время года – весна! Весна победила!)

8. Итог:

Давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались на уроке? (Готовились к выразительному чтению стихотворения.) 
Для чего мы учимся читать стихи выразительно? (Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение.)
У кого сегодня на уроке было такое настроение? 

9. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть

 

. . . . .