Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мини-музей в дошкольном учреждении

Дата публикации: 2023-11-07 15:30:54
Статью разместил(а):
Маргушина Ольга Николаевна

Мини-музей в дошкольном учреждении

Автор: Маргушина Ольга Николаевна

 

Ни для кого не секрет, что в силу занятости у родителей и их детей не всегда есть возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Еще одной отличительной чертой мини-музеев является то, что практически все из них являются интерактивными. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

Существует следующая классификация мини-музеев по так называемому профилю, то есть специфике музея:

ИСТОРИЧЕСКИЕ - музеи, базирующиеся на системе исторических наук;

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - музеи, характеризующиеся принадлежностью к истории искусств и искусствоведению;

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - музеи, опирающиеся в своей деятельности на
естественные науки;

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, связанные с техническими науками, производством;

КОМПЛЕКСНЫЕ - музеи, сочетающие в себе два или более основных профиля;

ОДНОГО ОБРАЗА – центром экспозиции является какой-то конкретный предмет.

КЛАССИФИКАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ ПО ИХ ПРОФИЛЮ.

 Исторические музеи: 

- общеисторические му­зеи;

- археологические му­зеи;

- этнографические му­зеи;

- военно-исторические музеи;

- монографические музеи, посвященные конкретно­му лицу, событию, учреждению, коллективу. 

Художественные музеи: 

- музеи изобразительного искусства (национально­го и зарубежного);

- музеи декоративно-прикладного искусства;

- музеи народного искусства;

- монографические музеи.

Естественно-научные музеи:

- палеонтоло­гические музеи;

- биологические;

- ботанические;

- зоологические;

- минералоги­ческие.

Научно-технические музеи:

- политехнические музеи;

- промышленные музеи.

Комплексные музеи (два и более профиля):

- краеведческие музеи;

- экомузеи.

Музеи одного образа (конкретный предмет).

КАРТОЧКИ.

  • «Русская изба» - экспозиции связаны с бытом крестьян;
  • «Чудо-дерево» - экспозиции связаны со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
  • «Удивительная природа» – в мини-музее представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых, перья;
  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о роли собак в жизни человека;
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами;
  •  «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора»;
  • «Транспорт» - экспозиции связаны с различными видами транспорта и их особенностями;
  • «Воинской доблести и славы» - экспозиции связаны с событиями Великой Отечественной Войны, её участниками;
  • «Золотая хохлома» - знакомство с народно- прикладным искусством; 
  • «Жанры живописи» - в мини-музее представлены портрет, натюрморт, пейзаж, книжная графика различных художников; 
  • «Насекомые и их знакомые» - знакомство с видами насекомых и их особенностями; 
  • «Морская раковина» - разнообразие видов и форм морских раковин; 
  • «Камни и минералы» - знакомство с разнообразием камней и минералов, их свойствами и условиями использования;  
  • «Музей часов» - экспонатами являются часы различных видов и форм; 
  • Музей колокольчиков. 
  • Музей календаря. 
  •  Музей матрешки. 
  • Музей очков. 
  • Музей шляпы. 
  • «Музей денег» - в мини-музее представлены купюры и монеты различных государств; 
  • «Природная аптека» - знакомство с лекарственными растениями и их использованием в жизни человека. 

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МИНИ-МУЗЕЯ:

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

Подготовительный этап.

Шаг 1. Поскольку в последние десятилетия музейная педагогика, а в частности организация и использование мини–музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями, создание мини-музея рекомендуется начинать с постановки целей и задач перед родителями воспитанников детского сада для того чтобы выяснить их потребности и предпочтения. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: 

- родительские собрания;

- анкетирование;

- консультации;

- индивидуальная работа.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

Шаг 2. Выбор помещения. Здесь следует руководствоваться количеством посетителей и экспонатов.

Помещения

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Групповое помещение

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.

Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.

Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Раздевальная комната

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.

Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

Холлы

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

Практический этап.

Шаг 1. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Большую роль в этом процессе играют родители.  

Воспитатель может составить перечень экспонатов, которые будут составлять основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме.

Шаг 2. Оформление мини-музея. Стоит отметить, что эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, стенды, столики разной величины. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Заключительный этап. 

Шаг 1. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей и их родителей с экспонатами. Причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы достаточно разнообразные:

• проведение обзорных и тематических экскурсий,

• проведение познавательных бесед и мероприятий,

• организация выставок.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.

2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.

Шаг 2. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей. 

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ.

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс-выставками».

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

МИНИ-МУЗЕИ В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ.

Мини-музей «Русский самовар» погружает детей, родителей, школьников, и гостей в историю появления самоварного промысла на Руси, рассказывает о традициях чаепития на Руси. Мини-музей несет в себе огромное воспитательное значение, поэтому неудивительно, самовары активно используются в различных мероприятиях дошкольного отделения таких как: масленица,  экскурсионные встречи гостей и чаепитие с ветеранами нашего района.

Мини-музей «Лоскутное одеяло» знакомит детей с лоскутным промыслом в России, помогает увидеть и прочувствовать ценность самотканого полотна не только как предмета быта, но и элемента истории жизни человека.

Мини-музей «Тряпичная кукла». Кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого существовала своя обрядовая кукла, или кукла-оберег. В нашем мини-музее можно познакомиться с народными куклами трех видов: обереговая, обрядовая и игровая.  

И самый необычный – мини-музей «Домовенка Кузи». Это не только своеобразный хранитель русской избы, но любимый фольклорный персонаж наших детей. С его помощью воспитанники узнают об укладе русского народа, преданиях, суевериях, приметах. 

Помимо этого, в групповых помещениях дошкольного отделения организованы мини-музеи такие как: «Золотая хохлома», «Гжель», «Русская матрешка», «Мир бисера». Одно из преимуществ мини-музеев заключается в том, что они не требуют специально оборудованного помещения, и в пространстве одной группы могут находиться несколько мини-музеев. Эстетически вписываясь в интерьер группы, они одновременно являются познавательной зоной и своеобразной визитной карточкой, которая знакомит родителей с темой, по которой занимаются их дети. А привлечение родителей к подбору материалов и экспонатов, способствует сближению интересов, вовлечению семьи в жизнедеятельность группы.

 

. . . . .