Проект для старшего дошкольного возраста "Приключение семечки"
Проект для старшего дошкольного возраста "Приключение семечки"
Автор: Игнатова Татьяна Николаевна
ГБОУ «Школа № 69» имени Б.Ш. Окуджавы
Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский, информативный.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Цель: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.
Провокация: Воспитатель приносит коробочку/ пакет, в котором находится шелуха от семечек. Интересуется у ребят, знают ли они что это? Выслушав ответы детей, сообщает им, что вчера она забыла коробочку на улице и в ней были семечки, а не ЛУЗГА. Воспитатель просит помощи у детей разобраться в этом вопросе и выяснить, куда подевались ядра семян.
В ходе беседы, дети делятся своими предположениями:
- Могли съесть мыши;
- Семечками полакомились белки;
- Прилетели птицы и склевали;
- Съел кто-то из ребят / людей.
В конце беседы происходит обобщение (вывод), кто питается семенами подсолнуха.
Но среди шелухи кто-то из ребят или взрослый находит 1-2 семечки. Что с ними можно сделать? Конечно, посадить и попробовать вырастить подсолнух.
ЛОКАЦИЯ № 1. «Сад и огород круглый год» - дети организуют посадку, ведут дневник наблюдения, делают зарисовки на разных этапах роста, ухаживают за растением; изучают его строение на гербарии, проводят сравнительный анализ.
ЛОКАЦИЯ № 2. Лаборатория – изучение свойств семян подсолнуха: цвет, форма, размер, запах, масса (семечки полностью, ядра, шелухи в условной мерке) и др.
Выяснить, почему на листе бумаги от ядра остается след при надавливании на него.
ЛОКАЦИЯ № 3. Применение человеком.
Первое, конечно, это производство подсолнечного масла. (рассмотреть, обсудить с детьми, дать попробовать сделать самостоятельно). При желании у детей, можно провести эксперименты с маслом и водой ( например, лава в бутылке на изучение плотности с добавлением красителя и шипучей таблетки. Если поднести фонарик и выключить свет, то получается очень красочное зрелище.) Можно сделать рисунок маслом.
Второе – приготовление восточных сладостей. Можно предложить детям призвать на помощь своих родителей и сделать дома например, козинаки. А на следующий день поделиться рецептом, угостить друзей или устроить чаепитие!
ЛОКАЦИЯ № 4. «Польза и вред». В этой локации дети изучают полезные свойства семечек, витамины, которые в них содержаться. Для поисков ответов используют энциклопедии, интернет ресурсы, помощь взрослых. Ответы можно находить во время прохождения лабиринтов.
Вред: обсудить с детьми, могут ли семечки, частое или неправильное их употребление в пищу нанести вред человеку.
ЛОКАЦИЯ № 5. «Творческая мастерская». Создание различных поделок с использованием семечек, можно выложить калейдоскоп самостоятельно или по образцу с использованием других семян. В зависимости от времени года, предложить детям сделать съедобные кормушки для птиц.
ЛОКАЦИЯ № 6. «Игра теней: веселые превращения подсолнуха». Пофантазировать с детьми, на что похожа тень от подсолнуха. Во что можно превратить, если добавить элементы. Предложить детям нарисовать подсолнух путём обвода его тени на листе бумаги.
ЛОКАЦИЯ № 7. «Красочный мир». В ходе экспериментирования с цветом и светом, дети научатся получать черный цвет из цветных стекол/линз.
Предполагаемые результаты:
1. Дошкольники научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими в помещении или в открытом грунте.
2. Развитие практических навыков исследовательской деятельности, умения замечать происходящие изменения при выращивании растений и фиксировать результат.
3. Обогащение словарного запаса по теме проекта, появление опыта коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях.
4. Развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельность, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, появление потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими).