Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект занятия НОД в старшей группе "Рисование на воде"

Дата публикации: 2023-11-22 22:43:06
Статью разместил(а):
Антонова Анжелика Олеговна

Конспект занятия НОД в старшей группе "Рисование на воде"

Автор: Антонова Анжелика Олеговна

МБДОУ Детский сад № 27, ст. Новоминская, Каневской район

 

Цель: ознакомление с нетрадиционной техникой эбру.

Задачи:

1. Закреплять знания о свойствах воды.

2. Закреплять знания о значении и важности воды для людей и животных.

3. Развивать воображение.

4. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

5. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование и материал: одноразовые тарелки, карта, вода, растворенная гуашь, кисти, бамбуковые палочки, бумага, вода с загустителем, образец, стаканы одноразовые, тарелки, лед.

Предварительная работа: игра «Собери узор», изучение карты, беседа «Для чего нужна вода?».

Ход

«Здравствуй».

Здравствуй, небо! (поднять руки вверх)

Здравствуй, Солнце! (руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (описать большой круг над головой)

Здравствуй, наша большая семья! (все ребята берутся за руки и полнимают их вверх)

Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилось что-то новое. Что же это? (карта)

Воспитатель: Правильно, это карта мира.

Воспитатель: Какие цвета есть на карте? Что они означают? (сушу и море)

Воспитатель: Все цвета, кроме синего обозначают сушу, синий цвет – вода. Вода покрывает большую часть всей поверхности земли. Для чего нужно так много воды на земле? (в воде живут морские обитатели, животные пьют воду, люди пьют и готовят еду, стирают, убирают)

Воспитатель: Итак, вода нужна насекомым – они тоже нуждаются в воде, рыбам – они живут в воде, птицам, растениям, людям. Для чего люди используют воду? (Чтобы готовить, стирать, мыться, пить)

Воспитатель: Итак, вода нам нужна, чтобы пить, готовить еду, умываться, стирать и поддерживать чистоту. А сможем ли мы прожить без воды? (Без воды все живое погибнет).

А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить исследования воды.

Опыт № 1.

Вода – жидкость и не имеет формы.

Пусть ребята нальют воду в тарелку, стакан или любую другую емкость. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт № 2.

Вода не имеет цвета, запаха и вкуса.

Предложите детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус?

В стаканчик положить ложечку. Видна ли ложечка? Почему? Вывод: вода прозрачная.

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт № 3.

Лёд – твердая вода. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике.

Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? Вывод: лёд - это тоже вода.

Опыт № 4.

Газообразная вода - пар.

Возьмите стакан с кипятком. Поместите над паром стекло (можно тарелкой накрыть). На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Опыт № 5.

Что растворяется в воде?

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

Предложите детям размешать краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Физ. минутка «Речка».

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа. (повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди. (потягивания – руки вперед)

Сверху мостик – погляди (потягивания – руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

Воспитатель: скажите, а можно ли рисовать на воде? (нет)

Воспитатель: Ребята, я покажу вам необычный способ рисования на воде. Это нетрадиционная техника рисования называется эбру, эта техника очень древняя. Для этого необходимо растворить в воде загуститесь, с помощью которого вода станет гуще и краски будут оставаться на ее поверхности. Ребята, давайте все вместе посмотрим видео о том, что можно нарисовать используя технику эбру (показ видео).

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем изобразить узоры с помощью этой техники. В ваших тарелках уже налит загуститель. Для рисования мы можем использовать кисть или бамбуковую палочку. Для начала посмотрите как это буду делать я.

Воспитатель объясняет технику выполнения работы. Капли на воду наносятся ударом кисти о ладонь. С помощью бамбуковой палочки капли разводят в разные стороны, можно попробовать превратить каплю в рисунок. рисунок переносится на лист бумаги путем опускания и прижимания его к жидкости.

Давайте посчитаем до 10 (считают).

Воспитатель: А теперь осторожно достаем лист из воды. Таким образом, весь рисунок отпечатывается на листе бумаги, теперь остается только дать ему высохнуть.

Воспитатель выполняет. Дети наблюдают.

Пальчиковая гимнастика «Ах, вода»

Ах, вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки, имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги-влево (пальцы сжать в кулак, затем с силой выпрямить пальчики, как бы встряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро.

Что нам с вами понадобится для рисования в технике эбру? Как именно лучше наносить краску на воду?

Дети рисуют. Воспитатель при необходимости помогает, показывает приемы действия.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (проводили опыты, рисовали)

Воспитатель: Что нового вы узнали? (о том, что можно рисовать на воде)

Воспитатель: Чему мы научились? (рисовать на воде)

Воспитатель: С какой нетрадиционной техникой рисования мы с вами познакомились? (эбру) В случае затруднения воспитатель напоминает название техники.

Воспитатель: Почему краски не тонут? (потому что в воду добавлен специальный загуститель)

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы сохранить рисунок? (отпечатать его на бумаге)

Воспитатель: Ребята, только посмотрите, что у вас получилось. Какие красивые, необычные рисунки. На что похож узор? Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Что нового вы узнали? Меня сегодня порадовали …

 

Список литературы:

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Методическое пособие. М.: ИД Цветной мир, 2015.

2. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисования. М.: АСТ Астрель. 2005.

3. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей [Текст] / А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

 

. . . . .