Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мастер-класс "Развивающая книжка как дидактическая игра"

Дата публикации: 2023-11-23 23:01:58
Статью разместил(а):
Арутюнян Лиана Степаевна

Мастер-класс "Развивающая книжка как дидактическая игра"

Автор: Арутюнян Лиана Степаевна

МБОУ Лицей № 1, п. Нахабино, г.о. Красногорск, Московская область

Цель: формирование готовности педагогов к использованию развивающей книжки, как дидактической игры в области развития речи и познавательных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения педагогической ценности.

2. Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления развивающей книжки – лэпбук.

3. Закрепить практические навыки изготовления лэпбука.

Участники мастер-класса: педагоги дошкольных образовательных организаций, педагоги дополнительного образования.

Методы и приёмы:

- беседа;

- выполнение заданий по образцу;

- актуализация знаний.

Материалы и оборудование: лэпбук; проектор, экран, ноутбук; листы, канцелярия, материалы для изготовления лэпбука.

Теоретическая часть. Большое значение для своевременного овладения речью и для нормального темпа ее развития имеют условия общения ребенка со взрослым: наличие эмоционального контакта, делового сотрудничества между ними.

Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

Развитие речи детей Е.И. Тихеева тесно связывала с сенсорным и умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств.

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности …».

Познавательные способности — это индивидуальная особенность человека, направленная на познание окружающего его мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности.

Проблема познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.

Новое время диктует новые задачи и заставляет педагогов искать новые продуктивные формы работы с детьми по развитию развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребёнка читать, считать. Однако доказано, что важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Следовательно, проблема развития познавательной активности у детей является актуальной. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Необходимо развивать в детях умение быть пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Я стала замечать, что у детей значительно снизилась познавательная активность, у них недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, они не проявляют пытливости и не умеют оперировать имеющимися знаниями. При организации совместной и самостоятельной деятельности детей я обнаружила проблему при взаимодействии детей друг с другом – неумение включаться в совместную деятельность, принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера.

ФГОС ДО ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому!», то есть подразумевает, что нам воспитателям необходимо постоянно искать новые формы развития познавательной активности детей.

Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

Какие же формы работы по развитию познавательно-исследовательских способностей детей будут наиболее оптимальными? Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу?

В связи с этим передо мной встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является новая форма работы с детьми – лэпбук. Лэпбук – сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга).

В рамках реализации ФГОС ДО мы должны четко знать, соответствует ли применение лэпбука этим стандартам. Можем сказать, что лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:

- информативен – содержит информацию на различные темы (в одной папке можно разместить достаточно много информации как по определенной теме, так и по нескольким, а не подбирать различный дидактический материал; обеспечивает компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке); обеспечивает возможность добавлять новые задания в «кармашки»;

- полифункционален – способствует развитию творчества, воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен – есть несколько вариантов использования каждой его части; обеспечивает игровую, познавательную, речевую, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

- доступен – структура и содержание доступны для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

- безопасен – соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

- включенность воспитателя наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над определённой темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать в себя материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому развивающая книжка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада.

Также можно сказать, что лэпбук разновидность метода проекта, потому что его создание содержит все этапы проекта:

- целеполагание (выбор темы);

- разработка лэпбука (составление плана);

- выполнение (практическая часть);

- подведение итогов.

В зависимости от назначения лэпбуки бывают:

- учебные;

- игровые;

- поздравительные, праздничные;

- автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: о путешествии, о походе в цирк, о каникулярном досуге и т.д.

В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка.

Организация материала: стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; теги; стрелки; пазлы; чистые листы для рисования и т.д.

Лэпбук средство для реализации деятельностного метода обучения. При его создании дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?

1. Позволяет собрать в одно пособие самые разнообразные варианты развивающих занятий для дошкольников;

2. Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

3. Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

4. Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

5. Способствует творческой самореализации педагога.

Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов дошкольного образования для ребенка:

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

2. Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.

3. В дидактической игре подобраны задания, способствующие развитию речи (составить рассказ, прослушать, а затем пересказать лиературное произведение, характеризовать героев, инсценировать сказку), для наблюдения (за сезонными изменениями в природе, за птицами, насекомыми).

4. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, на обогащение словарного запаса, развитие связной речи, формированию элементарных математических представлений: количество, счет, геометрические фигуры, величина и т.д.

5. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес.

6. Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по-разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.

7. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

6. Инновационная технология «Лэпбук» при детско-взрослом взаимодействии не только эффективно поможет ребёнку овладеть культурой речи, но и будет способствовать более доверительным межличностным отношениям, повысит педагогическую компетентность, даст возможность узнать интересы и потенциал ребёнка и развить их.

Таким образом, метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. Работа с развивающей книжкой является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий, технологии сотрудничества.

Практическая часть. Сегодня мы попробуем изготовить лэпбук и придумать алгоритм действий для его использования. Для этого я прошу педагогам объединиться в группы, по цвету карточек, полученных во время регистрации на мастер-класс. Для начала нужно определить цель данного лэпбука, для какого возраста и для развития какой образовательной области он будет предназначен. Если есть способ сделать лэпбук полифункциональным и вариативным, то нужно использовать эту возможность.

Представим, что мы хотим создать развивающую книжку, которая будет способствовать речевому развитию, познавательной активности и развитию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Группу педагогов попрошу определить цель изготовляемого лэпбука и записать её. После, попробуйте сформировать задачи, выполнение которых помогут достигнуть поставленной цели. Приступаем к оформлению развивающей книжки. Каждой группе педагогов предлагаю выбрать тему, определить цель, поставить задачи, написать план, нарисовать макет и оформить одну из страниц будущего лэпбука. Для изготовления страницы, которую будем использовать для развития связной речи, советую применить тематику сказок. Для этого можно из разных материалов (цветной картон, фетр, фоамиран) изготовить сказочных героев, оформить страницу в виде декорации к сказке (избушка, деревья, тропинка, забор, солнышко, тучки) и с помощью клеевого пистолета закрепить декорации к странице, а самоклеящиеся липучки использовать для фиксирования кукол-героев на готовую страницу. Во многих произведениях герои повторяются, поэтому можно одних и тех же использовать для инсценировки разных сказок. Например, бабка и дед присутствуют в сказках «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», лиса, заяц, волк, медведь встречаются в произведениях «Колобок», «Теремок» и т. д.

Также оформим страницы на темы «Времена года», «Еда животных», «Математический счёт».  

Изготовление лэпбука предусматривает следующие этапы его создания:

1. Выбор темы.

Тема должна быть интересной ребенку, оригинальной и соответствовать его возрасту. Тема может быть, как общей, так и более конкретной. Часто тема будущего лэпбука определяется после бесед с детьми, иногда они сами подсказывают педагогу, что бы хотели изучить подробнее, чем интересуются. Здесь и начинается совместная деятельность воспитателя и детей. Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в обсуждении тем и направлений будущего пособия.

2. Составление плана будущего лэпбука.

Необходимо определиться с элементами, подтемами. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. В план вы можете включить дидактические и развивающие игры, серию сюжетных картинок для составления рассказов, ребусы, загадки, задания со схемами и описаниями и так далее. 

У вас на столе лежит алгоритм по составлению плана и в течение одной минуты предлагаю вам выполнить данную работу. 

Например, мы с детьми составили план лэпбука на тему «Зима». Сюда мы можем включить такие дидактические материалы и игры как:

1. Календарь.

2. Карточки с животными и птицами, которые встречаются зимой.

3. Рассказ по картине.

4. Блокнот «Приметы зимы».

5. Карта «Где живет зима?».

6. Снеговик с загадками.

7. Игра-находилка «Звуки зимы».

3. Рисование макета.

После составленного плана можно приступать к рисованию макета. Это необходимо для дальнейшего оформления лэпбука. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д. Все изготовленные элементы должны быть собраны воедино.

У каждого педагога есть лист, на котором он оформляет макет по своей теме.

4. Создание лэпбука в натуральную величину.

Согласно макету, необходимо изготовить сам лэпбук. Дети старшего дошкольного возраста могут принимать посильное участие в этом процессе: вырезать, приклеивать, складывать элементы в соответствующие кармашки. Совместная деятельность несет в себе цель по формированию уважения к собственному труду и труду других, воспитывает бережливость, аккуратность, чувство ответственности за собственную работу. Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.

Дорогие педагоги, как вы думаете, что нужно, чтобы сделать лэпбук?

Педагоги приводят свои догадки.

Да, для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы как: обычная бумага, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, ножницы, клей-карандаш для бумаги, ПВА, степлер, скотч, картонная папка-основа, ткань, фетр, липучки, изделия для украшения: бусы, бисер, ленты и много фантазии.  

Приступим к оформлению наших страниц. Возьмите необходимые материалы для совей темы. В конце соединим все страницы воедино с помощью дырокола, ленточки и получим лэпбук.

Воспитатели самостоятельно вырезают и приклеивают обычные кармашки и картинки-наполнители. Слежу за всем процессом создания лэпбука. Даю советы, помогаю в изготовлении.

Спасибо всем педагогам за плодотворную творческую работу. Работа по созданию лэпбука также направлена на активизацию деятельности детей и их родителей, поэтому интерактивная книга может изготавливаться не только самостоятельно педагогом, а с детьми и родителями.

4. Представление результатов.

Переходим к четвертому этапу – представление результатов работы. Я предлагаю участникам в создании лэпбука в течение 2 минут представить свою разработку.

Рефлексивно-оценочный этап:

В нашей развивающей книжке поместилось очень много информации в привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать лэпбук по-своему, а также совместно с детьми. Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе такого творчества ребёнок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая совместная и увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка.

Данная технология известна во всем мире как лэпбук, в нашей стране как развивающая книга, дидактическая игра, интерактивная папка. И она недостаточно распространена, заслуживает пристального внимания дошкольного образования. Это универсальная технология позволяет работать педагогам, которые ориентированы на разные области развития детей.

Уважаемые коллеги, чтобы подвести итог и услышать от вас обратную связь, я предлагаю вам на листочках бумаги шаблон руки. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение (в 5-ти бальной системе). Выберите один и раскрасьте его.

Большой – для меня было важным и интересным то, что я услышала.

Указательный – по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно в усвоении материала.

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно информации.

В самой ладошке можете написать пожелания на будущее.

Участники мастер-класса высказывают своё мнение, ориентируясь на шаблон руки, или раскрашивают карандашом тот палец, который соответствует выбранной ими позиции, отражая отношение к мастер-классу. На ладошке пишут пожелание на будущее. 

И в заключение хочу сказать слова Василия Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И задача каждого родителя и педагога обеспечить это ребенку в дошкольном детстве. Я вам хочу пожелать успехов в воспитании детей и надеюсь, что этот мастер-класс вам в этом поможет.

2200 01

2200 02 2200 03
2200 04 2200 05

. . . . .